Список книг, июль 2020, часть вторая

Aug 13, 2020 23:00

У Пегги жил защитный цвет, он разделял на да и нет, ах, до чего ж защитный цвет.
Спляшем, Пегги, спляшем. Ещё тринадцать книг, десять взрослых, три детских:

Эмили ван Баскирк «Проза Лидии Гинзбург. Реальность в поисках литературы» - https://fem-books.livejournal.com/2003943.html. Необычное чувство: Рина Зелёная в «Разрозненных страницах» так лирично вспоминала о своём первом театре, об очарованном ею режиссёре, о его молоденькой угловатой сестре «вечно на занавесе» - а эта девушка любила её, любила угрюмо, и молчком, и безответно, и уже десятилетия спустя с ожесточённостью, с невероятной озлобленностью бранила. В подобных случаях принято цитировать «а счастье было так возможно» - нет, счастье было не возможно аксиологически. Осчастливить такого человека, как Лидия Гинзбург, во-первых, нельзя, а во-вторых, бессмысленно. Она жила помимо счастья. Казалось бы, литературоведческая монография, а сколько она всколыхнула... И перечитала кое-что заодно. Всё-таки юбилей.

Екатерина Симонова «Два её единственных платья» - https://fem-books.livejournal.com/2003400.html. Поэзию рецензировать, сразу оговорюсь, не умею, поэтому рекомендации мои имеют вес незначительный. Что, собственно, может одна любительница стихов посоветовать другой? Да, пожалуй, тот сборничек, с которым спит в изголовье... «Я - это явно не мой лирический герой: в моей реальной жизни гораздо меньше символов, совпадений, да и выводов я делаю гораздо меньше, особенно из собственных ошибок (здесь тоже можно поставить пару смайликов). Так что: моя лирическая героиня - это та, которой я хотела бы быть, но - не являюсь», - рассказывает поэтесса. Родом она из Нижнего Тагила, в школе зачитывалась Уитменом, «Листьями травы», диплом писала по Фету. Третий любимый поэт - как это ни странно, Кузмин. Вот нипочём бы не догадалась.

Анна Бронс «Лагом: ничего лишнего» - https://fem-books.livejournal.com/2004928.html. Современные ритуалы детокса, расхламления, очищения от шлаков и прочего удаления от скверны ещё ждут осмысления с точки зрения социологии, психологии и, уж что греха таить, медицины. Для нашего поколения, выросшего под модную песенку "Кто последний? кто последний? кто за кем стоит? Всем не хватит, всем не хватит, всё - дефицит!", пресловутый шведский лагом скорее не «ничего лишнего», а «всего в достатке». Пуант мини-исследования Бронс как раз в том, чтобы увязать запрос публики на чистоту, пустоту и белые минималистские пространства с менталитетом доброго фермера, у которого каждая верёвочка к чему-то да пригодна.

Хуан Марсе «Чары Шанхая» - с прославленным испанцем отношения никак не складывались. В принципе барселонскую школу хотелось бы знать поглубже, особенно творчество братьев Гойтисоло - уж очень стихи среднего брата, Хуана-Агустина, нравятся. Лет десять назад, помню, увлекалась пародийными триллерами Эдуардо Мендосы. А вот Марсе... «Двуликий любовник» не пошёл категорически. «Чары» годами кисли в шкафу, а тут что-то вытащила - и провалилась. Магическая вещь, психоделическая, шкатулка доброго колдуна, китайская табакерка с сюрпризом... сюрприз, замечу в скобках, глобального социально-политического значения. Дойдя до последней строчки, я привычно полезла в Википедию, в жизнеописание автора (наверняка ведь это будет занимательное жизнеописание!) - а в тот самый день, 18 июля, он умер. Бывают странные сближенья...

Энн Тайлер «Клок-данс» - https://fem-books.livejournal.com/2006905.html. У меня иногда грешное подозрение, что Тайлер всю жизнь создаёт один и тот же текст, одно огромное полотно, широкое и ясное лазорье, и настанет момент, когда все её сюжеты сольются в одну сагу. Причём будет эта сага совсем не бидермейерная, мещански комфортная, детишкам - котят и щенят поиграть, старушкам - клубки и спицы, старичкам трубки, а скорее наоборот: нечто библейски грозное, как полки со знамёнами. Пока не сбылось. Ещё один милый здравомысленный фрагмент мозаики, ещё одна лёгкая, почти неуловимая безуминка. Здорово, что она есть, Энн Тайлер, и «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» (если я сейчас иронизирую, то едва-едва) есть возможность провести несколько часов в её маленькой Ойкумене, уютно вписанной внутри большого шумного неуюта.

Кэрол Гиллиган, Наоми Снайдер «Почему патриархат всё ещё существует?» - концепция морали Кэрол Гиллиган в студенчестве меня завораживала. Бывают научные концепции, которые просто покупают тебя с потрохами, и рада бы мыслить и воспринимать иначе, а уже плоховато получается - купилась. Встречи с кумирами двадцатилетней давности не всегда заканчиваются удовлетворительно. Постановка вопросов по-прежнему мне понятна, а вот как на них отвечают... гм. Эффект контрастного душа - посмотреть будничный выпуск самых обыкновенных новостей, а потом прочитать у почтенной социологини что-нибудь эдакое... про любовь, врождённую каждому человеческому существу. И эссенциалистка она, и идеалистка, и написано по сравнению с прежними работами отчасти сумбурно, непоследовательно (может, Снайдер постаралась, бизнес-журналистка?), а всё равно ощущение интеллектуальной беседы в тёплом кругу. Рекомендую.

