Уже готовясь перейти непосредственно к описанию формы Русско-японской войны, нашел еще одну интересную фотографию, и все-таки решил написать несколько больше о «суконных» рубашках, вкратце упомянутых в первой части. Ведь,как и в случае с английским хаки, важно не только изменение цвета, а введение одежды нового образца вообще. Цвет был важным, но не единственным нововведением, современной по тем временам, формы. Удобство, свободный покрой, карманы. Постепенно рождалась основная для первой половины ХХ века русская военная одежда - гимнастерка, прошедшая Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную и отмененная только в 1969г.
Кадр из будущего фильма "Анна Каренина". Пожалуй первое изображение "крашенной " русской формы времен Русско-японской войны.
"Гимнастерки".
В 1891г. для самокатных команд была введена вместо мундира суконная рубашка из темно-зеленого сукна с погонами и обтянутыми сукном деревянными пуговицами. Позже были предложения сделать ее из черного (по контексту, автор не разделял темно-зеленый и черный цвета, так как пишет «по принятому образцу») сукна с карманами на юбке (а не на груди, что характерно) и отложным воротником, но это не было принято.
В 1892г. один офицер отозвался статьей о рубахах. Узнав, что в Гвардии введена «верблюжья рубашка» (показанная в первой
части), он написал, что в Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище уже много лет(!) применяется суконная рубаха. Причем намекается, что нечто подобное есть и в других училищах. А также, несмотря на гонения, используется и в некоторых частях гарнизона. Цвет - серый у юнкеров, в командах- серо-синие и коричневые.
Понятно, что это была какая-то временная мера, возможно разрешение или изобретение местного генерала, на более поздних фотографиях юнкера опять в белом, но сам факт говорит о наличии тенденции.
Напомню, что летние рубахи (обр. 1869) строились как на казенные деньги, так и на хозяйственные суммы частей. Понятно, что здесь был некоторый простор для фантазии. Примеры с газырями и лацканами я уже приводил. Иногда делали и другие дополнительные украшения - например, цветные канты или музыкантские наплечники. Тогдашняя форма (обр.1882г.) вообще не была особо любима, ее обзывали «мужицкой», «кучерской». Офицеры мечтали (и в конечном счете добились после Японской войны) о более красивых мундирах, и тайком видоизменяли их- одни укорачивали, другие наоборот удлиняли, мода гвардейских стрелков диктовала широченные шаровары, спускавшиеся чуть ли не на носки сапог и тд. Да и солдаты, уходя в запас частенько перешивали форму, чтоб покрасивее было. Многие предметы обмундирования и снаряжения были неудобны, либо при экономии, доведенной до абсурда становились таковыми- и неудобными, и некрасивыми.
С 1885г. гимнастёрка введена взамен кителя для нижних чинов армейской кавалерии, конной артиллерии и обозных чинов всех родов войск. Да и вообще в конце ХIХ- начале ХХ века в военной печати все чаще и чаще говорят о рубахах. Про маскировку обычно не упоминается (но по тем временам проблема заключалась только в белом цвете). Подчеркивается их удобство, привычность для большинства солдат - бывших крестьян, «русскость» и «национальность» костюма (тогда это тоже было важно для военных), и практичность. В них не так жарко как в мундире, и одновременно не так холодно, дешевизна. Рецепты изготовления различные, даже из старых шинелей. Были предложения заменить рубахами даже знаменитые черкески кавказских казаков. Многие описания уже предвосхищают будущие нововведения 1907-1914гг.- канты или тесьма на воротнике, карманах и разрезе по полковому цвету, наличие карманов, иногда уже не белый цвет. Немного извиняющимся тоном отмечается, что при погонах, шарфе, шашке и орденах рубаха тоже выглядит достойно, как и мундир, нарядно и воинственно.
Параллельно было много предложений и по снаряжению (причем не просто эскизов в бумаге, но и фотоотчетов и впечатлений по реальным экспериментам в батареях и батальонах). Но, в целом, тогда это был еще уровень неофициальных нововведений и экспериментальных предложений.
1904- взгляд из европейской России.
