Часть 1 M-formula
Еще в тридцатых годах Двиггинс создал в подвале своего дома в Гингаме театр марионеток. В нем ставились пьесы, написанные самим художником и членами Manuscript Club - соседями Двигга.
Поиск метода работы с кривыми («curves formula»), возможно, был частью М-формулы - знаменитого в типографских кругах письма Двиггинса Гриффиту от 3 июля 1937 года. М в названии как раз от слова «марионетка». Письмо состоит из четырех коротких заметок (Двиггинс называет их «memoranda») по «осовремениванию» шрифта.
Первая: предположение, что рекламным агентствам нужен шрифт, который «сможет переносить на бумагу больше краски, но при этом оставаться резким и контрастным.»
Вторая: отсылка к статье Р. Хоппера в Printing Art Quarterly от 4 марта 1936 года, озаглавленной «Какими будут завтрашние шрифты». В статье предсказывается возвращение к классическим формам, но с меньшей имитацией письма и с лучшими четкостью и качеством.
Третья: непосредственно относится к театру и основана на наблюдении Двиггинса: когда он вырезал марионеток из дерева, то, чтобы зрители с задних рядов могли разглядеть все детали, заменял плавные и мягкие изгибы и закругленные части на резкие и острые, и тогда вырезанные лица выглядели одинаково на любом расстоянии («by some magic», как писал художник).
Четвертая: про «геометрический шпинат», то есть собственные трафареты, и про то, как соединение кривых определенным методом дает динамику и изящность орнаментам.
Собственно, шпинат. Из
дискуссии, посвященной вырезанным и скругленным шрифтам на
typophile. com.
Общий вывод звучит так: «М-формула - способ обмануть глаз (при взгляде на сильно уменьшенные предметы) и увидеть кривые, которых на самом деле нет».
Фрагмент иллюстрации, объясняющей принцип действия М-формулы. С сайта
microfoundry. com.
Рисунки Двиггинса, объясняющие М-формулу. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 76). Оригинал из Chauncey Griffith Papers, Specials Collections Department, University of Kentucky Libraries.
Шрифт, в котором все эти идеи получили самое полное развитие - Falcon и Hingham.
Одна буква из газетного шрифта Hingham (Experimental No. 223) - все, что удалось найти. Иллюстрация из одной из дискуссий на сайте
typophile. com.
Само письмо лучше прочитать в оригинале - достойно перевести я не в состоянии. Оно полностью приведено в Appendix B
дипломной работы Тиффани Уардл. Кстати, очень популярный сейчас в России
Charter Мэтью Картера (
Matthew Carter), созданный для печати на лазерных принтерах низкого разрешения, также построен с использованием М-формулы.
Charter Мэтью Картера. С сайта
identifont. com.
F A L C O N
Falcon стал последней шрифтовой работой Двиггинса и был выпущен только через несколько лет после его смерти, в 1961 году. Его относят к числу экспериментальных шрифтов мастера (наряду с Charter, Arcadia и Stuyvesant). WAD писал, что Falcon «есть нечто среднее между технической точностью и разнообразием рукописных букв». То есть, как уже упоминалось выше, в работе над Falcon использовались целлулоидные трафареты отдельных элементов, которые потом соединялись или дорисовывались от руки (он подробно пишет об этом в WAD to RR). В нем лучше всего заметна одна из самых узнаваемых черт шрифтового дизайна Двиггинса - необычная треугольная засечка у вертикальных штрихов, например, в n или l. Она рифмуется с закругленными каллиграфическими серифами. А курсив вообще совершенно воздушный.
Falcon от наброска до пробной печати. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр 92). Оригиналы из GCHP at Kentucky, WADC at Boston и книги WAD to RR.
