Пятьдесят оттенков хаки-3.

Apr 06, 2017 21:39

Итак, завершающая часть истории раннего хаки.

Ниже акварель художника Мортимера Менпеса "Лорд Робертс наблюдает за битвой при Осфонтейне", 1901г.


Первые впечатления.
Нововведение принималось по-разному. Многие офицеры, да и солдаты, привыкшие к традиционному «spit and polish», внешнему блеску и красоте, скептически воспринимали идею неброского одеяния. Подчеркивалось, что мундир это традиции, слава, страх для врагов, что солдат не должен быть оборванцем и т.д. и т.п.
Плохому мнению способствовало и плохое качество первого хаки. Как уже упоминалось, рецепты изготовления были разными и многие из них представляли собой механическое окрашивание, скорее даже загрязнение, ткани. Поэтому окраска часто была недолговечной, мажущей и вонючей. Единый цвет получить было невозможно в принципе - существовала громаднейшая палитра оттенков- от светло-серого (фактически грязно-белого), серо-голубых оттенков, лиловатых, розоватых, серо-желтых до коричневых. С учетом того, что каждый полк имел свой «секретный» рецепт, а зачастую и роты внутри него выглядели неодинаково, а при длительной носке и каждый отдельный солдат - можно представить себе возмущение тех, кто привык к единообразию, красивым парадам и ярким мундирам. Все-таки на дворе был еще XIX век.
Были и другие мнения - молодой восторженный солдат-поэт Купер из 5го Нортумберлендского в своей книге 1880г. писал о переодевании в хаки перед границей Афганистана: «Форма цвета земли - это наполняет сердца наших врагов страхом, потому что они не могут увидеть наших, пока те не будут слишком близко».

Помимо красоты и субъективных предпочтений были и вполне объективные проблемы. Майор Ройл из 4го батальона Стрелковой Бригады писал: окрашенная одежда солдат была настолько загрязнена "от пота, почернела от ремней и плохого красителя, что мы выглядели просто как очень грязная толпа".
Любая попытка постирать одежду только усугубила бы процесс - цвет мог практически исчезнуть, менялись оттенки, появлялись пятна и «проплешины». Результат был неоднородным, и в результате - неприглядный внешний вид.
Просто крик души был опубликован в 1883г в «Шеффилд Дейли Телеграф» :
"Новая летняя одежда британских войск, в общем, не была любима. Ее непопулярность просто огромна. Это очень большой расход для людей, каждый мундир - а они имеют четыре - должен повторно окрашиваться раз в месяц, и невозможно получить даже два мундира одного и того же оттенка. Кажется, в процессе окрашивания гниет ткань, в то время как запах невыносим, к тому же многие люди оказались в больнице из-за кожных высыпаний от красителя. Солдаты теперь редко выходят из лагеря или в парки, потому что "они не кажутся привлекательными и опрятными сами себе". Вещество красителя забивает ткань и делает ее жаркой при ношении и, как они сами честно говорят, дхоби не моют их должным образом, так как невозможно определить, какой костюм уже вымыт или ещё нет ". Куда катится этот мир - даже мойщики из низших каст смеются и обманывают Томми!


Дхоби за работой. Картина сикхского художника, 1867г.


Эй, сахиб! Я твой хаки плёхо стираль.
Неудивительно, что в такой среде рождались байки и анекдоты про новую форму. «Хаки в Белуджистане это неизбежность. Местный вождь, довольно богатый человек, решив поехать на дурбар или какое-то другое публичное мероприятие, приказал выстирать свою одежду. Изумительно белая! Но уже через несколько дней она перестала таковой быть от обычных природных условий. Хаки там, таким образом, незаменимая и неизбежная вещь». Вроде похвалил, а осадочек остался- просто грязь эта ваша заливная рыба форма хаки. Может, «хаки» во время Восстания потому и появился, что некогда и некому было стирать... Возможно, что и упоминаемые уже рецепты с навозом тоже из серии баек.

