Двиггинс в своей студии, поздние тридцатые. Изображение с
typosition. de. Фотография авторства Loan Nguyen, Geneva, Switzerland.
Уильям Эддисон Двиггинс (
William Addison Dwiggins), по словам друзей, был веселым, чутким и отзывчивым человеком. Он вырезал из дерева марионеток и ставил спектакли, писал фантастические романы, интересовался воздушными змеями, архитектурой, мебельным дизайном, настенной росписью и делал флюгеры. Кроме того, он занимался проектированием шрифта, каллиграфией и оформлением книг и в 1922 году изобрел словосочетание «графический дизайн». По мнению Герарда Унгера (
Gerard Unger, один из лучших современных голландских типографов), Двиггинс - величайший американский шрифтовик вообще.
WAD, как он сам себя называл, родился 19 июня 1880 года в Мартинсвилле, Огайо в семье врача. В девятнадцатилетнем возрасте он стал одним из первых учеников Фредерика Гауди (
Frederic W. Goudy) в чикагской
Frank Holme School of Illustration. После окончания учебного заведения в 1904 году он вместе с женой Мейбл переехал в Кембридж, Огайо, где создал собственную типографию, но она, к нашему счастью, не окупилась, и поэтому уже с 1905 года по приглашению Гауди (они вместе год или два снимали студию в Чикаго после окончания Двиггинсом вуза) Уильям навсегда поселился в Гингаме, Массачусетс, начав карьеру рекламного художника.
Одна из первых работ Двиггинса, подарок для матери. Хранится в Бостонской библиотеке. Из альбома пользователя
ebensorkin на flickr. com.
Экслибрис для матери Двиггинса, Евы Зигфрид Двиггинс (Eva Sigfried Dwiggins). Подписан «DG», следовательно, создан совместно Двиггинсом и Гауди. Скорее всего, Гауди нарисовал монограмму ESD, а WAD - все остальное. С
linotype. com.
Объявление о готовности работать фрилансером, 1905. Возможно, первые наброски шрифта Winchester. С
linotype. com.
Рабочее место. Воспроизведено в Бостонской библиотеке редких книг, не экспонируется. Из блога
wadwiggins. blogspot. com.
В 1910 году он купил ручной пресс и основал White Elephant Press, в 1917 году на два года стал исполнительным директором
Harvard University Press, а в 1919 году совместно со своим двоюродным братом Лоренсом Б. Зигфридом (Laurance B. Siegfried, заметная фигура в американской издательской индустрии) написал (и напечатал в гарвардской типографии) злобную книгу «
An Investigation into the Physical Properties of Books», в которой упрекнул современных ему дизайнеров в механическом подходе и раскритиковал американское книгоиздание, после чего издатель Альфред А. Кнопф (
Alfred A. Knopf) предложил ему, собственно, улучшить положение рынка (Двиггинс создал в общей сложности 329 книг для Кнопфа). Между прочим, «An Investigation...» была издана Бостонским обществом каллиграфов - вымышленным клубом, куратором которого являлся доктор Герман Пютершайн (Hermann Puterschein), альтер-эго художника. Несмотря на то что общество было, по сути, розыгрышем, конституция и сертификат почетного членства в нем были оформлены самим Двиггинсом безупречно.
Альфред Кнопф в своем техасском офисе. Фотография из архива семьи Кнопф. С
hrc. utexas. edu.
Решение поменять работу в рекламном дизайне на работу в книжном дизайне выкристаллизовывалось у Двиггинса лет шесть. В марте 1922 года он понял, что не может закончить работу для Карла Парингтона Роллинза (
Carl Purington Rollins), печатника в Йельском университете. Он писал, что не может понять, что с ним, что-то напоминающее страх сцены. Как выяснилось, это был диабет (от него умер отец художника). Диагноз был поставлен в 1922 году, а в 1923-м уже начались клинические испытания инсулина, однако Двиггинс все же предпочел сменить род деятельности и перешел, скажем так, на сидячий образ жизни. В письме Роллинзу он сообщает, что решил коренным образом навсегда поменять область, в которой работает. Коренным, правда, не получилось, потому что реклама была более прибыльной, поэтому WAD продолжал время от времени возвращаться к ней.