E L D O R A D O
1953 года издания. Основан на буквах испанца Дон Джеронимо Гил (Don Geronimo Gil) примерно 1787 года и прямых строчных Жака де Санлекье (
Jacques de Sanlecque) 16 века. Двиггинс пытался создать крайне экономичный шрифт с испанским оттенком и сначала старался увязать его толщину, пропорции и контраст с Bookman, Garamond и Century Schoolbook. Работа была начата в 1942 году, но из-за военных ограничений на использование металла буквы были вырезаны много позже.
При создании убористого шрифта главная опасность - соблазн сжать все буквы. Двиггинс аккуратно выбирал те, чью ширину можно уменьшить. Очевидные - a, f, r, s, t. Для b, d, g, o, p и q напротив, оставлено побольше места. Диагональные штрихи в v, w, x и y проведены под менее острым чем обычно углом. Все вместе замечательно работает как приятный шрифт, и то, что он достаточно узкий, незаметно.
Пробная печать с Eldorado 24-го кегля. Иллюстрация из
дипломной работы Виктора Голтни (Victor Gaultney, стр. 7) в Редингском университете.
У Эльдорадо потрясающий курсив. В 1993-1994 году Берлоу, Фрере-Джонс и Рикнер (David Berlow, Tobias Frere-Jones, Thomas Rickner) бережно реконструировали и дополнили гарнитуру для журнала Premier. Получилось что-то совершенно изумительное, но, к сожалению или к счастью, Eldorado за 55 лет популярным не стал.
Фрагмент странички из
PDF к цифровому Eldorado. С сайта
fontbureau. com.
C H A R T E R & A R C A D I A
Один из самых интересных (в смысле, нехарактерных) шрифтов Двиггинса - Charter (в каталоге Linotype - Experimental No. 222), сконструированный в 1937 году. Это выпрямленный курсив, похожий на скрипт, но без соединения букв.
Карандашные наметки для Charter, недатированные. Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited».
Другой недатированный эскиз шрифта Charter. Позволяет понять, почему ему уделено здесь так много внимания. Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited».
Трафарет с вертикальным штрихом для Charter, недатирован. Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited».
Charter задумывался как пара к другому шрифту Двиггинса, Arcadia, он же Brochure, который, в свою очередь, подходил «для брошюр, буклетов и рекламных материалов высокого уровня». Он был создан для конкуренции с модными тогда европейскими гарнитурами: голландской Egmont, французской Cochin и немецкой Eve. Свои наброски к Arcadia в письме в Linotype Двигг сопроводил комментарием: «На самом деле эти шрифты [Egmont, Cochin и Eve] - производные от римских прямых букв, написанных остроконечным и гибким стальным пером (таким пером обычно пишутся спенсерианские шрифты. После двоеточия размещен поясняющий рисунок. На рисунке же изображены прямые, а не привычные для такого инструмента наклонные буквы. Огромное спасибо за это исправление
danya_design). Может быть, в своей работе я слишком сильно смягчил характеристики пера, но вы же знаете, что невозможно скопировать написанную букву в шрифт. Что скажете? Куда двигаться дальше?».
Письмо, с которого началась Arcadia. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 101). Оригинал из GHCP at Kentucky.
Linotype сказал двигаться в сторону проверки новых шрифтов. Arcadia и Charter были вырезаны на болванке 14-го кегля (обычно вырезали двенадцатого, и сами шрифты были спроектированы только для двенадцатого, но верхние и нижние засечки оказались слишком длинными для 12-кегельной площадки). Гриффит одобрил отлитые образцы и предложил вырезать буквы в 18-м и 24-м кегле, но после этого в июле 1937 года работа была отложена в связи с «финальной стадией работы над Caledonia».
Пробная печать Arcadia и Charter от 5 марта 1937 года. Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited». Вторая попытка улучшить Charter и Arcadia была предпринята в 1938 году, когда WAD послал CHG новые рисунки в соответствии с его требованиями сделать Arcadia полегче и покруглее. В том же письме Двиггинс помимо обсуждения отдельных деталей пишет, что надеется, что его шрифт будет выглядеть непохожим ни на какой другой из существующих, и замечает, что Arcadia - рабочее название, и необходимо подумать о чем-то более женском, вроде Diana.
