Написала в
fem_books статейку об Аделине Адалис:
http://fem-books.livejournal.com/440013.html. Поэтесса редкостного дара, конечно, это самое меньшее, что я могу для неё сделать... В числе прочих источников раскопала воспоминания Ольги Мочаловой, тоже поэтессы, и совсем не бездарной - но Господи, с какой затаённой озлобленностью она пишет об Адалис! С таким-то чувством и плюют в борщ на коммунальной кухне.
Она появилась в кафе «Домино» лет 24-х из Одессы, стала там бывать постоянно. Говорили, что за ней являлся матрос и предъявлял супружеские права. Это не совсем достоверно. Во всяком случае, она уже была искушенной и переиспытанной. Адалис была тогда бедной и неустроенной. Насмешники подтрунивали, что она не носит бюстгальтера, и сие выглядит слишком откровенно. - то есть каков ход. Лифчика не было - от бедности, а всё равно надо повторить за насмешниками, как она распутно, "искушённо" выглядела.
Держалась Адалис учительно, с претензиями руководить другими. - очень нехорошо для женщины, да-а... Затем - связь с Брюсовым, которая сделала ее притчей во языцех, но проложила литературную дорогу. - то есть как бы только за этим, из расчёта. Среди товарищей существовало мнение, что тетрадочки стихов не стоит показывать Адалис: она заимствует удачные образы и строчки. - говорят", "существовало мнение"...
В эти годы Адалис ходила беременная ребенком Брюсова. С циничной откровенностью описывала состояние зародыша внутри себя. - это как это - с циничной откровенностью? Предавалась наркотикам. Ребенок родился мертвым.
Адалис была нечиста на руку. Зайдя в гости, могла украсть что-нибудь из одежды. Ее сын, обожаемый ею, украл кошелек соседа в Доме писателей (это было много позднее). Мать защищала его, как курица цыпленка. - в каком возрасте украл? Почему украл? Боратынский вот тоже что-то в детстве украл, не нашлось "курицы", чтоб за него заступилась.
Рассказывали, что в институте она организовала издевательское общество, которое провоцировало влюбленных, расстраивало дружеские отношения, оклеветывало. Но она имела большое влияние на окружающих. ...Ей говорили: «Айка, ты сделала подлость такому-то, ты больше не будешь?» Айка каялась, обещала, что больше не будет. И делала подлость кому-нибудь другому. - ни одного примера подлости не приведено.
Что было в ней несомненно - искусство стилизации. Существовало мнение - Адалис пластмасса, которая может оборачиваться всем: железом, деревом, стеклом, даже золотом. - это не пластмасса, это философский камень. Но пластмасса звучит обиднее.
Стихи Адалис - игра интеллекта, остроумие, колкость, но также и холодность, неспособность увлечь, зажечь, глубоко взволновать... А я жалею о ненаписанной книге Адалис, которая могла быть единственной в русской женской поэзии. Сюда вошли бы ее длинные, острые иглы, ее яды, клубки запутанных нитей, зубастые цветы, русалочьи мысли, внезапные исчезновенья, тяжелые железные ворота на семи замках, множество полудухов, полузверьков, кувырканье ветров, говорящие реки и, порой - великодушные, благородные поступки. Умелые шишиги знают им цену, умеют пользоваться и этим средством. - Вот я преклоняюсь перед таким подходом. Даже если человек способен на великодушные и благородные поступки, он всё равно - не человек, а шишига, нелюдь, и делает их только из выгоды.
Неприятно как, не хочу дочитывать.