Оказывается, существует еще один фильм, который некоторые считают вариацией по мотивам романа А. Э. В. Мэйсона «Четыре пера» (1902) - «Марш разбойников» (1953). Об этом знаменитом романе и его многочисленных экранизациях мы писали здесь -
1,
2,
3,
4. Что ж, давайте посмотрим и сравним.
Итак, конец XIX века. Время определяется по портретам на стенах - у англичан еще королева Виктория, в России уже Николай II - 1894-1901г.
Молодой офицер и его невеста. Их играют Дженис Рул и Питер Лоуфорд.
Коварные шпионы, заметая следы, подбрасывают улики невиновному главному герою - капитану Дайэну Ленбриджу.
Его арестовывают.
Судят.
И с позором изгоняют из полка.
В этой сцене раскрывается смысл названия фильма. «Марш разбойников», позорный марш, марш изгоев - его играли во время церемонии отставки без почета, позорного изгнания провинившихся солдат (а также маркитанток, проституток и т.п.). Гражданская казнь на военный манер. Во время торжественного построения всего полка под эту печально-издевательскую музыку с главного героя срывают погоны, срезают полковые пуговицы, снимают мундир и шлем, ломают об колено шпагу, а затем конвоируют за пределы части. В одной из серий исторического реалити-шоу «Армия плохих парней» показан солдатский, более народный, вариант «выбарабанивания» из полка - с провинившегося срывают одежду (сдай все казенное!) и голым, под улюлюканье, насмешки и издевательства, буквально выпинывают за ворота.
Бывшему капитану грозит тюрьма, но ему помогают скрыться, под чужим именем он вынужден вести жизнь простолюдина. Но от себя не сбежишь, да и гражданская жизнь - это невыносимо.
Ленбридж случайно подслушивает разговор хорохорящегося сержанта и проститутки и принимает решение вернуться в армию. Внизу - он изображает сомневающегося работягу и дает себя "уговорить" рекрутерам. Обратите внимание на неофициальную розетку национальных цветов на фуражке - для лишней яркости и красоты.
В конце концов, он записывается под чужим именем в другой полк рядовым солдатом. В этом фильме реалистично показано, что образованному и благородному человеку инкогнито сохранить не удастся - возможно это камушек в огород классического романа и экранизаций...
И сержанты, и сослуживцы моментально распознают в «Симмсе» джентльмена в стеснённых обстоятельствах, скорее всего, бывшего офицера. Излишне культурная речь и манеры, идеальное знание службы. Один, забываясь, даже обращается к нему «сэр». Сержант называет его «джентльмен-рэнкер» (т.е. дословно рядовой, у Киплинга есть одноименное стихотворение на эту тему). Некоторые дразнят «ваша светлость» и высмеивают его произношение и манеры.
С другой стороны, он исправно тянет лямку (ну разве что неправильно пригоняет ремешок своей фуражки-«таблетки»), готов если надо и помочь неопытному товарищу, и дать в морду обидчику. А главное, бьет без промаха по мишени - а что еще нужно в армии?
Казарменный юмор. Классический обман - хитрый индус продает открытки с прекрасными девушками из самого Парижу. Ловкость рук и солдаты обнаруживают, что купили совсем не то, что им показывали сначала.
Пыль, пыль, пыль, мы идем по ... Индии.
Вскоре полк отправляют в Индию, где на Северо-Западной границе главный герой совершает множество подвигов, всех спасает, а тем временем командование узнает про настоящего предателя. Ленбриджа оправдывают, и братья-офицеры с восторгом принимают невинно пострадавшего героя обратно в свои ряды. Он ведет к алтарю невесту.
Итак, действительно, общая идея - возвращение Чести - схожа с «Четырьмя перьями», хотя многое и отличается. Главное, это даже не замена Судана на Индию. Обвинение в предательстве жестче, чем неофициальные упреки в трусости. Но с другой стороны, у Мейсона Гарри Февершем действительно отчасти виноват, как впрочем, и его обвинители, да и вообще больше психологии, а здесь упор сделан на козни врагов и безвинно пострадавшего.
* * *
На членах суда просто коллекция различных головных уборов и мундиров.
Если говорить об изображении униформы, снаряжения и деталей военного быта, то фильм крепкий середнячок. Все снято с размахом, массовка большая - балы, парады, проводы войск, индусы, пуштуны, горные бои… Форма достаточно многочисленна, разнообразна и узнаваема. Мы видим именно Британскую армию конца XIX века, а не какую-нибудь другую или абстрактно-вымышленную (бывают и такие фильмы). В глаза бросаются довольно интересные и характерные вещи, вроде кольчужных погон, малиновых офицерских и сержантских шарфов, белой «индийской» формы помимо кителей хаки и традиционных цветных, различные головные уборы, реалистичные кокарды…. Но более подкованный и внимательный зритель заметит множество ошибок, несуразностей, самоделок и нестыковок.
Вверху - неродные кокарды заезжают на козырек и даже торчат выше тульи. Зато хорошо видны "кольчужные погоны". Внизу - пару раз в фильме мелькают шотландцы.
Поддержана и традиция вымышленных полков при экранизации романа Мейсона.
Капитан Ленбридж служит в вымышленном Королевском Мидлендском фузилерном полку.
Королевский Мидлендский фузилерный полк.
