Сечевое 7

Oct 25, 2014 01:45

Наверное, были какие-то стратегические соображения. Можно предположить, что главным аргументом послужило размещение Базавлука непосредственно на Днепре - главной транспортной артерии, в стороне от которой была расположена Томаковка.

Кстати, вы обратили внимание на использование слова «столица» по отношению к Базавлуцкой Сечи? Речь идет не о каком-то «символическом» значении, а самом что ни на есть приземленном. Есть несколько (не меньше шести) укрепленных пунктов - сечей, которые расположены на островах Великого Луга, на которых базируются землячества-коши. Кстати, татарское слово «кош» и означает «укрепленный лагерь». Коши консолидируются в Войско и строят единый организационный центр - Сечь. Т.е. Запорожье периода Базавлуцкой Сечи - это федерация (конфедерация?) кошей, делегирующих управленческие структуры (и функции) столице, но сохраняющих хозяйственные.

Причем, по крайней мере, один кош мы можем локализовать. Хмельницкий в марте 1648 года в письме коронному гетману Николаю Потоцкому, в частности, писал: «Дошло до нас известие о том, что, ваша милость, хочешь знать, с чьего наговора и совета Хмельницкий вступил в черкасскую сечь?. Уведомляю вашу милость, что все черкасцы и сотники дали на это согласие…». Писано это было на острове Томаковка, из чего мы можем сделать вывод, что именно на Томаковке располагалась «черкасская сечь». Доставшаяся Черкасскому реестровому полку в наследство от Черкасского коша.

В приказе самого Николая Потоцкого, который можно перефразировать в духе: «Хмельницкого взять живым или мертвым», адресованном каневскому полковнику и датированном февралем 1648 года, можно выделить фразу «…Поскольку вашей милости доверена запорожская резиденция…». Из чего можно (при желании) сделать вывод, что Каневскому реестровому полку принадлежала сечь на Никитином Роге.

Возможно, именно на этом основании возникла мистификация о существовании Никитинской Сечи, подкрепленная авторитетом казацкого летописца Самуила Величко. На самом деле на Никитином Роге была расположена казацкая застава, службу на которой вахтовым методом по очереди несли реестровые полки.

Несомненно, что такая точка зрения жителями Никополя будет воспринята, как покушение на святая святых, ибо в Никополе «на том самом месте» установлен памятник.



Но вернемся на полстолетия назад. Учитывая, что вся хозяйственная движуха запорожцев в 1590-1638 годах была сосредоточена в кошах, можно с горечью констатировать, что гоголевское описание околосечевой бизнес-активности с воспоследовавшим эпическим pogrom’ом, пролетает мимо цели. И целиком базируется на воспоминаниях о Подпольненской (Новой) Сечи 1734-1775 годов. У которой, действительно, рядом с цитаделью - Кошем - был торгово-ремесленный пригород, именуемый Гасан-Баша.



Базавлуцкая же Сечь могла выглядеть так:



Это сугубо абстрактная картинка, поскольку ни одного внятного описания не существует. Исходя же из наших предположений об устройстве Сечи, на острове Базавлук царила голая функциональность. Штабные и казарменные здания. И всё. Даже наличие храма можно поставить под сомнение, ибо его существование целиком базируется на находке не в меру романтичного письменныка Андриана Кащенко. В найденной на острове Базавлук яме с остатками битого кирпича он заподозрил остатки фундамента сечевой церкви.

А вот достоверное описание следующей - Чертомлыцкой (Старой) - Сечи, созданной Хмельницким в 1652 году на новом месте, в новых условиях, из новых людей и с новыми задачами, заставляет «много думать».

Ведь, помимо главных ворот, в укрепленном периметре было проделано восемь (!) калиток для выхода по воду к рекам Чертомлык и Скарбная. Над каждой из которых находилась амбразура. А внутри вала Сечь была разделена на восемь (!) секций, отделенных друг от друга тыном.

Какой вывод об устройстве Базавлуцкой Сечи мы можем сделать из этой информации? Кошей было не шесть, как мы предполагали первоначально (по количеству реестровых полков), а восемь. Это вывод номер раз.

А вывод номер два: это ж какой силой обладают традиции в замкнутых мужских коллективах! Хмельницкий, создавший вместо восьми кошей один Кош, разделил его на восемь частей.

Даже боюсь фантазировать на тему, как же выглядела фортификация Базавлуцкой Сечи! Во всяком случае, Эрих Лясота пишет: «… мы пошли в свои курени (которые они называют кошами), плетеные из хвороста и накрытые сверху конскими шкурами для защиты от дождя…». По крайней мере, мы узнали, что каждый кош имел свою территорию на Базавлуке. Любопытно, конечно, как в оригинале звучали названия помещений, которые переводчик назвал «куренями»? И соответствовало ли слово «кош» своему первоначальному татарскому значению?

Мне почему-то вспомнилась Апсала из «Этического инженера» Гарри Гаррисона.

А знаете, панове, чем больше продуктов грызения в виде гранитных крупинок оседает на дно соляриса под гулкими сводами моей черепной коробки, тем больше меня терзают смутные сомнения. А была ли Запорожская Сечь до 1652 года вообще?

Может организационно-управленческий центр Войска Запорожского ситуативно перемещался по кошам? Тогда будет понятной и подозрительная фраза из мемуара Эриха Лясоты «…тут была в это время казацкая Сечь…». И разрешится загадка некоторых подписей запорожских гетманов, где они указывают свое местопребывание, как «писано на реке Чертомлык». Из чего И.С.Стороженко делает предположение о наличии в треугольнике Днепра, Чертомлыка и Павлюка острова Чертомлык, который служил запасной базой Сечи. В то время, как основная пребывала на острове Базавлук. И более-менее развеется туман над островом Томаковка, на котором, как глухо бурмочут источники, в конце 1593 года татары кого-то (и что-то) уничтожили. Считается, что Томаковскую Сечь. Но мы ведь с вами в ее существование не веруем. Но нападение-то было. И запорожцы, согласно хрестоматийным представлениям, как-то подозрительно быстро и безболезненно перебрались на Базавлук. Где, с нашей точки зрения, Сечь существовала с 1590 года (а "острог" фиксируется еще в 1571 году). Следовательно, наиболее вероятна версия, что на Томаковке был один из кошей, на который и напали татары,

Понятно, что тут нужно всерьез погружаться в проблему (причем, в буквальном смысле, ибо пучина Каховского водохранилища поглотила ея) и именно поэтому я этого делать не буду. Но заноза-то в мозгу останется. В силу же душевной широты и интеллектуальной прямоты я её и вам имплантирую.

To be continued
To go back

украиннное

Previous post Next post
Up