Церковь Ильи на Славне (Великий Новгород)

Nov 23, 2012 19:23



- Церковь Ильи Пророка на Славне находится вдали от оживлённых туристических троп, не часто до неё добираются и сами новгородцы. Расположенная в самом конце Знаменской улицы, невдалеке от очистных сооружений, она с первого взгляда и церковью-то вряд ли покажется. «Что-то бесформенное, и по всем признакам заброшенное!» - может быть, подумаете вы, и оба раза ошибётесь.

Летопись впервые упоминает храм Ильи на Славне под 1105 годом, тогда он был ещё деревянным, вследствие чего и страдал от пожаров. Каменную церковь построили в 1198-1202 годах, а уже в XV веке на старом фундаменте возвели новую церковь, при этом строгий и стройный облик храма XII века был сохранён. Вплоть до ХХ века церковь играла важную роль в духовной жизни новгородцев. Но в годы войны в барабан храма попал снаряд, вскоре он рухнул вместе с куполом и так и не был восстановлен. Оставшись без завершения, церковь сразу же потеряла свою пропорциональность и красоту и превратилась в архитектурное недоразумение.

Что же касается заброшенности, то натоптанная тропинка к крыльцу быстро опровергнет эту мысль. Чего только не было в помещениях храма после войны: коммунальная квартира для реставраторов, геодезическая экспедиция, овощной склад, мастерские художников, жилые квартиры.

Между прочим, художники обитают там до сих пор, правда, на связь с внешним миром выходят неохотно, опасаясь претензий по поводу просроченных коммунальных платежей. Кстати, церковь Ильи Пророка на Славне чуть ли не единственный храм ХII века на территории России, который и по сей день используется столь варварским способом. Остаётся лишь радоваться, что соседней церкви Петра и Павла повезло всё-таки чуть больше, - рассказывается о церкви на новгородском сайте «Градоскоп».

Фотографии церкви Ильи Пророка на Славне (которые выше) были сделаны мной вчера на телефон, а вы можете подробнее всё рассмотреть-покрутить на Градоскопе (в 2010 году, как можем заметить, она выглядела чуть лучше). Особого внимания это здание заслуживает еще и потому, что является объектом культурного наследия ЮНЕСКО... грустным таким объектом, доведенным до весьма плачевного состояния.



Интересно о сложившейся ситуации (не только с этим зданием) рассказал руководитель центра археологических исследований Сергей Трояновский. Антоний Киш (cat-potap) разместил еще в феврале интервью с ним в своем блоге. Ниже печатаю текст с небольшими сокращениями.

Думаю, интересно будет прочесть не только новгородцам.


***

Наше общение и последующая полуторачасовая прогулка с Сергеем Викторовичем обернулись для меня невероятным количеством материала по истории Новгорода. Это не было интервью в том виде, как его понимают читатели. Но для удобства понимания я попытался привести нашу беседу к стандартному формату.

- Почему на Славенском мысе расположены две церкви, «Петра и Павла» и «Ильи Пророка»? Буквально в двух шагах друг от друга…

- Это связано с тем, что через Славенский мыс в средние века проходила основная городская магистраль. Улица Славная. Которая шла через Рюриково городище, один из городских центров. Как известно, у Новгорода было три центра - Детинец, Городище и Торг. Улица Славная переходила в дорогу на Северо-Восточную Русь. На Владимир, в последствие на Москву. Тут были условные ворота в город. На Славенском мысу, встречали новых архиепископов, приезжавших после рукоположения в сан. Именно сюда, к храму «Петра и Павла» и «Ильи Пророка», выходили встречать их новгородцы. Дальше Славная улица шла на Торг, переходила в Великий Ряд, в Великий Мост и шла в сторону кремля. Ну а в таких людных местах и ставились крупные объекты. Такие, как храм «Ильи Пророка», как храм «Петра и Павла». Кстати, церкви «Петра и Павла» есть в каждом из древнейших городских концов. На Синичьей Горе, нынешнем Петровском кладбище. В Кожевниках, у Интуриста. И на Славне. Очевидно, это имело какой-то символический смысл.



- Все это в средние века. А что же теперь? Тихая окраина, самострой, нагромождение стилей и особняки нуворишей, соседствующие с ветхими хижинами?