Исходя из вышесказанного нас уже не сильно удивит, что первые шаги по усовершенствованию белой летней формы начались, можно сказать продолжились, только более массово, уже вскоре после начала войны, даже раньше вторжения японцев в Маньчжурию. Глазков в своей статье в 71м номере «Старого Цейхгауза» приводит рапорт командира 17го Армейского корпуса А.А.Бильдерлинга от 16 марта 1904г.: «Войска в белых рубашках и чехлах…издали заметны противнику и, следовательно, подвергаясь его огню, могут нести излишние потери, которых можно избежать простой окраской белой рубахи в коричнево-песочный цвет, малозаметный издали. Также далеко видны и белые палатки… Испрашиваю разрешения Вашего императорского высочества теперь же окрасить в коричневый цвет, изготовленные для похода в войсках вверенного мне корпуса белые рубашки, чехлы на фуражки и полотнища палаток. Окраска эта не представляет особенного затруднения и может быть исполнена скоро в самих частях на войсковые средства. Испрашиваю также разрешения ввести в обмундирование драгунских полков 2й отдельной кавалерийской бригады шерстяной коричневой рубашки с карманами, образец которой мне уже предоставлен,… на все число офицеров и нижних чинов в строю. …Испрашиваю разрешения и на пришивку козырьков к фуражкам нижних чинов как меры способствующей к сохранению глаз и большей при стрельбе меткости».
От себя добавлю, что в состав 2й кавбригады входил 52й драгунский Нежинский полк, которым в 1903-06гг командовал полковник П.А.Стахович, бывший в свое время военным атташе при английских войсках во время Бурской войны. То есть коричневые рубашки с карманами (причем уже готовый образец, а не эскизы на бумаге) предоставлял человек, видевший в деле, и как мы уже знаем, сам носивший хаки. Как принято сейчас говорить - «Совпадение?- не думаю».
Драгуны Русско-японской...
Волонтеры 52го драгунского Нежинского полка-выпускники Императорского училища правоведения. Форма скорее всего из английского габардина. Хорошо видны назатыльники на фуражках.
20 марта 1904г. командование 10го Армейского корпуса ходатайствовало об отпуске летнего обмундирования, окрашенного в серый цвет. Причем фуражки должны были быть на красной кумачовой подкладке. Тогда считалось, что эта мера предохраняет от солнечного удара.
Забавно, но снова, как и в отчетах военных агентов 1900г игнорировался английский опыт. Вновь отмечалось, что поучительных примеров и большого опыта эта война не дала, так как буры почти не имели артиллерийского огня, а ружейная стрельба велась с близкого расстояния по очень видимому неприятелю, да и вообще буры зоркие ребята, им что хаки, что не хаки. Таким образом, хаки англичан имел «смысл более светлой летней одежды, которую каждый англичанин надевает под тропиками». Тоже самое про Сомалилэнд и Китайскую кампанию. Поэтому (!) «приходится быть пионером в создании защитной окраски». Исторически это, конечно, верно. Хаки (или как его иногда называли в то время в России- каки) действительно «вырос» из белой тропической одежды, но так игнорировать уже имеющийся опыт… Зато отметим терминологию- уже в 1904г в документах и статьях широко применяется термин «защитный». При этом, так же как и «хаки» в свое время, он пока не обозначает какой-то конкретный цвет.
Судя по фотографиям проводов войск, многие части отправлялись на фронт уже полностью в серой форме.
Рисунок О.Пархаева из книги Леонова и Ульянова "Регулярная пехота 1855-1918", 1998г.
Одновременно с разрешениями, и даже рекомендациями к покраске формы, техники Интендантского управления экспериментируют с разными красками и способами. Не все они были удачны, так использование дегтя признали неудачным- дорого, долго сохнет, нестойкая окраска. Одновременно в Техком обратилась фирма «Ф.Байер и Ко», предложившая образцы красок: хаки-коричневая G, хаки-желтая №280, хаки прочно-серая №522. С их помощью был получен «серовато-желтый цвет», вполне удовлетворивший всех. Было заказано 12 тыс. 250-граммовых банок, каждая банка была рассчитана на окраску 100 рубах и 100 чехлов. Во второй половине июня 1904г первые партии этой краски были получены полевым интендантом в Ляояне, и началась выдача ее в войска. Порошок растворяли в горячей воде и в получившийся раствор помещали одежду, после окраски отжатые рубахи прополаскивали в дегтярной воде. Получался «песочный, то есть желтый с сероватым оттенком» цвет с дегтярным запахом. Рубахи нужно было подкрашивать при каждой стирке и, вообще, минимум пару раз за сезон. Подробно об этом можно прочитать в «Старом Цейхгаузе» №71. Судя по описаниям, цвет не имел ничего общего с будущими традиционными русскими защитными цветами и был скорее похож на английский хаки той поры.
4й Сибирский казачий полк.
К 1905г. обмундирование посылалось на фронт уже и готовым, но современникам, по понятным причинам запомнились не сколько «химические» или фабричные вещи, как многообразие «самодельно» окрашенных и пошитых вещей. «В результате иностранные корреспонденты, видевшие русскую армию в Маньчжурии, поразились, что нельзя было встретить двух офицеров, одинаковым образом одетых".
Продолжение следует...