Эскиз Arcadia. Иллюстрация, опять же, из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited». В том же году Двиггинс снова занялся проектом Charter - у него был заказ на дизайн страховочных бланков и он считал, что Charter как нельзя лучше для этого подойдет. Он написал Гриффиту, но тот ответил почти через год и предложил отменить все изменения и продолжить работу, снова начав с эскизов января 1938-го. Linotype получил посылку со всем необходимым в январе 1942-го, но в военное время запустить что-то в производство было крайне проблематично. В том же письме Двигг пишет, что его Charter not marketable possibly, но все же надеется на его использование в официальных документах.
Рисунок Двиггинса, датированный 29-м января 1938 года. Это снова Charter. Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited». В результате Двиггинс окончательно разочаровался в окупаемости двух своих творений и попросил вернуть их, объяснив это тем, что «с этим уже ничего нельзя сделать, только поиграть». В мае 1942 года Arcadia была удалена из архивов Linotype, но Charter вырезали (правда, не целиком, только строчные и несколько прописных), и даже использовали для набора прокламации «The first Mass Thanksgiving proclamation, Charleston, Mass., June 20, 1676» в четырнадцатом кегле. В 20-м, 30-м и 36-м кеглях были вырезаны только некоторые пробные образцы.
«The first Mass Thanksgiving proclamation, Charleston, Mass., June 20, 1676». Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited». Этим шрифтом была набрана книга «The Song Story of Aucassin and Nicolete» (1946). Вместо прописных, которые существовали только на бумаге, была использована капитель из двиггинсовской же Электры.
«The Song Story of Aucassin and Nicolete». Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited». Отпечатанные строчные Charter. Иллюстрация из работы Сибиллы Хагманн (Sibylle Hagmann)
«Dwiggins revisited». Но в результате Charter тоже остался лишь экспериментом. В комментарии к нему из архивов Linotype (авторства Гриффита) говорится:
«Experimental 222, «Charter»«, - результат причудливого поиска нехоженых типографских троп, привязанный, тем не менее, к техническим ограничениям, [...] но бизнес-требования не позволили серьезно задуматься о продвижении этого дизайна на рынок.»
Кроме того, реализация Чартера не состоялась, возможно, и за-за внедрения фотонабора, и из-за увольнения Гриффита, и из-за болезни Двиггинса. К сожалению, незаконченных шрифтов у него гораздо больше, чем вырезанных:
Наброски для газетного заголовка, 1946. Изображение из
дискуссии на сайте
typophile. com.
Экспериментальный рубленый шрифт Двиггинса. Иллюстрации к лекции Герарда Унгера в Редингском университете. Из альбома
pauldhunt на flickr. com.
Dwiggins News. Был отложен из-за появления в 1931 году шрифта Excelsior Чонси Гриффита, который до сих пор является самым популярным газетным шрифтом (вполне заслуженно). Иллюстрации к лекции Герарда Унгера в Редингском университете. Из альбома
pauldhunt на flickr. com.
W I N C H E S T E R
1944 год. Попытка Двиггинса улучшить читаемость английского языка (и отдалить его внешний вид от латинского) за счет значительного уменьшения выносных элементов. Для некоторых букв были придуманы унциальные формы (в цифровой реконструкции их, увы, нет). использовался самим художником для ручного набора.
Winchester в наборе. Из
дипломной работы Тиффани Уардл.
S T U Y V E S A N T
Назван по фамилии Old Pete Stuyvesant, последнего губернатора Новой Голландии. Основан на шрифтах из книги Д. Б. Апдайка (D. B. Updike) «Printing Types». В письме к CHG от 4 августа 1942 года, включавшего в себя также эскизы, Двиггинс пишет, что давно хотел заняться оригинальным голландским шрифтом Жана-Франсуа Росарта (Jacques-Francois Rosart), который есть в книге Апдайка, и что в нем есть качество и причудливость, поэтому его реконструкция будет чем-то необычным для современного шрифтостроения.