Рассказ Киплинга «Арест поручика Голайтли», написанный в 1886г, описывает злоключения лейтенанта, попавшего под сильный дождь в Индии: «Наконец, смолистая масса и зелёная краска образовали тягучую массу, которая потекла по Голайтли потоками - по спине и груди, не разбирая дороги. Цвет хаки тоже начал линять -скверная была, линючая краска, - и костюм Голайтли окрасился в бурый цвет, местами с фиолетовыми пятнами, оранжевыми краями и ярко-красными полосами. Кое-где выступали совершенно белые пятна, что, очевидно, зависело от особенностей и свойств краски. Когда Голайтли взялся за платок, чтобы вытереть лицо, и зелёная краска подкладки, слившись с красной краской от ремня, потекла по шее, то эффект получился изумительный». Современный читатель может и не понять завязки рассказа - подумать, что это просто досадная случайность или мошенничество продавца, подсунувшего некачественную одежду. Но ознакомившись с вышеописанными «рецептами», мы понимаем, что ситуация хоть и сутрирована, и доведена до юмористического абсурда («грязного оборванца» арестовывают как дезертира и никто не верит, что он офицер), но, по своему, довольно типична и явно навеяна рассказами из жизни.
Применение.
Итак, продолжим по применению.
Война с зулусами 1879 года, шедшая параллельно со 2й Афганской - все были в традиционных красных либо синих мундирах, лишь чехлы на пробковые шлемы и ремни амуниции могли быть окрашены чайным раствором.


Кадры из фильма "Маджуба".
1я Бурская война 1881г- только 92й Гордонский полк был в хаки, прибыв прямо из Индии и Афганистана. Остальные части «красные» со шлемами в чехлах чайного цвета.
Суданская экспедиция 1884-85гг.- Прибывшие из Египта части были в серой сарже, из Индии - в хаки. Индийское хаки, по общему мнению, оказалось более удобным для условий пустыни- и по цвету, и по материалу.
В конце концов, хаки стал общепринятым боевым цветом. В Индии в 1880е уже массово использовали хаки и повседневно, а не только как боевую одежду - официально это было закреплено в 1885г. Улучшалась система окрашивания, повышалось качество - переходили на химические красители и фабричное производство. Краситель был запатентован химиком Фредериком Гэтти в 1884г. Цвет «химического» хаки, произведенного в Англии, был темнее «индийского». Экспериментировали с покроями, добиваясь удобства - существовали не только привычные нам схемы нагрудных и набедренных карманов (0 карманов, только 2 нагрудных , только 2 набедренных, 2+2) , но и «поясничные» (а как их еще назвать?) , и 6 карманов(!), и даже патронташи на груди, в виде совсем уж не ассоциирующихся с англичанами, газырей…






Фельдмаршал Фредерик Робертс Кандагарский в Индии (1880е) и в 2ю бурскую войну (1900).


Какие-то дополнительные накладки - видимо чтобы не набивалась спина от снаряжения. Уточнение- нашел, считалось, что это от защита от жары и солнца, часто изнутри делали красного или оранжевого цвета


Экспериментальная форма 1884г.


Сифортцы в Черных горах, 1888г. "Газыри".


"Газыри".


Молодой Черчилль предпочитал 6 карманов.


Кадры из фильмов "Молодой Уинстон" и «Объездчик Морант» (Жестокий Морант).

Можно начинать обратный отчет - если до этого мы отмечали случаи ношения хаки, то теперь все реже встречаются традиционные цветные униформы. Так, в авангарде Хартумской спасательной экспедиции были солдаты в красном, чтобы пугать махдистов. Ради этого Гвардия поделилась мундирами с 1м батальоном Сассекцев. Солдаты Капской пехоты, сформированной в 1882г. носили красное, чтобы запутать местных, что они солдаты регулярной пехоты, а не волонтеры или иррегулярные солдаты. Идея, что красные мундиры внушают страх врагам и деморализуют их, привела к тому что 1й батальон Черной стражи и 1й батальон Южно-Стаффордширского при Киркебане и Гиннисе в Судане (1885) переодевались из серого в красные мундиры. Зеленые Говарды, Королевский Беркширский, Королевский Западно-Кентский- эти полки также сменили хаки на красное и синие штаны, а Камеронцы -килты и красные мундиры, чтобы произвести большее впечатление на дервишей.
Гиннис стал последней крупной битвой, засветившейся в красных мундирах, а последнее более - менее массовое использование красного в боевых действиях относится к 1888 году при подавлении восстания зулусов (1й батальон Королевских Шотландцев). А последнее использование красных мундиров на активной службе регулярной армией, по иронии судьбы, было в Ашанти 1896г. Судя по всему, африканцам красные мундиры, действительно, внушали уважение и трепет. Из описаний того же Буссенара можно вспомнить как племена зачастую раскрашивали себя «под солдата»- красный торс и руки, белые ноги, нарисованные на теле ремни и шевроны…

