По следам Аниных постов о бразильском образовании (
тут и
тут), расскажу и я, как оно у нас, математиков. Не так все плохо с дробями - студенты точных наук, обычно, умеют их складывать! :)
Особенно там, куда большой конкурс. А вот с инженерами (за исключением electrical и computer engineering) - беда. Не забуду, какими квадратными глазами смотрела на меня группа строительных инженеров и архитекторов, когда понадобилось проинтегрировать е в степени х. :( Про инженеров мне и еще есть что сказать. Инженер не-буду-говорить-где, но очень даже важного предприятия, складывая на калькуляторе 20 чисел меньше единицы и получив результат больше 100, долго возмущалась, что формула неправильная, и никак не могла поверить в свою ошибку вычислений. Та же инженер выдавала перлы типа "вероятность - это треугольник."
В университетах для студентов есть обязательные и необязательные курсы, для многих курсов есть пре-реквизиты (например, чтобы записаться на Вероятность II, надо сначала прослушать и сдать Вероятность I). Нет разделения на лекции и семинары - я рассказываю теорию, и я же, той же группе, объясняю, как решать задачки. Группа обычно человек 70, мой рекорд - 117 (причем, это был необязательный курс, и было там 90 мест, но координатор, который мог разрешить и обычно не разрешал записываться большему количеству студентов, чем есть мест, был в отъезде, а заместитель почему-то всем разрешил). Бывает и по 180 человек, но мне везет, такие курсы не по моей специальности. К доске студенты, как правило, не выходят, но иногда я могу сделать что-то типа "а кто решит эту задачку и расскажет у доски, получит дополнительные полбалла на контрольной". Система оценок десятибалльная с десятыми, проходной 5.0 (кажется, по закону). Учатся (по нашей специальности, за другие не поручусь) в идеале, 4 года. Вылететь за неуспеваемость можно, но не просто. Студенты, оно конечно, всякие бывают, но обычно преподаватель - авторитет. :) Что они могут, это написать что-нибудь нехорошее в вопроснике в конце семестра, но это им ничем не поможет, равно как и преподавателю ничем не повредит.
Сессии как таковой нет, хотя "неделя экзаменов" есть. Оценки студенты получают по результатам контрольных-упражнений-работ (преподаватель определяет, как оно будет) в течение семестра, а экзамен - это последний шанс для двоечников.
Аспиранты, в отличие от России, должны слушать курсы, как и студенты. Очень мне это было обидно! Но потом поняла, что да, здешним аспирантам оно совершенно необходимо. Эх, заставить бы их отпахать два года матана в МГУ! А то им (аспирантам) тут учебник теории вероятности, по которому мы на 2-м курсе учились, сложным кажется. Кстати, когда я только приехала, и пошла в отдел аспирантуры (много чего мне там надо было, естественно), я была поражена до глубины души тем, что мне там любезно предложили кофе. :) Это был такой контраст с мерссской теткой из отдела аспирантуры мехмата!
В университетах штата Сан Паулу (штатного подчинения, таких 3 - USP, Unicamp, Unesp) у преподавателей по закону одинаковая зарплата и 3 ступеньки в карьере (обозначаются как MS-3 (низшая), MS-5 и MS-6 (высшая)). Вы спросите, а где же MS-4? :) Раньше было, но в некоторый момент исчезло. Сокращение МS значит, насколько я помню, magisterio superior (т.е., связано с высшим образованием). У федеральных университетов система другая, деталей не знаю. Для работы действительно надо проходить конкурс, но жесточайшим я бы его никак не назвала, ни в коем разе. У нас обычно бывало 2-3 человека на место, и не всегда проходил лучший. Часто в дело вступает политика департамента, типа "нам нужны статистики, а не вероятностники, ну и что, что у этого статистика одна статья черте где, а у вероятностника 3 статьи в хороших журналах". Публичной защиты проекта перед комиссией у нас нет, кстати, а остальное как Аня написала в пункте 10. В зависимости от универа и текущей ситуации, после конкурса позиция может быть постоянной или временной. Временная позиция продлевается через 3 года, а еще через 3 года надо опять проходить конкурс, чтобы она превратилась в постоянную. Случаи, когда на этом этапе человека прокатывают, бывают, но очень редко. Для этого надо перессориться со всеми коллегами (перессориться с половиной недостаточно) и плохо работать хотя бы в одном аспекте (исследования, преподавание). Для перехода на следующую ступень тоже проходится конкурс, чем-то похожий на защиту докторской (не кандидатской) диссертации. Но там, если не пройдешь (мне такие случаи неизвестны), работу не теряешь, просто остаешься на той же ступеньке. После конкурса получаешь научное звание, и если потом уйти на работу в другой университет, проходя конкурс на МS-3 автоматически идешь на МS-5. С МS-6 дело другое. Это именно позиция, а не научное звание. Тоже, разумеется, надо проходить конкурс. В отличие от конкурса МS-3, нет письменного экзамена, но есть доклад по теме своей научной работы, ну и открытая лекция, 24 часа на подготовку.
Учебная нагрузка в среднем 6 часов в неделю. Но, поскольку обычно один курс - 4 часа (2 двухчасовые лекции в неделю), то как правило один семестр - один курс, другой семестр - два курса.
Хотя уволить преподавателя практически невозможно (разве что человек возьмет и бросит ходить на работу, совсем), но можно перевести на меньшую зарплату. Каждые 3 года делается отчет, считаются все прочитанные курсы, опубликованные статьи и прочая деятельность, и если всей деятельности получилось очень мало, комиссия на уровне университета может этот отчет завернуть, дав год на улучшение, потом еще всякие комиссии, и в принципе в конце концов могут перевести на режим частичной занятости, с очень большой потерей в зарплате. Но это дело не быстрое, и нетривиальное. Но у нас в департаменте были люди, которым пришлось пораньше уйти на пенсию, чтоб так не потерять зарплату.
А веселых историй про студентов мне что-то не припоминается. Не смешно у нас, на математике. :)