PhD как это было: часть 1 (учебный год 2014-15)

Oct 03, 2018 22:42

В этом посте я расскажу о том, как прошли мои четыре года учебы PhD в Университете Гринвич. Будут четыре поста/части, как о каждом годе учебы. Поехали!




Честно, я даже не знаю, какой год самый тяжелый. Скорее всего, все четыре. По приезде, я сразу встретился со своими двумя супервайзерами. Белоруска Ханна (Анна Юрьевна, потом выяснилось, но я её всё равно звал Ханной) сначала меня отговаривала от PhD, мол еще не поздно слиться, ведь будет тяжело. Но как я могу слиться? - Нет, не могу. Ханна была больше эксперт в области innovation and knowledge-sharing. Болгарка Катя (кстати, немного говорила по-русски, но немного) была экспертом в основном в области туризма и event management, как она относилась к моей теме, мне не было понятно. А потом, мне добавили еще одного супервайзера - англичанина Брюса. Дело в том, что у первых двоих в совокупности было недостаточно типа опыта и статуса для того, чтобы иметь PhD студента, поэтому, чисто формально, мне добавили этого мужика. Вообще, он - профессор и один из очень уважаемых людей в академии и его знают по всему миру. Он один из тех мутантов в сфере network analysis, чей совет я послушал и поехал потом на конференцию Sunbelt в Утрехте. Запомните его на потом.

В первый год я был очень потерянный - не знал, что делать, что изучать, в какую сторону вообще идти (в плане литературы). Супервайзеры мне давали, конечно, советы, но частенько абстрактные, которые означали, что нужно вообще всё изучать. В университете у нас каждую неделю были обязательные семинары, на которых мы обсуждали наши идеи и потом еще слушали презентации «старших» и им задавали вопросы. С одной стороны, подобные мероприятия полезными должны были быть, но из-за них я наоборот понимал свою ущербность, понимал насколько я туп по сравнению с другими. А сливаться нельзя было - ну как так?

В октябре-ноябре у нас был некий “Teaching course”, мол у кого-то будет возможность преподавать либо в Гринвиче, либо еще где-нибудь, поэтому нам нужно было пройти некий короткий курс об нюансах британского преподавания в высшем учебном заведении. В идеале, надо получать нормальную корочку для этого в Великобритании. Сраные британцы напридумывали всякие ебаные дополнительные квалификации и корочки почти в каждой сфере, без которой нельзя работать, и это помимо диплома о высшем образовании: у финансистов одни, у юристов другие, а теперь у преподов тут тоже кое-что есть. Относительно недавняя штука и всех преподов и исследователей она жутко бесит, потому что они уже 30 лет преподавали и тут их, блять, будет какая-то макращелка 25-30 лет (а самими им всем уже под 50) учить, как учить в высшем учебном заведении. Хотя, в целом, такая квалификация очень полезна, потому что ты можешь быть допизды умным ученым, но можешь НЕ УМЕТЬ УЧИТЬ - это уже совершенно другой навык: уметь объяснять, структурировать урок, план занятий, ладить со студентами и так далее.

Короче, отошли от темы. Суть в том, что тот двухмесячный курс “Teaching course” для аспирантов было полным дерьмом - пустая трата времени. Хотя я был удивлен, когда некоторые говорили в стиле «О, это мне многое дало». Без понятия, что это там могло вообще дать: сплошная вода. Хотя, надо учесть, что у меня есть второй диплом в педагогике из России, может поэтому многое уже и знал. Но проблема в том, что там (в Гринвиче) даже методам никаким не учили. А что тогда делали? - Вот именно, что ничего - просто лили воду два месяца. В конце, нужно было подготовить и провести даже урок, и сдать работу на сколько-то там тысяч слов.

Это был не единственный урок, который нам навесили. Еще у нас было два предмета: Research Methods и Advanced Research Methods. Первый был скорее в плане - вспомним то, что вы знаете со времен бакалавра и магистратуры. А второй у нас вёл немец, который всю жизнь работал в management consultancy, но изначально было академиком, тоже PhD, но решил бросить свой management consultancy, потому что сказал, что однажды проснулся где-то в сорок лет, ни жены, ни детей, ни друзей, а только работа по двенадцать часов в день семь дней в неделю. У него предмет был очень интересный: всё о том же, но как-то более углубленно, детально, и практично. Для каждого из этого предмета нужно было сдавать работу тоже на несколько тысяч слов и на оценку. Не знаю, куда эти оценки делись, но помню, что говорили, если меньше 60 баллов получим, то нужно будет переписать.

Зимой у нас еще была некая неделя разных курсов. С тех, кто приходил на эти курсы из других университетов и организаций, брали деньги, а свои ходили бесплатно. В первый раз я пошел лишь на курсы по пользованию специальной компьютерной программы для анализа качественных данных - NVIVO (qualitative analysis). Очень полезная штука. Преподавала этот курс моя же супервайзер Ханна.