- С точки зрения современных реалий, Славенский мыс и его архитектурный ансамбль - это реально упущенная для города возможность получить уголок, который был бы в полной мере оазисом средневекового Новгорода. Центр города буквально испохаблен советской архитектурой, Домом Советов, который нарушил весь баланс архитектурных объектов. В этой же части города удивительным образом сохранилась средневековая архитектурная планировка. То, чего в Новгороде больше нигде нет. После Екатерины II весь город был перепланирован на регулярный манер. А тут есть улицы, которые абсолютно повторяют контуры улиц XII, XIII и XIV веков, чем как раз очень гордятся европейские города. Новгород начали перепланировать с Софийской стороны, потом в 40-е годы XVIII века началось переустройство торга. Появились требования строить каменные торговые ряды, каменные дома. Перепланировка успешно прошла по линии, начиная от нынешней улицы Никольской на север.. От Никольской до Нутной присутствуют рудименты старой планировки. Ну а Воскресенский переулок, Городищенский, Посольская улица, Городищенская улица… Именно тут мы можем говорить, что ходим по тем же улицам, что и древние новгородцы. Учитывая, что именно тут находятся главные объекты археологических открытий находятся. Раз мы это не используем, значит мы дураки.




- Получается, что все это время церковью «Ильи Пророка» никто не занимался?

- В 50-е годы XX века в церкви был проведен ремонт с приспособлением под жилье. Тогда же, в 1952 году, с храма был убран купол. Все работы проводились под руководством Любови Митрофановны Шуляк. В 90-е годы начались работы по созданию проекта реставрации церкви. Но все было остановлено. Очевидно, из-за отсутствия финансирования.



- Одна из городских легенд гласит, что на месте храма «Ильи Пророка» было капище Перуна. Так ли это?

- Во-первых, церковь Ильи впервые упоминается еще как деревянный храм в летописи XI века. То есть, она даже старше церкви на Городище. Возможно, второй храм после Софии. В традиции христианства было замещать древние капища, «поганые места», как их называет летописец, христианскими храмами. Чтобы очищать их от скверны. Характерный, хоть и более поздний пример -преподобный Варлаам Хутынский, в миру Алексей Михалкович, который перед постройкой собора на Хутыни два года изгонял оттуда бесов.. А Илья Пророк «гремит по небу едет», следовательно он похож на Перуна. Мы можем судить, конечно, лишь по косвенным данным. Арциховский, проводя раскопки, обнаружил на этом месте множество могил. Тут было огромное по тем временам кладбище. А это признак того, что здесь еще с языческих времен была традиция погребения. Вероятнее всего, древнее капище Перуна тут действительно было.



- Храм «Ильи Пророка на Славне» внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Я не буду задавать риторический вопрос о том, допустимо ли подобное состояние памятника. Но вот что интересно: допустимо ли сдавать в аренду подобные памятники культурного наследия?

- После войны в городе практически не было жилья. Люди жили в землянках, в башнях Кремля. На тот момент приспособление под жилье, возможно, было оправданным. Но времена менялись, менялось законодательство. Министерство культуры в СССР появилось только в 1953 году. Оно приняло указ, разрешающий сдавать подобные объекты в аренду. Деньги, заработанные подобным образом, должны были направляться на реставрацию. Закон об охране памятников у нас появился еще позже, в 1978 году. СССР был одной из последних стран не только в Европе, но в мире, принявшей подобный закон. Там уже прописывалось жестче: запрещалось использование подобных памятников под магазины, склады и так далее. Следующий закон мы ждали до 2002 года. В нем уже жестко прописано, что в объектах культовой архитектуры запрещено размещать жилые помещения, магазины, склады, и тому подобное…



- Тогда что творится здесь сейчас?

- Прямое нарушение действующего законодательства. Некому обратиться в прокуратуру.

- Не может ли получиться так: если съедут арендаторы, то здание развалится совсем? Художник Геннадий Линьков говорил мне именно об этом.

- Отчасти он прав. Арендаторы действительно хоть как-то присматривают за зданием: могут сообщить, что крыша потекла, или кусок штукатурки грозит падением. Но это противоречие между законом и реальным положением дел означает только одно. Государство беспомощно. Декларируя в законе определенные положения, государство не в состоянии обеспечить их воплощение. В том числе, материально.

