Автобиографический Блумсбери, 1920-е

Jan 12, 2015 10:03

"В марте 1920 года начался Клуб Памяти," - пишет Леонард Вульф в своей истории Блумсбери.
Блумсбери-клуб интересен тем, что первыми его начали изучать сами участники Блумсбери-групп. Регулярных собраний не было с 1912 года, помешало то, что многие разъехались, потом война, потом болезнь Вирджинии. Они с мужем несколько лет жили уединенно в Ричмонде, пока Леонард не научился справляться с болезнью жены диетой и строгим режимом. А в 1920-м встречи возобновились.
6 марта участники собрались в Блумсбери, на Gordon Square, обедали и слушали воспоминания друг друга.





Среди участников Клуба Памяти (The Memoir Club). Даже не знаю, как лучше перевести это. Биографический Клуб? Клуб Биографии... Научный клуб... На собраниях участники в основном читали свои статьи, текст опять победил живопись, здесь обсуждались произведения Вирджинии Вульф, Кейнса.

Леонард Вульф писал, что поначалу произведения были маленькие и удавалось послушать семерых участников за один вечер, но потом статьи и дневниковые записи стали больше и только двоим удавалось выступить за вечер.

И снова... Среди участников Клуба были все те же тринадцать Старых Блумсберийцев: Леонард и Вирджиния Вульф, Ванесса и Клайв Белл, Литтон Стрейчи, Роджер Фрай, Дункан Грант, Дж.М.Кейнс, Молли и Десмонд МакКарти, Е.М.Форстер, Саксон Сидни-Тернер и Адриан Стивен (брат Вирджинии и Ванессы). Это список Леонарда Вульфа. Однако, фактически Андриан уже не приходил на собрания Клуба после 1920 года, зато присутствовал Сидни Ватерлоу - дипломат, "очень высокий человек с большими усами, высоким скрипучим голосом, и изящными манерами". Он также делал предложение Вирджинии в 1911 году, но был отвергнут. В Блумсбери его ласково называли "Монарх".

Все были близкими друзьями, и это давало возможность искренне, без утаек обсуждать все, что хотелось. Так писал Л.Вульф. Секретарем Мемори Клуба была Мери МакКартни.

Так же в 1920-х на собрания начали приходить братья Литтона Стрейчи Джеймс и Оливер, и сестра Марджори, Френсис Биррелл, Мэри Хатченсон, Карин Костело, Варбара Хилс Багенал, Артур Уалли, Дора Карингтон, Ральф Партридж, Реймонд Мортимер, Джордж Риландс, Ангус Давидсон, Стивен Томлин, Фгансис Маршал Партридж, Роджер Сенхаус и Лидия Лопакова Кейс.

Остановимся на трех браках. Во-первых, убежденный гей Литтон Стрейчи еще в 1917 году решил жить вместе с художницей Дорой Карингтон. Это был интересный брак. Разница в возрасте и несовместимость полов вопреки всем законам чегобытонибыло сделала их союз крепким и нерушимым.



Романы Литтона с юношами, романы Доры с мужчинами не были поводом расстаться этим двум талантливым, интересным людям. Дора написала лучший портрет Литтона. Чтобы лучше разобраться в их странных отношениях, нужно посмотреть великолепный сериал "Карингтон". Мы получили массу удовольствия.



реальный факт биографии Литтона и Доры

В 1921 году Дора вышла замуж за Ральфа Партриджа, что не помешала ей жить вместе с Литтоном. Стрейчи по этому поводу написал:
«Всё в чудовищном беспорядке: леди влюбляются в педерастов, педерасты влюбляются в бабников, еще и цены на уголь растут. Чем всё это кончится?»



В 1925 году другой убежденный гей и экономический гений Дж.М.Кейс женился на русской балерине Лидии Лопаковой. Лидию - приму балета Дягилева - геями было не удивить, интеллектуалы ее тоже не пугали. Она была прекрасной женой для Кейнса, который души в ней не чаял, спонсировал русский балет (что вызывало возмущение со стороны Блумсбери групп, которая тоже нуждалась в деньгах). Лопакова приходила на собрания Блумсбери и порой ехидно комментировала высокопарные разговоры английских интеллектуалов (что тоже не могло не расстраивать), но жене Кейса все было позволительно.