В 1896г. форма хаки была официально объявлена формой для заграничной службы. Хотя, даже в этот период существовало множество оттенков, несмотря на уже официальный статус и более централизованное производство.
Например, канадцы из 2 RCRI в бурскую войну носили «новую форму фирмы Сэнфорд, что на пересечении улиц Короля и Джона в Хэмилтоне, (она) не уступала по качеству британской, но по ощущениям была грубой и жесткой», а вот снаряжение они красили себе сами «домашними средствами» как англичане 20 лет назад. Результат получился таким же разнообразным - от темного кофейного цвета до грязно-желтого, а некоторые подсумки и шлемы были «изумительно полосатыми».


Существовала байка, что перекрашивали даже лошадей. Не знаю как лошадей, а вот чехол хаки на блестящий эфес сабли применялся.
А в январе 1902г., по итогам 2й бурской войны, была введена новая общая универсальная форма для службы и дома, а не только в колониях, хорошо знакомая по Первой мировой. Официально этот землисто-коричневый цвет назывался Драб, но все повсеместно называли его «хаки». Яркие парадные мундиры традиционных цветов сохранились только для парадов и торжественных церемоний…


Горская бригада на марше, 1902г. Художник пытается показать эффект хаки в вельде.



Интересно, что иллюстрации к роману Буссенара "Бенгальские душители", напечатанном незадолго до начала Бурской войны, уже правильно показывают британцев в хаки.
ПС. Не совсем про форму, но тоже на тему повышения маскировки и смены традиций. Долгое время знамена являлись символом доблести и славы, под ними солдаты шли в бой, но изменения условий войны и потеря знамен, произошедшая за сравнительно короткий период- 24м полком при Исандлване в 1879г. и 66м при Майванде 1880г. вызвали дискуссию о необходимости их применения. В конце концов, было принято вполне современное решение перестать выносить их в бой и даже брать за границу. Телеграмма с запретом была разослана во все полки 17 января 1882г. Последний раз в бою знамя развевалось над британскими солдатами в 58м полку при Лаингс Неке в 1ю Бурскую войну, 28 января 1881г. Тогда погибло 4 офицера, несущих и спасавших знамя от захвата бурами - последние жертвы красивой, но уже бессмысленной традиции. Последние знамена, взятые на активную службу, были в 1м батальоне Южно-Стаффордширского полка в Александрии в 1882г. Кстати, по упоминанию развевающихся знамен в описаниях второй бурской войны, легко вычисляли самозванцев-добровольцев.
Выводы.
Итак, подведем итоги. Родина хаки - Индия: Северо-Западная граница, потом по всей Индии, далее везде. Дата возникновения - точно не известна (и вряд ли будет). Приблизительно конец 1840х, менее вероятно самое начало 1850х. Термин «хаки» (каки, харки и тп) появился позднее и не обозначал конкретный цвет или, тем более, оттенок. Это было общее слово для обозначения как цвета, так и самой «защитной» одежды (как сейчас слово камуфляж). Производство первое время было фактически самодельным, не всегда удачным по исполнению, но постепенно удобство более легкой новой формы (карманы, свободный покрой) и маскировочный эффект перевесили консерватизм и традиции. А технические достижения убрали недостатки. С середины 1880х появляется химическая окраска и хорошее промышленное качество. Форма становится боевой для всех в заморских колониях, а в некоторых колониальных полках и основной. Но другие страны на это мало обращают внимания, и поэтому впервые «замечают» «новинку» только в начале ХХ века, в бурскую войну. В самой же Британии, хаки уже давно известно, привычно и с 1902г. становится главным типом военной одежды. Фактически, это рождение современной военной формы.


Рисунок Р.К.Вудвилля "Джентельмен в харки", иллюстация к поэме Р.Киплинга, стал символом британских войск конца XIX- начала XX века, "Армии мистера Киплинга". "Хаки", как мы помним, называли англичан и буры.

Предыдущие части:
Часть 1
Часть 2

© 2017 major_colville
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки http://major-colville.livejournal.com

Униформология, Киплинг, Бурская война, Хаки, Буссенар

Previous post Next post
Up