Чего я не понял, так это пакет уроков, который у нас был где-то с января по март: всего их было двенадцать вроде. Называлась эта хрень что-то в стиле ‘Postgraduate Researcher Development Programme’. Цирк заключался в том, что в самом начале учебы у нас был… ну так назовем его «встреча-урок», где мужик за три часа нам быстро и четко всё рассказал, что будет, что требуется и так далее. А потом, они его же инфу взяли и растянули на… ну где-то семь уроков. Только пять из двенадцати что-то интересное из себя представляли - остальное можно было двинуть. Но ходить надо было обязательно. Ты ходишь на то да сё в течение учебы, получаешь некие локальные сертификаты, а потом в конце учебы складываешь и сдаешь всё в общей куче с диссертацией. Вот так вот! Ладно, хоть в конце этих двенадцати уроков никакого экзамена не было. Зато были онлайн тесты… Надо было пройти еще некий онлайн курс и там после каждого был тест: не сложно, но времязатратно.

Еще у нас в университете нужно было писать некие формы/отчеты. Для начала форму - некий Research Proposal. Мол, так универ контролирует, что ты делаешь всё правильно и на уровне. В заявлении ты написал один Research Proposal, но потом ты должен его развить, сделать некое исследование, прогрессировать и сдать. Его на собрании оценивает группа экспертов, и если что, просит переделать и пишет замечания. Так они смотрят, чтобы ты гавно не писал и не халтурил целыми днями, а изучал тему. Эксперты эти собираются не каждую неделю, а где-то четыре раза в год, максимум пять, поэтому форму эту сдавать надо в определенное время тоже и не затягивать, иначе тебя не пустят на второй год. Точнее, пустят, просто потом одно на другое навалится, и ты увязнешь в болоте долгов.

Когда я в очередной раз собрался ехать домой в Екб зимой 2014-15, решил уж сразу двух зайцев поймать - еще и собрать первичные данные (pilot study). Это очень важная часть исследования. Да вообще, все части важные. На этой стадии ты тестируешь свои вопросы и темы или подтемы для исследования и понимаешь, туда ли ты вообще движешься. Кстати, конкретно мне это Очень помогло. До зимы я был Очень потерянный, но потом стал… менее потерянный. Начала вырисовываться какая-то картина. Встретился с людьми из Титановой Долины, ВСМПО-АВИСМА (ездил прямо в саму Верхнюю Салду), и еще с пару резидентами. А потом по телефону уже из Лондона созвонился с другими экономическими зонами и несколькими резидентами, а также Ассоциацией Индустриальных Парков (АИП) в России. Было очень интересно и познавательно. На основе этих данных, кстати, я потом и писал работу по предмету Advanced Research Methods.

Помимо всего этого, тебе твой супервайзер еще дает свои дедлайны на определенные задания. Конечно, всё это ты можешь нарушить, но ты ведь не хочешь портить отношения с супервайзером. Да и вообще, всё это PhD - полностью твоя инициатива, и пинать должен во всём ты себя сам. Короче, в конце июня я должен был сдать 40 страниц Literature Review, 12 шрифтом, single space. Я тогда сделал довольно хорошую работу - так значительная часть потом пошла в итоговый вариант диссертации. Эти 40 страниц проверили все трое и дали хороший отзыв. Брюс даже сказал, что можно попытаться написать статью в журнал. Но в тот момент, эта идея повисла, потому что были другие дела.

В апреле я съездил в первый раз на конференцию в Кембридж BASEES в роли посетителя. Потом в июле у нас в Гринвиче была Poster Conference - студенты делали постеры, на которых вкратце рассказывали про свои исследования и получали мгновенный отзыв от более опытных академиков, ну или просто идеи и мысли от своих же коллег. Тогда же в июле я съездил в Москву на мероприятие АИП, где поговорил с большим количеством полезного народу и много чего интересного узнал. Да и вообще, потом хорошо потусовался в Москве с друзьями. В августе начал готовиться сразу ко второму учебному году.

Вообще, стоит еще отметить, что я как-то умудрялся еще засовывать во весь этот график работы. В сентябре я сразу же устроился в Financial Times. Дело в том, что я там работал какое-то время в 2011, контакт мужика остался. Я с ним сразу связался (написал email), он никак не ответил, а потом буквально через день позвонил и спросил, готов ли выйти уже сейчас. Ну я сказал, что готов. Конечно, он отпускал меня по делам. График был удобный: с восьми до четырех. Вечером делал свои PhD дела. В апреле-мае работал в Survey Sampling International: там график был с семи утра до трех дня, что еще оставляло больше времени на учебу после работы. Ад начался в августе.

Продолжение следует…

Учеба на PhD в University of Greenwich:
Как поступить на PhD

Великобритания, Университет Гринвич, phd, Лондон, аспирантура, university of greenwich, Гринвич, Англия, greenwich university

Previous post Next post
Up