Солвей Берггрен «Лагом: не много, не мало» - https://fem-books.livejournal.com/2004928.html. А это блог, зафиксированный на бумаге, со всеми прелестями сетевого дневника, так мешающими воспринять естественно печатный текст. Вместо глав посты, вместо примечаний комменты... скоро, наверное, начнут так треды из твиттера печатать. Однако, стоит привыкнуть к необычному формату, как втягиваешься, и споры скандинавской эстетики с французской действительностью не на шутку увлекают. Подзаголовок «Шведская философия золотой середины» не случаен - Берггрен стремится вписать концепцию лагом в общеэтический, и шире, общефилософский европейский контекст. И у неё получается.

Лейла Слимани «Идеальная няня» - https://fem-books.livejournal.com/2008043.html. Не-е-ет, абсолютно не моё. Как Слимани ставит проблемы, скорее импонирует, и всё же проблему мало поставить, нужно её решить! Танец семи покрывал наоборот: чем больше темпераментных фантазий и домыслов вокруг реального преступления, тем тягостнее недоумение, тем скептичнее читательский взор: а собственно, к чему нам излагают эти отвратительные подробности? Чего от нас пытаются добиться? Агитируют нешто? Так жестокое убийство малолетних не матерьял для агитации. Если ждут реакции, то какой? Если рассчитывают на выводы - то какого свойства? В общем, мнение вашей покорной слуги трагикомически расходится с точкой зрения гонкуровских академиков.

Ханна Кралль «К востоку от Арбата» - https://fem-books.livejournal.com/2005836.html. Трудно поверить, что в Польше в семидесятые годы одним из главных non-fiction бестселлеров было описание путешествия по Советскому Союзу. Мало того, путешествие, выдержанное в духе социалистического реализма: вот научный городок, вот шахматный клуб, вот дискуссия после модной пьесы зарубежного драматурга... Фиги в кармане весьма профессионально и усердно подсчитаны автором предисловия. Похоже, он ещё несколько лишних присчитал. А Ханна Кралль писательницей себя не считает: я, дескать, репортёрша. Ну что ж, побольше бы таких репортёрш, и почаще бы они наведывались в нашу богоспасаемую страну. Не фигами едиными, как говорится.

Магдалена Тулли «Сны и камни» - https://fem-books.livejournal.com/2010330.html. Жанр охарактеризую как поэму в прозе. Полька итальянского происхождения, Тулли - страстная фантазёрка, но не для слабонервных. Я общалась с одной девушкой, которой двух или трёх рассказов Тулли, напечатанных в «Иностранке», хватило для того, чтобы испытать натуральную ипохондрию, точно по справочнику фельдшера. Приступала не без опаски. Оказалось, зря нервничала: антиутопическая псевдо-Варшава (или лучше определить как псевдоутопическая анти-Варшава) столь же полна приключений и мыслей, сколь и её географический прототип. Завидую писательнице белой завистью - как повезло ей с городом и городу с ней!

Читаем с дочерью:

Дмитрий Ржанников «Спасение лягушонка Райана» - поскольку Эмилия, подрастая, всё сильнее тянется к книгам «про природу», мы это увлечение в ней поддерживаем и стараемся не пересолить. Выясняется, не так-то просто подобрать удобопонятный текст о животных, без претензий на «высокую литературу» и одновременно не окончательно уж масскультовый. Учебник по естествознанию - теперь, кажется, именуется даже не природоведение, а «окружающий мир» - уже просматривали, остались крайне недовольны, практически взбешены. Ежели и появятся новые юннаты, то благодаря не пособиям подобного толка, а умным и искренним учителям вроде петербургского эколога, фотографа и увлечённого автостопщика Д. Ржанникова. Спасибо ему.

Женевьева Руссо «Мусор, берегись!» - чудовищно смешная плюс не слишком политкорректная новелла, как детсадовец по имени Филимон, вдохновлённый лекцией воспитательницы, затеял экологическое переустройство всего дома. Хохотали всей семьёй, я - несколько смущённо. Же сюи Филимон, должна признаться, и приблизительно с теми же результатами... Хе-хе. Но вернёмся к «Мусор, берегись!»: мягкая обложка, крупный формат и много нежных и увлекательных рисунков бельгийской иллюстраторки Эстель Меенс. Я восхищена и смята до такой степени, что готова организовывать её фан-клуб. И отдельная благодарность издательству «Поляндрия», что переводят и выпускают не только насущную-злободневную, но и стильную литературу для дошкольного возраста.

Маша Рупасова «Извините, каша дома?» - тоже классные иллюстрации, имя художницы незнакомое - Анна Тененбаум. Ещё что-то попадётся в аналогичном духе, непременно приобрету. Стихи совсем «для маленьких», обычно Рупасова хлёстче, жёстче. Посмеялись над «Стишком для приучения к горшку» - а сколько вокруг него было, не побоюсь определения, общественно-политической дискуссии! Кошмар, позор, вирши про какашку. Извините, что видим, то и поём. Кроме того, в одной колыбельной употребляется страшное слово «шиш». А вообще редкостное это переживание, когда в твою эпоху, на твоих глазах расцветают новые детские классики... Вот, к примеру, потешка чётко ассоциируется с Иваном Приблудным:
Чок-чок, чок-чок,
шёл зелёный мужичок,
мужичок лесной,
он расцвёл весной,
А зимой был бел,
как мука и мел,
как побелка, бел,
бородой гремел.
Борода-да-да
Изо льда-да-да

стихи, книги, список книг

Previous post Next post
Up