- Статус памятника культурного наследия ЮНЕСКО.. Не означает ли это, что именно эта организация должна выделять финансирование?

- Статус ЮНЕСКО дает лишь престижное понимание того, что вы обладаете объектом наследия. И турист поедет к вам. И уж дело государства показать туристу памятник в том виде, в каком он есть. Или в том виде, в каком он должен быть...

- Что же можно сделать в этой ситуации?

- Необходимо требовать от властей реальных дел, воплощения в жизнь декларируемых принципов возрождения духовного и культурного наследия. Если федеральный центр не дает денег, значит надо планировать какие-то средства из областного бюджета. Можно создать попечительский совет сохранения храмов. Не только храм «Ильи Пророка» в бедственном положении. Есть и другие храмы. «Петр и Павел» на Синичьей Горе в ужасающем состоянии. Та же часовня Печерской иконы Божией Матери XIX века...

У нас много церквей, заброшенных объектов культурного наследия. А власть любит парадные объекты. Нет политической воли. Культурное наследие - это единственная идея, которая способна нас каким-то образом объединить. Но власти не хотят этим заниматься. Наша реставрационная школа развалена. Качества проектирования реставрационных объектов просто нет. И опасность постройки новодела вместо грамотной реставрации действительно велика. Но из федерального центра на реставрацию таких объектов как церковь «Ильи Пророка» и «Петра и Павла» денег не поступает. Да никто их там и не выбивает. Основное финансирование идет на объекты, которые уже давно, что называется, вылизаны. Но надо снова и снова ремонтировать парадный подъезд.



- Раз уж мы заговорили о «парадном подъезде». Какова на взгляд специалиста концепция реставрации Рюрикова городища? Такой, как она должна быть?

- Мы, специалисты, занимающиеся музейными объектами и археологией эпохи викингов, прекрасно знаем, как это должно выглядеть. Как выглядят подобные музеи в тех местах, где существовали скандинавские поселения, обеспечивавшие активную торговлю на Балтике. Это знаменитая Бирка в Швеции, недалеко отСигтуны, древней столицы. Это Хедбю, поселение, которое вообще обеспечивало транзит из Западной Европы на Восток. Это такие места, как Рибе, Орхус. Места, равные нашему Городищу. Наше Городище, конечно, в чем-то их превосходит по количеству скандинавского материала.. Но географически и ландшафтно это примерно одно и то же. Заброшенные, давно ушедшие из жизни поселения. Обнесенные невысокими валами. Их просто приводят в порядок. Благоустраивают, засевают газонной травой. Продолжают раскопки. Делают небольшие музейные павильоны, где рассказывают о том, что здесь было найдено. Для того, чтобы рассказать о подобном объекте, нужно готовить хороших экскурсоводов. Вот куда надо вкладывать средства. И не надо изобретать велосипед. Надо двигаться по тому пути, который нас породил с Европой. Потому что это памятники одного круга. У нас же все началось с объектов, требующих огромных капиталовложений: дорожная инфраструктура, электроснабжение, гостиницы. И эти деньги будут освоены не в пользу памятника археологии. Якобы для создания туристской инфраструктуры: у нас опять телега становится впереди лошади. 25 миллионов рублей в 2010 году было потрачено на благоустройство городища. И только 500 тысяч - на археологические раскопки: чтобы раскопать площадку под камень. И то эти деньги нашел музей-заповедник, не областной бюджет.

- Но работы проводятся, деньги осваиваются. Может, это не плохо?

- Дело в том, что работы производятся в ущерб памятникам. Еще нет объекта, еще нечего показывать. Но уже завозят стройматериалы. Установили трансформаторную подстанцию. При чем, так, что она загораживает вид на церковь «Благовещения». Хотя можно было бы найти более щадящий вариант. Есть факт разрушения тяжелой техникой части руин «Благовещения». И там разворочены валуны. И, может быть, кладка. У меня на глазах на Городище разворачивается амбициозный проект, который двигается не в ту сторону. И который рано или поздно, видимо, прекратится. Потому что специалисты говорят, что ничего хорошего из этой затеи уже не выйдет. Под туристические деревни раскупаются земли. Идут самозахваты в Нередице. Возможно повторение сценария на Юрьевском шоссе. За данным проектом, на мой взгляд, ни гражданской позиции, ни патриотических чувств. Исключительно сиюминутный, амбициозный, конъюнктурный интерес.

