О дебусе я начал рассказывать
здесь, выложив снимки и видео того, как лезвием остро отточенного голока (не плашмя, а лезвием!) мне несколько раз с силой провели по руке и по животу. И кое-какие другие, чтобы вы представляли, о чем пойдет речь в целом.
Подробно свои собственные ощущения опишу чуть позже, а пока лишь подчеркну, что все было по-настоящему: лезвие было действительно острым, и водили им действительно с силой.
В доказательство - вот фото этой руки примерно через сутки:
Еще раз спасибо одному из руководителей туристической службы провинции Бантен бапаку Тедди Рукману: они делали видеосъемку дебуса для себя и любезно пригласили и меня. Только поэтому удалось подходить достаточно близко и с разных сторон, благодаря чему удалось заснять самые разные ритуалы во всех подробностях.
Лучший путеводитель по Яве издательства PERIPLUS (все забываю его порекомендовать - в отличие от популярной среди россиян Lonely Planet - я лично ее зову "евангелием от австралопитека" - он очень серьезно подходит к истории и культуре и не делает грубейших ляпов в этих вопросах. Правда, для практического применения староват: у меня издание 1997 года и более нового я пока не видел)…
…определяет мастеров дебуса как "группы исламских аскетов, практикующих боевые искусства и жуткие ритуалы самопожертвования. К их числу относится поедание стекла, окунание рук в кипящее масло и протыкание себя металлическими стержнями. Говорят, что медитация и религиозное рвение позволяют им переносить такие испытания, не претерпев телесного ущерба".
Справка туристической службы провинции Бантен утверждает, что дебус сродни пенчак силату (о последнем см.
здесь и
здесь), но с упором на достижение неуязвимости. "Это традиционное искусство соединяет в себе танец, пение и испытания духа (seni kebatinan) с налетом волшебства", - говорится в ней.
Девятый том "Religion & Ritual" …
…авторитетнейшего издания INDONESIAN HERITAGE переводит kebatinan как "нацеленность вовнутрь". "Концепция 'нацеленности вовнутрь' ведет нас прямо в сердце яванского понимания мистицизма как как совершенствования внутренней жизни личности. Это внутреннее (batin) путешествие контрастирует с исполнением внешних (lahir) обязанностей как религиозной личности быть добрым к другим и участвовать в публичных богослужениях".
Я снова не говорю, что волшебство на Яве есть. Но и не утверждаю, что его нет. Я просто подробно расскажу, что я видел своими глазами, что я сам чувствовал, и покажу, что удалось заснять. На мой взгляд, разбираться с этим надо серьезно и детально, почему я и дал впечталениям немного отстояться.
Но на сегодня, пожалуй, хватит. Поэтому просто посмотрите на вот эти снимки (цвета кое-где искажены сознательно - для пущей видимости) одного из многих лиц дебуса - его как разновидности индонезийского боевого искусства печак силат.
P.S. Индекс серии о дебусе -
ЗДЕСЬ