Обложка журнала «Clothes», который издавал один из Бостонских магазинов, 1929. С
linotype. com.
Карьера Двиггинcа как книжного дизайнера началась в 1926 году, когда он сделал ограниченное и популярное издания книги
My Mortal Enemy Валлы Кэйтер (Walla Cather), для Alfred A. Knopf. Две самые характерные черты созданных им книг - орнаменты, полученные с помощью трафаретов, на которые его вдохновили раскрашенные индейские ткани, и ручной леттеринг на корешках.
«My Mortal Enemy». С самой первой своей книги Двиггинс демонстрировал повышенное внимание к типографике и качеству набора. Краткое описание шрифта, использованного в книге, я видел только в его работах. Кстати, он потом сделает переработку именно Scotch-шрифта. Из альбома пользователя
ysch на flickr. com.
Корешки трех из сотен оформленных Двиггинсом книг. Из альбома пользователя
rahbuhbuh на flickr. com.
Орнаменты, построенные с помощью трафаретов. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (Tiffany Wardle, стр. 93). Оригинал взят из книги Stencilled ornament and illustration (Dorothy Abbe, Boston: Trustees of the Boston Public Library, 1980, pp.27 и 35).
В 1934 году Двиггинс стал главным дизайнером издательства Alfred Knopf. Некоторые замечательные образцы творчества Двиггинса, правда, были сделаны не для Кнопфа:
Футляр, корешок, разворот и титул книги
«Таинственная история доктора Джекилла и мистера Хайда» Роберта Луиса Стивенсона, Random House, 1929. Из альбомов пользователей
pauldhunt и
ysch на flickr. com - они сфотографировали образцы, которые им показывал Герард Унгер (см. выше) на своих лекциях в Редингском университете.
«Машина времени» Герберта Уэллса. Random house, 1931. Самый знаменитый дизайн Двиггинса. Из альбомов
pauldhunt и
ysch на flickr. com.
Опыт УЭДа в рекламе описан в его книге
Layout in Advertising (New York: Harpers & Brothers,1928), ставшей стандартом для отрасли (сложно найти более достойного автора - в одном только 1914-м он сделал около девяноста «рекламок» для Paine Furniture), а мысли о графическом дизайне - в сборнике эссе
MSS by WAD (1949).
Разворот книги Layout in Advertising (New York: Harpers & Brothers, 1928) и обложка переиздания 1948-го года. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 86) и с
linotype. com.
Дизайном шрифта Уильям Эддисон Двиггинс занялся только в середине творческого пути как уже состоявшийся дизайнер - в 1929 году он создал первую гарнитуру для
Mergenthaler-Linotype, на которых потом проработает 27 лет, и тогда же получил престижнейшую золотую медаль AIGA (
American Institute of Graphic Arts, ее обычно вручали уже в конце творческого пути). А 1928 год журнал Publisher’s Weekly назвал «годом Двиггинса».
Первой работой для Linotype стало создание пробных рубленых прописных (Gothic, как их называли в Америке - отсюда шрифты Мориса Фуллера Бентона (
Morris Fuller Benton) называются
Franklin Gothic,
News Gothic и т. п., лучший пример «готического» шрифта -
Акциденц-Гротеск). Это стало вызовом для Двиггинса, поскольку в 1928 году в Layout in Advertising он писал что-то вроде: «Рубленые шрифты в своих вариациях малопривлекательны - выглядят небрежно, без стати, и интересны только своей простотой. Словолитни сделают рекламщикам большое одолжение, если создадут рубленый шрифт с хорошим дизайном». Это заявление было, разумеется, провокацией, потому что уже тогда в Европе были созданы геометрические Futura, Erbar и Kabel, но УЭД всегда считал создание шрифта ручным, что ли, ремеслом, а Linotype должен был быть конкурентоспособным, и Двиггинс легко согласился на их предложение, которое, в письме тогдашнего президента Linotype к Двиггинсу от 25 февраля 1929 года, звучало так: «Что вы понимаете под „хорошим дизайном шрифта“? А если вы можете объяснить, то, может быть, и нарисуете? И если так, то может быть, вы захотите, чтобы его вырезали?». Стоит, наверное, пояснить, что шрифт тогда был ничем, фантазией, пока его не вырезали из металла и не пробовали что-нибудь напечатать.