- Можно ли восстановить храм «Ильи на Славне» в первоначальном виде? С куполом? Или нет? Не потеряли ли мы памятник архитектуры, объект культурного наследия ЮНЕСКО?

- Не потеряли пока, но медлить уже нельзя. Однако, в таких вещах нельзя и забегать вперед. Любые реставрационные работы начинаются с цикла исследований. Чтобы оценить перспективу восстановления и нарисовать варианты. Очень важно, чтобы в реставрационном проекте была вариативность. Пока не будет сбита штукатурка, не выявлены первоначальные остатки храма, пока не будет произведен цикл работ во всем храме, прогнозы делать преждевременно. Окончательное решение должен принимать федеральный научно-методический совет. Специалисты высшего уровня будут обсуждать: что же мы можем получить от этого объекта. Образ храма, музейный объект или действующую церковь.



- Но Вы как видите будущее храма? Ваше видение ситуации.

- По моим прогнозам, наиболее полно объект можно воссоздать в архитектуре XV века. Приспосабливать его под действующий храм не вижу смысла. Там слишком мало населения, которое могло бы составить приход. Тем более, рядом храм «Апостола Филиппа». Там могла бы быть развернута экспозиция, посвященная началу археологического изучения Новгорода. У нас нет археологического музея. Где была бы показана топография города. Процессы раскопок. Психология и методики раскопок. Надо рассказать о самой профессии археолога. Это был бы очень интересный объект для посещения. А для археологов просто культовым.

- Новгород - город, где постоянно работают археологи. Это понятно. Но почему Вы считаете именно Славенский мыс культовым местом для археологов?

- Потому что это место, где началась древнерусская городская археология. Не только раскопки Новгорода начались. Именно тут, на Славенском мысу, экспедицией под руководством преподавателя Московского государственного университета Артемия Арциховского была разработана методика вскрытия городcкого культурного слоя. До Арциховского в основном копали курганы и селища. В городах раскопок не велось. По сути, Арциховский создал здесь, в Новгороде, на Славенском мысе, эталонную археологическую школу. Это классика для всей территории средневековой Руси. Именно в Новгороде Артемий Владимирович Арциховский произвел первые раскопки городского культурного слоя. В 1932 году. Тут же, на стене посадника Федора, Арциховский отточил методику датировки, сопоставив с летописным объектом. И можно говорить о национальных археологических традициях, о зарождении и становлении этих традиций именно в Новгороде. Храм «Петра и Павла» на Славне тоже стоило бы открыть. Церковь тоже достойна того, чтобы ее показать людям изнутри.

- Кстати, а имеет ли смысл продолжение археологических изысканий на Славенском мысе?

- В двух шагах от комплекса храмов расположена правобережная станция подъема воды, ныне законсервированная. В 60-е годы XX века, если быть совсем точным, в 65-66 годах, строители, копая котлованы, уничтожили и практически всю стену посадника Федора Даниловича, которую и открыл Артемий Владимирович Арциховский. Стена была буквально выворочена экскаваторами. Сохранился лишь небольшой фрагмент, далее, в конце улицы Ильина.



В эту ситуацию тогда никто не вмешался. Они тут все уничтожили. Раскопки теперь, к сожалению, бесполезны. Да и территорию станции открывать пока не собираются. Хотя разговоры об этом ходят на уровне мэрии города.

- Но в том же храме «Петра и Павла» на Славне нет даже электричества. Неужели никому не нужны эти памятники?

- Это такие сиротки. И никто об этом даже не говорит. Нет плана, долгосрочной программы - ничего. В каком году, в 2050 или в 2100 мы увидим эти храмы? Никто не знает. За 15 послевоенных лет все привели в порядок. А за 20 лет после развала СССР для этих храмов не было сделано ничего.

- Сергей Викторович, Вам не больно смотреть, как город умирает? Как мы теряем наше культурное наследие?

- Это ощущение уже не материально. Вы сами ответили на свой вопрос. Да, больно. Остается лишь говорить о проблемах, поднимать их снова и снова. В надежде быть услышанным. И чем больше мы будем об этом говорить вслух, тем больше шансов, что существующее положение дел изменится.

архитектура, цитаты, великий новгород, актуально

Previous post Next post
Up