Александр Первый и шотландцы.

Jul 12, 2018 20:37


Разбираясь с одной темой, в истории Гордонского полка наткнулся в оглавлении на подзаголовок «Император Всероссийский и курьез с горской формой». Уже представил Александра Павловича, примеряющего килт, сенсация! Но оказалось все несколько проще, но едва ли не более курьезно...



92й Гордонский полк горцев, 1815г.



24 июля 1815г. вскоре после битвы при Ватерлоо был проведен парад британских и ганноверских войск перед императором Александром I.

Офицеры были в панталонах (в 92м полку с черной повязкой на левой руке в память полковника Кэмерона, погибшего накануне при Катр-Бра), нижние чины в своих лучших чулках без гетр (чтоб было ярче и красивее), но с ранцами, скатками и тп. Каждый второй солдат имел щетку и полотенце - смахнуть и протереть пыль и  грязь непосредственно перед прохождением. Жалея чувства парижан, горцы не стали одевать лавры, но почти все остальные войска все же были с этими символами победы.

Парад прошел в торжественной и праздничной атмосфере. Среди прочего, Александр был настолько поражен видом шотландцев, что пожелал их видеть. Лорд Кэткарт для представления императору отобрал по сержанту, волынщику и рядовому из трех полков - 42-го, 79-го и 92-го. Это произошло 17 августа 1815г. Они  удостоились вопросов со стороны царя, показали ему строевые приемы, оружие, сыграли на волынке, после чего получили богатые денежные подарки от русского царя. Курьез, по полковой истории, заключался в том, что Александр ущипнул одного сержанта, чтобы удостовериться, что они носят килты поверх голого тела.



92й Гордонский полк в 1815г. Р.Симкин.

Гораздо больше интересных подробностей удалось найти в другом источнике - воспоминаниях сержанта гренадерской роты 79-го полка Томаса Кэмпбелла («человека гигантского роста»).

«В августе месяце 1815г. я, с рядовым Джоном Фрейзером и волынщиком Кеннетом Маккаем, получил приказ явиться в Елисейский дворец, тогда резиденцию Императора России, где мы встретились с сержантом МакГрегором, рядовым Мунро и волынщиком МакКензи из 42-го горского, и сержантом Грантом, рядовым Логаном и волынщиком Кэмероном из 92-го.

Примерно через полчаса ожидания, лорд Кэткарт прислал лакея, провести нас в большой зал, где мы встретили его лордство, коему я немедленно отрапортовал.  Он удостоил меня командовать партией, а сам пошел известить Императора о нашем прибытии, и примерно спустя 10 минут в зал вошел Император со своими двумя братьями, а также князем Блюхером, графом Плутоффым (!), и другими заслуженными персонажами.

Император провел весьма детальный осмотр нас всех, и его любопытство дошло до того, что он вызвал меня, самого здоровенного из партии, вперед, а остальным приказал сесть. Когда я вышел из строя, я был окружен утонченным благородством, Император продолжил свою инспекцию и задавал такие вопросы: Во-первых, он проверил снаряжение и вытащил мой палаш, интересуясь, могу ли я показать ему приемы с этим оружием, я отвечал, что нет. В тот же момент лорд Кэткарт пояснил, что это упущение британской армии, на которое он раньше никогда не обращал внимания.

Во-вторых, он осмотрел мои чулки, гетры, ноги и ущипнул мою кожу, думая, что я ношу что-нибудь под килтом, и имел любопытство поднять килт до пупка, чтобы не быть введенным в заблуждение.

Еще вопросы были: Участвовал ли я в делах 16 (Катр-Бра), 17 и 18 июня (Ватерлоо)? Сколько офицеров и людей было  потеряно полком 16, 17 и 18 июня? Был ли я в Египте? Ношу ли я килт  зимой и не холодно ли в это время года? Женат ли я? Живы ли мои родители?

Затем он попросил лорда Кэткарта приказать мне показать на Джоне Фрейзере строевые приемы и взводное учение, каковое зрелище доставило ему большое удовольствие.  Затем он вызвал волынщиков, и лорд Кэткарт пожелал, что бы они играли горскую мелодию «Cоgadh nа Sith» (Война или мир), и разъяснил ее Императору, каковой был видимо  восхищен музыкой.



Волынщик 79го Маккай играл эту мелодию, когда вышел из каре, атакованного французской кавалерией, 16 июня 1815г чтобы поднять дух своих однополчан.

Когда Император закончил со мной, подошел ветеран граф Плутофф, и дотронувшись, сказал на ломаном английском, что я хороший и храбрый солдат, как и все мои соплеменники. Затем он прижал мою руку к своей груди, а свою к моей. Когда все закончилось, я получил приказ отвести нашу партию на квартиру лорда Кэткарта, где мы смогли отдохнуть, и получили груду монет на каждого от его лордства, а также  его одобрение нашего представления».



Кадр из фильма "Левша" 1987г.

Похоже, на фоне подарков лорда, сержант не совсем понял, что его одарил русский царь. Король Георг III также подарил Маккаю волынку в серебрянном убранстве, до сих пор хранящуюся в музее.

Так же надо учитывать, что наполеоновские войны, и особенно 1815г., были поворотным моментом и в шотландском самосознании, и в английском. До этого времени горцы были диковинкой даже для собственных граждан, а не только для парижан, или Александра Павловича.

Например, солдат Аллан МакФерсон, вернувшись в Англию, столкнулся со следующей ситуацией. «Прибыв в 1762 в Бристоль, я был в форме 42го, или Королевских горцев, полка. Громадная толпа народа ходила за мной, и респектабельно одетый человек, в конце концов спросил меня: «Прошу, сэр, простите меня, но не могли бы вы сказать, вы за нас, или против, потому что я ни разу не видел такой формы». (Не забываем что килт с 1746 по 1782г. был вообще под запретом (кроме полков).



Портрет капитана Джона Кэмпбелла, 42й (Черная Стража), 1758г. и рисунок 1939г на его основе.



Черная Стража, 1740е. Художники затруднились нарисовать даже правильную фактуру тартана.

Такое положение было до 1815г. когда подвиги при Ватерлоо, а, главное, огромное количество картин, газетных рисунков и, даже, полуэротических карикатур, прославили «окилченные» Горские полки как героев, защитников Англии и просто экзотические части британской армии.

© 2017-18 major_colville
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки http://major-colville.livejournal.com

Униформология

Previous post Next post
Up