В Linotype WAD плотно сотрудничал с Чонси Гриффитом (
Chauncey H. Griffith, CHG), начальником отдела типографики (пока того в 1949 году не уволили). Их переписка наглядно демонстрирует процесс проектирования. Билл делал наброски своих идей и посылал их с комментариями. Грифф в ответ звонил или тоже отвечал письменно, обсуждая назначение шрифта, его функции и место в типографическом реестре. В целом переписка включает в себя около 1200 эскизов, заметок, эссе и графиков, причем все они касаются только шрифтов для линотипа (в смысле, механизма под названием линотип).
По контракту WAD получал 7000$ за три шрифта в год, не считая экспериментальных образцов и консультирования. Экспериментальные, кстати, не в смысле необычные, а в смысле незаконченные - каждая шрифтовая работа должна была пройти кучу утверждений, чтобы быть полезной и занимать определенную нишу на рынке.
Двиггинс рисовал свои буквы размером в 120-й кегль, использовал трафареты. Он подробно описывает свою технику в письме к Рудольфу Ружичке (
Rudolph Ruzicka, автор известного шрифта
Fairfield):
«В настоящее время я работаю следующим образом: сначала пером или кистью аккуратно рисую алфавит 120-м кеглем. Начинаю со строчных, и позволяю им задавать стиль прописных. 120-й кегль - удобный размер для работы, к тому же его можно превратить в двенадцатый - у меня есть уменьшающее стекло, если установить его на уровне ремня, а рисунок положить на пол, то можно примерно понять, как буквы, кривые и все такое будут выглядеть при десятикратном уменьшении. Когда я начинаю понимать, чего хочу, я посылаю образец Гриффиту, и он дополняет его несколькими буквами - как правило, строчными h и p.» Письмо было издано отдельным документов и называется «
WAD to RR».
WAD to RR, фотокопия оригинала. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 89). Оригинал их книги WAD to RR (Cambridge, MAL Harvard College Library, 1940).
Иллюстрация к письму WAD to RR. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 92). Оригинал их книги WAD to RR (Cambridge, MAL Harvard College Library, 1940).
Для соблюдения пропорций, толщин, закруглений, арок и прочих составных элементов своих букв Двиггинс использовал целлулоид и бумажные трафареты. Совмещая вышеперечисленные элементы, он понимал, как шрифт будет работать (используя термин Юрия Гордона (
yurigordon), искал графические рифмы). С помощью этой же методики он создавал свои орнаменты в стиле ар деко и кубистские композиции, которые часто использовал в книгах. Двиггинс создал около двух дюжин шрифтов, большая часть из которых осталась в стадии эксперимента или была использована в заголовках. При его жизни в продажу поступили только Metro, Electra, Caledonia, Caravan Ornaments и Eldorado, однако же Electra и Caledonia и Fairfield Ружички около сорока лет были стандартными шрифтами в американской издательской индустрии.
Трафареты Двиггинса. Иллюстрация к лекции Герарда Унгера в Редингском университете. Из альбома
pauldhunt на flickr. com.
«[Designing type] is a job that you have to dream over anyhow, and take up and lay down again». Эта непонятная цитата стала своего рода девизом Двиггинса. Понимать стоит, видимо, как то, что создавая шрифт, нужно постоянно думать о нём, приниматься за работу, когда появляются идеи, а потом снова откладывать.
M E T R O
Итак, Двиггинс был куда ближе к творчеству Фредерика Гауди (само собой) и Эдварда Джонстона (Edward Johnston) с его основанном на каллиграфии
Johnston Sans, чем к новым немецким строгим и геометричным гротескам типа Футуры.
