Дм. Быков опубликовал в "Новой газете"
блестящую, на мой взгляд, статью как ответ М. Эпштейну на
эссе "Масштаб и вектор", посвященное "тотальгии" Дм. Быкова, то есть ностальгии по тоталитаризму, то есть Советскому Союзу.
Я тоже болен этой болезнью. Но не потому, что я старпер, обласканный советской властью, а теперь исходящий желчью, наблюдая нынешние нравы и обычаи. Не так давно в "Литгазете" было опубликовано мое интервью Захару Прилепину под претенциозным заголовком "
СССР - проект Господа Бога". Там я попытался сказать по сути то главное, что блестяще выразил Быков в своей статье.
А суть проста.
Дело не в ГУЛАГЕ или полете Гагарина, дело не в отсутствии колбасы или в "Книге о вкусной и здоровой пище", не в доносительстве или чувстве коллективизма, а в том, по большому счету, что в СССР люди - те, кто имел право так себя называть - были гораздо более многочисленны (причем, во всех слоях населения) и гораздо более действенны. Необязательно они были диссидентами, героическими борцами с режимом, сидельцами. Но у них была совесть.
С совестью у нас большая засада.
Вчера разговаривал по телефону с Юрием Клепиковым, блестящим советским кинодраматургом. "Юра, ты смотрел фильм Андрея Смирнова? Это действительно сильно?" - спросил я его.
- Понимаешь, старик. Это сильно. Но для понимания этой силы у этого фильма уже нет зрителя.
Я физик по образованию. И я хорошо помню закон Ньютона: "Всякое действие рождает равное ему по силе и противоположно направленное противодействие".
Закон имеет всеобщее применение, не только к физическим телам, но и к социуму.
Противодействие это - не обязательно борьба. Противодействие совести - не менее значимо.
СССР рождал в большом количестве тех, кто ею обладал.
Ну, тех, которых я назвал в своем романе "олухами Царя Небесного".
Именно благодаря им СССР был "проектом Господа Бога".