Другой счастливый и абсолютно традиционный брак - Джеймс и Алекс Стрейчи. Младший брат Литтона была благополучно женат на Алекс Саргант-Флоренс. В 1924 году она уехала в Берлин, чтобы пройти курс психоанализа у Фрейда. Письма Алекс, которая писала мужу о психоанализе, и письма Джеймса, который писал жене о Блумсбери - неисчерпаемый источник знаний о Фрейде и Блумсберийцах.



Забавный анекдот о том, как бедный Форстер сломал себе запястье и каким-то образом не заметил этого. "Бедный Морган" должен был лечь на операцию, потому что запястье срослось неправильно и его нужно было ломать и сращивать заново. Под наркозом. Наркоз был столь же нов, как и психоанализ. Форстер попросил Леонарда Вульфа присутствовать на операции. Вульф должен был все время находится в комнате и потом рассказать, что там происходило. Конечно, как только Морган заснул, хирург прогнал Леонарда за дверь, и "бедный Морган" так никогда и не узнал, что там с ним делали.

Однако, хватит сплетен. За 1920-е годы Вирджиния Вульф стала популярной писательницей и издателем. Давид Гарнетт написал "Леди-лисица" (в 1922 году получил премию Тейта) и "Мужчина в зооопарке". Книги Гернетта переводились на русский и выходили через два-три года после публикации на Английском - в 1925, 1926, 1927 гг. Форстер выпускал в год по книге, которые и сейчас интересны и актуальны - историю Александрии, Индии. Роджер Фрай, Леонард Вульф писали статьи и эссе. Литтон Стрейчи в 1921 году выпустил биографию королевы Виктории, сделавшую его известным. В издательстве Вульфов стали выходить работы Фрейда в переводах Джеймса Стрейчи, хоть Вирджиния и была скептически настроена. Джеймс Стрейчи пишет о ее "свирепом натиске" (ferocious onslaught) на психоанализ и психоаналитиков в 1925 году.
В 1925 году Вирджиния Вульф пишет статью "Русская точка зрения" о русской литературе. Она учила русский язык, читала Достоевского, Толстого, Аксакова, Чехова.

"Читая Чехова, мы обнаруживаем, что повторяем слово «душа» снова и снова. Им пестрят его страницы. Старые пьянчуги свободно употребляют его: «...ты высоко поднялся по службе, туда и не доберешься, но у тебя нет души, дорогой мой ... а без этого нет и силы». Действительно, именно душа - одно из главных действующих лиц русской литературы. Тонкая и нежная, подверженная уйме причуд и недомоганий у Чехова, она гораздо большей глубины и размаха у Достоевского; склонная к жесточайшим болезням и сильнейшим лихорадкам, она остается основным предметом внимания. Быть может, именно поэтому от англичанина и требуется такое большое усилие, чтобы перечесть «Братьев Карамазовых» или «Идиота». Душа чужда ему".

Наверное, для нас это обычно, мы привыкли "думать о душе", но для Вульф это открытие. И со страниц русской прозы "И обрушивается на нас - раскаленная, жгучая, противоречивая, великолепная, ужасная, гнетущая - человеческая душа". И начинает жить в романах самой Вульф.

В 1926 году в Хогарт Пресс выходит книга "Джулия Маргарет Камерон. Викторианская Фотография знаменитых мужчин и женщин" с предисловиями Роджера Фрая и Вирджинии Вульф. Вирджиния Вульф - внучатая племянница женщины-фотографа Д.М.Камерон (1815-1879). Наверное, благодаря этому мы знаем ее прекрасные фотографии.



Портрет Д.Ф.Уотса 1865 г.



Молитва и хвала, 1865 г.

мое литературоведение, Блумсбери-групп

Previous post Next post
Up