Мидлендс - регион, охватывающий центральные графства Англии вокруг Бирмингема. Исторически существовал территориальный Западно-Мидлендский полк, но в 1999-2007гг. Создатели фильма могли слышать про канадский Мидлендский полк времен Второй мировой войны, но, скорее всего, взяли просто одно из географических названий и прибавили звучный титул фузилеров. Тем более, что на съемках присутствовал настоящий королевский фузилер…
Сэр С.Т.Б. Лоуфорд (1865-1953).
Отец исполнителя главной роли Питера Лоуфорда был настоящим боевым генералом. Сэр Сидни Тьюринг Барлоу Лоуфорд, рыцарь-командор ордена Британской империи, закончил Сандхерст в 1885г. и вышел в Королевские фузилеры (города Лондон полк). Воевал в англо-бурскую (в 1902г. получил звание бревет-подполковника, т.е. повышение за отличие) и Первую мировую войну, где командовал 41й дивизией, бывал в Индии. Дослужился до генерал-лейтенанта и вышел в отставку в 1926г. Фельдмаршал Дуглас Хейг вспоминал про Лоуфорда: «Я был с ним в Сандхерсте, ... хотя и не наделенный выдающимися способностями, он был храбрым и упорным бойцом». Сослуживцы звали его «Щеголь Сид», потому что он всегда выглядел безупречно и по уставу, носил все награды. В общем, настоящий генерал Февершем!
После войны старый солдат доказал, что знает и слова любви. В 1923г. у 58-летнего генерала родился сын Питер… а матерью была жена одного из его офицеров, что повлекло двойной развод - и самого генерала, и того подполковника. Родители будущего знаменитого актера и зятя президента Д.Ф. Кеннеди обвенчались, когда ему был уже один год, после улаживания всех формальностей. Уже в глубокой старости генерал снимался в эпизодических ролях в фильмах своего сына, например, в «Портрете Дориана Грея» (1945). Есть он и в этом фильме, в роли генерала - председателя суда.
Королевские Дублинские фузилеры, 1896г. Видна разница в размерах офицерских и солдатских шапок.
Ярким отличием фузилерных полков была меховая шапка с кокардой в виде пылающей гренады, но ниже и менее красивая, чем знаменитые медвежьи шапки Гвардии. На практике офицеры делали их повыше и мех подлиннее, исправляя подобную «несправедливость».
Королевский Мидлендский фузилерный полк.
К сожалению, в фильме нет положенных фузилерам меховых шапок. Внешний облик солдат и офицеров соответствует скорее обычному пехотному полку.
В фильме неправильно показано звание капитана. Три звезды будут введены лишь с 1902г. Ошибка продолжится и на других персонажах - у лейтенанта-стрелка в конце фильма 2 звезды.
Петличный знак рассмотреть на таком качестве трудно. Самое близкое и похожее - роза Восточно-Ланкаширского полка (и все равно сверху виден какой-то лишний элемент).
На погонах шифровка-дуга.
Под именем Гарри Симмса главный герой становится стрелком роты «С» 1го батальона вымышленного Королевского Южнобережного Стрелкового полка.
Хорошее решение сценаристов и костюмеров - внешний вид стрелков сильно отличается и разница хорошо заметна зрителю, визуально деля этапы службы персонажа. Перейдя он просто в другой пехотный полк «красномундирников» такого эффекта не было бы. Но...
Короля Королевский Стрелковый корпус.
Капитан Короля Королевского Стрелкового корпуса, 1902г.
Головным убором стрелковых полков была меховая шапка характерной формы - басби. В фильме она видна на одном из членов суда - а на всех не хватило.
Королевские стрелки Южного побережья.
Другая серьезная ошибка - в таком полку должно быть черное снаряжение. Это давняя традиция стрелков и егерей, и не только в Англии.
Королевские стрелки Южного побережья. Дисциплина по-британски, капрал не успел натянуть брюки, как пришлось бросить их и встречать офицера.
Эмблемы, похоже вымышленные, но достоверные - традиционный стрелковый охотничий рожок с короной, шифровка SCR на погонах.
Южный берег - довольно распространенное в исторической географии название и есть практически в каждой стране. Но, среди прочего, так иногда называют Южную Калифорнию, где как раз находится Голливуд. Скорее всего, именно эта этимология наиболее логична. Были еще шутливые термины «Голливудский полк» и «Голливудский радж» - так называли британских актеров, снимавшихся в фильмах на имперскую тематику, и, кстати, часто имевших реальный армейский опыт. Стрелки Южного берега, как мне кажется, шутка-пасхалка из этой же серии.
Масштабы съемок впечатляют. Внизу - военный полицейский и очередной сержантский шарф, шифровка на погонах.
Масштабы съемок впечатляют. Создатели фильма даже хвастались, что снимали в настоящем "Хайберском проходе, Индия". Но в 1953г. это был уже Пакистан.
Бои с пуштунскими племенами на СЗГ сняты с размахом. Британские солдаты исторически достоверно перебегают ровными цепями и стреляют залпами.
Показана работа флажного семафора. Слева - кадр из фильма. Справа - Пограничники Южного Уэльса, 1893г.
Санитары-индусы и эвакуация раненых на верблюде.
Индийская горная артиллерия - знаменитые "свинчиваемые пушки", воспетые Киплингом. Особенно впечатляет подпрыгивание и отдача при выстреле.