Шрифт Росарта, вдохновивший Двиггинса. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 103). Оригинал из книги Printing Types: their history, forms, and use, Volume 2. (D.B.Updike, Cambridge: Harvard University Press, 1937).
Оригинальные рисунки шрифта. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 103). Из собрания WADC at Boston.
Фрагмент, набранный шрифтом Stuyvesant, в Publisher Weekly от 1 сентября 1949 года«. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 108). Из собрания GHGP at Kentucky.
Курсив был основан на работах Плантена (
Christophe Plantin, французский типограф, живший в 16 веке), а пробная печать с вырезанных образцов датируется 3 марта 1943 года. Стайвесантом также набрали поэму «Ruines of time» и книгу «The Shirley Letters».
Оригинальный шрифт Плантена из книги Апдайка. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 106). Оригинал из книги Printing Types: their history, forms, and use, Volume 2. (D.B.Updike, Cambridge: Harvard University Press, 1937).
Рисунок, основанный на работе Плантена. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 106). Из собрания WADC at Boston.
«Ruines of time». Прямое и курсивное начертания Stuyvesant. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 107). Из собрания GHCP at Kentucky.
Сейчас в продаже - цифровые версии шрифтов Electra, New Caledonia, Metro, Caravan (серия орнаментов), а также переработки: Elante (еще одна версия Электры), New Winchester, Odile (вариация на тему Charter) и Dwiggins Set Uncial.
Marionettes
Марионетки Двиггинса - целая грань его таланта. Большая статья о них есть в книге «American Puppetry» (
доступна на Google Books). Из нее можно, в частности, узнать, что театр назывался «Point Five Irving Street», вмещал 45 зрителей, костюмы шила Мейбл Двиггинс, а кукол было 26 штук. Метод вырезания их из дерева назывался «Puterschein system». Особенно характерны необычно резкие лица марионеток, сделанные в соответствии с М-формулой.
Иллюстрация к М-формуле. Из
дипломной работы Тиффани Уардл (стр. 75). Из собрания CHCP at Kentucky.
Билет в театр марионеток, который Двиггинс придумал и напечатал.
С linotype. com.
Двиггинс с куклой себя. С сайта
giam. typepad. com.
Лица марионеток Двиггинса. С сайта
giam. typepad. com.
Марионетки Двиггинса. Из альбома пользователя
dwiggs на flickr. com
Разворот из книги Двиггинса «
Marionettes in Motion». Из книги American Puppetry.
В 1956 году ассоциация Bookbuilders of Boston учредила
премию имени Уильяма Эддисона Двиггинса, вручаемую раз в год людям, внесшим значительный вклад в развитие книжного дела в Новой Англии.
Последние два года жизни из-за ухудшившегося здоровья WAD не работал. Он умер 25 декабря 1956 года, в Рождество, оставив настолько разнообразное наследие, насколько это вообще возможно.
«Это было великое путешествие; я доволен».
Фотография, сделанная за год до смерти.
P. S. А еще он писал science fiction про войну машин и людей и подобные вещи.
P.P.S. Еще раз, огромное спасибо за помощь Тиффани Уардл, чья
дипломная работа ничего, кроме восхищения, не вызывает.
Фотографии, взятые с сайта Linotype, относятся к статье Пола Шоу (Paul Show), с которой можно ознакомиться
здесь.
Также я активно использовал работы
Сибиллы Хагманн (Оригиналы всех изображений, использованных Сибиллой, хранятся в собраниях Department of Rare Books and Manuscripts (courtesy of the Trustees of the Boston Public Library и the Special Collections Library,
University of Kentucky), и
Винсента Коннэр.