Goudy Sans Фредерика Гауди, 1922. С сайта
identifont. com.
Johnston Sans Эдварда Джонстона, 1916. С сайта
identifont. com.
Gill Sans Эрика Гилла, 1928. С сайта
markboulton. co. uk.
Futura Пауля Реннера, 1927. С сайта
identifont. com.
В общем, результатом работы стал гуманистический гротеск Metro. Его сейчас использует, например, Nivea.
Ранние наброски Metro похожи скорее на гротеск-антикву (1930). В 1932 году некоторые буквы были переделаны, a и g стали одночастными, J перестала свисать etc. Шрифт, как мне кажется, стал похож на Sans Serif Гауди, примерно как Gill Sans на работу Джонстона. И, как в случае с английскими работами Гилла и Джонстона, Metro стал куда популярнее своего предка - он получился как будто чем-то ровно средним между каллиграфией и гротесками, у него нет ярко выраженных немецких или швейцарских корней и при этом он явно сделан руками (в отличие от пресловутой Футуры или Фрутигера, которые сделаны руками неявно).
Первые пробные наброски нового шрифта, датированы 21 марта 1929 года. Иллюстрация из эссе
«Type Designs of William Addison Dwiggins». Винсента Коннэр. Он их, в свою очередь, взял из книги
Anatomy of a Typeface.
Аппликация с буквами из Metro, предположительно 1929 год. С
linotype. com.
Рекламный проспект с Metro, выпущенный Linotype. С
linotype. com.
«Если не сделать ваш шрифт теплым, это будет просто очередная третьеразрядная демонстрация хорошей техники, как коробка с болтами примерно... а я хотел сделать шрифт, который вместил бы в себя весь 1935 год, но он должен был быть теплым - таким, чтобы он был полон крови и индивидуальности, таким, чтобы он на вас бросался».
E L E C T R A
Electra - первый текстовый шрифт Двиггинса. Он начал работу над ним в 1930 году. Тонкие и треугольные засечки напоминают о работах Гауди и Симона Пьер-Фурнье-младшего (
Simon-Pierre Fournier le jeune). Сам художник хотел, чтобы его работа отражала эпоху технического прогресса. Работа была закончена 25 мая 1939 года.
Одна из работ Симона Пьер-Фурнье-младшего. С
connare. com.
Electra: эскизы и результат. Иллюстрации к лекции Герарда Унгера в Редингском университете. Из альбома
pauldhunt на flickr. com.
Курсив тоже переделан от каллиграфии в сторону рациональности и напоминает просто наклоненные буквы. Двиггинс его перерисовал в 1944 году.
Винсент Коннэр (Vincent Connare), бывший шрифтовой дизайнер Microsoft, в своем эссе, посвященном некоторым шрифтам Двиггинса, пишет, что цифровая версия Электры, к сожалению, тоньше, чем оригинал, и это несколько портит общее впечатление.
Цифровая версия шрифта Electra производства фирмы Adobe (прямое и курсивное начертания). C сайта
adobe. com.
C A L E D O N I A
Caledonia - шрифт, получившийся после заказа Linotype переработать популярную тогда книжную гарнитуру Scotch Roman, потому что ее американскую версию критиковали за тяжелые прописные и неравномерность в наборе. Но вот Scotch Roman от Miller & Company (1920) этих недостатков лишена, например.
Фрагмент брошюры словолитни De Vinne Press, 1907. Их вариант Scotch Roman был дополнением к версии Miller & Richard (1903). С
typefoundry. blogspot. com.
