Почему кот вылизывается на полях Библии?

Jan 24, 2015 21:44

Моё любимое сообщество andmyshittycat порадовало ссылкой на статью о средневековых маргиналиях с участием котов. Статья - по-польски. Решила я тряхнуть стариной. Сегодня целый день ею трясла, стариной этой... и болтала ерундой, в результате получился перевод. Конечно, язык у меня уже не реанимировать пора, а воскрешать, как евангельского Лазаря. Каждое второе слово смотрела в словаре. Не обессудьте, первый опыт:



Английский бестиарий XIII столетия (Бодлианская библиотека, MS. Ashmole 1511, fol. 35v)

Как известно, кот - создание, чрезвычайно заботящееся об интимной гигиене. Его манеры бесстыдны, но в то же время церемонны. Задрав заднюю лапку, раскинувшись и вылизывая подхвостье шершавым язычком, кот словно бы говорит своим бесстрастным взглядом: "Ну, и что вы уставились". Этот признак кошачьей природы не преодолели ни тысячи лет со времён одомашнивания, ни извечные попытки человека обуздать суровый индивидуализм своих любимцев.

Говоря об этом историческом соревновании, не будем вспоминать мяукающие упряжки колесниц Фрейи и Диониса. Оставим в покое и кошачьи мумии, и некрополи богини Бастет. Давно миновала пора языческого поклонения. Священные кошки проиграли сражение монотеистическому божеству, которое либо не замечало их, либо сделало вид, что не замечает.



Английский бестиарий XIII столетия (Бодлианская библиотека, MS. Ashmole 1511, fol. 35v)

Почему Ветхий Завет ни словом не упоминает кошек* - хотя бы в египетских эпизодах, которых там немало? Возможно, эти животные слишком тесно были связаны с культом, который в сознании древних иудеев был неотъемлем от рабской неволи. В Евангелии также не слышно мурлыканья. Кот, однако же, взял изрядный реванш в религиозных книгах, ворвавшись на их поля, чтобы спокойно совершать своё неэстетичное омовение рядом со святыми стихами Библии.
Единственное упоминание в Книге Варуха (Вар., 6:21) является дискуссионным. Не исключается возможность, что оно - домысел святого Иеронима, вошедший в латинский перевод.
Кот вступил в средневековье в VII веке, будучи кратко упомянут Исидором Севильским в его энциклопедической Этимологии (XII, 2). По мнению Исидора, кот называется по-латыни musio, потому что ловит мышей (mures), а также cattus от самого схватывания (captura). Следующие 800 лет эту информацию передавали практически все ученые статьи и книги, в которых упоминались кошки. Если же к тексту прилагались иллюстрации, кошки на них представали в характерных позах - в бестиариях нарисованные коты не только ловят мышей, подъедают масло или нежатся на лежанке, но и вылизывают себе задницу.

Но этого кошкам было мало. Фигурировать в списке животных где-то между историей о бобре, который откусывает себе яички, и бонаконом, стреляющим из зада огнем и ядом, - разве этого будет достаточно амбициозным созданиям? Кошачьи украдкой заселяли поля молитвенников и среди целого маргинального зверинца могли чувствовать себя по меньшей мере в безопасности.



Почему же книжные коты так себя ведут? Неужели они - как предполагают сторонники конспирологических теорий - тайно поклоняются Сатане на полях священных текстов? Целование кошачьего зада есть занятие еретиков, колдуний, тамплиеров и прочих поклонников зла. Или кот, вылизывая анус, отдает дань своей дьявольской природе? Нет, это, очевидно, не более чем особенности характера: упрямство, свободолюбие и любопытство, которое внимательные иллюстраторы средневековых книг перенесли на пергамент.



Поскольку сопровождать кошачьим умыванием отрывок из Евангелия оказалось безопасно , почему бы не попробовать прыгнуть в саму Библию - пусть поначалу в малозаметное место, например, в первую Книгу Маккавейскую. Гордые Маккавеи наверняка вознесли бы свой молот, в честь которого и назывался их род, чтобы расплющить бессовестное создание, рассевшееся на золотом бордюре. Иллюстратор для подстраховки поместил на полях лучника, который целится в наглого кота . По-видимому, драматический рассказ и битве с Селевкидами не особенно подходил к вылизыванию кошачьего подхвостья.



Но что там Книга Маккавейская! Мало того, что второканоническая, так ведь ещё и длинная. Котам этого недоставало. Требовалась показательная выходка, эпическая, появление там, где появиться никто бы не отважился, присутствие в центре внимания, блистательный выход в финале. Это был вызов кошкам, и кошки с этим вызовом справились великолепно.

Вот буквица из служебника Maiestas Domini : Христос, окружённый нимбом в виде миндалины, открывает Свои святые раны. Архангелы трубят в трубы Страшного суда. Сейчас восстанут умершие и явятся перед строгим и справедливым ликом Судии.



Однако сверху буквицы кое-кто удобно расположился. Маленький серый хвостатый шарик с невинным взором задирает задние лапки и красным язычком наводит у себя под хвостиком привычную чистоту.
Троллинг на Страшном Суде? Коту это вполне по силам.

Автор: Лукаш Козак, ссылка на оригинал статьи: http://zmemlani.pl/dlaczego-koty-wylizuja-sobie-zadki-na-marginesach-biblii/

дела духовные, радикальный фелинизм (с) caballo_marino

Previous post Next post
Up