Двиггинс объяснял дефекты в Scotch Roman стачиванием литер и ругал шрифтовиков 19-го века за использование циркуля и приемов технического черчения, которые убивали оригинальную грубоватость и «выкачивали жир», убирая таким образом «шотландскость». Он изучил Baskerville, Bodoni и Didot и даже кое-что перерисовал в самом начале работы, но потом отказался от этого метода - Linotype (опять) нужен был «современный» дизайн. Поэтому Двиггинс обратил внимание на переходную антикву нового стиля, спроектированную Вильямом Мартином (William Martin) для Вильяма Балмера (William Bulmer) в 1790 году, которая была чем-то между работами Баскервиля и Дидо. Она, очевидно, подошла, поэтому и послужила основой для Каледонии (Caledonia - древнее название Шотландии). К сожалению, у меня нет возможности рассмотреть ее поближе, но по словам того же Vincent Connare, Двиггинс хотел создать живую, сбалансированную гарнитуру, поэтому, например, вертикальные штрихи слегка искривлены («прямая линия - мертвая линия», по выражению Яна Вермулена (
Jan Vermeulen, голландский типограф ХХ века)), а засечки соединяются с основными штрихами под небольшим углом. К еще большему сожалению, реконструкция (revival) Каледонии под названием New Caledonia убила все эти тонкие особенности, чем в Linotypе, судя по пресс-релизам, сильно гордятся.
Фрагмент рекламного листка, посвященного новогу шрифту, 1938 г. Из альбома
pauldhunt на flickr. com.
Интересно, что Linotype продавал альтернативную версию шрифта с более длинными выносными элементами для улучшения читаемости. Caledonia стала самой известной работой Двиггинса, а ее популярность еще недавно была где-то на уровне Times New Roman.
Небольшая книжка про New Caledonia, созданная юзером
pulluptheroots c flickr. com.
T I P P E C A N O E
К слову о Bodoni, Двиггинс пытался создать свою, неклассическую версию знаменитого шрифта. Его рабочее название - Tippecanoe (Experimental No. 286 & No. 283). Он работал над ним с 1942 по 1945 гг.
«Все вариации Бодони - Лино-, Моно-, даже „оригинальный“ словолитни Bauer - можно описать одним словом: нудный. Он делает любую книгу чопорной и холодной. Я часто хочу использовать в книге шрифт такого контраста и цветности, какие может обеспечить только Бодони, но, к сожалению, не могу этого сделать с сегодняшними возможностями».
Шрифты Bodoni и Didot производства Linotype. С сайта
identifont.com «Большая проблема с Бодони-образными шрифтами - когда они соединяются в слова, им не хватает динамизма. Конечно, дело в линиях по линейке и в дугах по циркулю, но главное - в резком отрыве закруглений от штрихов. Это движение Бодони совершают с грациозностью танцующей коровы. Увы, еще нет отлитого в металле аналога поведения пера в местах этих соединений - иначе буквы давно бы уже построились в слова и пошли. Поэтому задача - найти такой метод, который позволил бы свободно оперировать с кривыми , но в рамках построения шрифта».
Здесь стоит (или не стоит, но все равно) опять напомнить, что Двиггинс работал только с линотипом, в котором литеры отливались из типографского сплава. То, что можно получить цифровыми методами и офсетной печатью, хорошо видно на примере Eldorado. Конечно безупречность и одинаковость каждой буквы - чуть ли не больший недостаток, но об этом не здесь и не сейчас. В общем, работа над Tippecanoe так и не была завершена, хотя шрифт был одобрен - в письме из Linotype к Двиггинсу от 11 октября 1945 года говорится, что «мистер Гриффит предлагает вам отложить работу, пока мы не вырежем экспериментальные образцы». Tippecanoe использовался для набора книги «The Creaking Stair» (1949, автор Элизабет Коутсворт (Elizabeth Coatsworth)), и на этом все.
Из статьи Двиггинса (в сборнике MSS by WAD) об идеальных прямых знаках. Буква O, номер 8 - из Tippecanoe. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 86). Оригинал из книги MSS by WAD: A letter about designing type (Cambridge, MA: Harvard College Library, 1950, p. 43).
Прямое и курсивное начертания Tippecanoe и шрифт в наборе. Огромное спасибо Тиффани Уардл за предоставленные иллюстрации, найти их самостоятельно невозможно. Они из книги «Postscript on Dwiggins», Typophile Chap Books: XXXVI, Volume Two.