Зап.Суматра-12: Потомки Александра Македонского на Суматре…

Mar 04, 2008 08:36

…или ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТРИАРХАТ-1 (об Искандаре Двурогом, иммигранте с золотыми рогами, теремах со многими рогами, женщинах с рогами, европоцентризме, тантрическом буддизме и общих корнях. В общем, все по-индонезийски).

Для начала посмотрите парочку вариантов праздничного наряда женщин-минангкабау:



Эти "рожки" называются tikuluak-tanduak:


Highlights: The History of Minangkabau

Кстати, у мужчин порой головные уборы не лучше:


Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвертого по численности народа Индонезии к двум словам: "минанг" (победа) и "кербау" (бык, буйвол). Согласно ей, когда давным-давно некий правитель могучего яванского царства хотел подчинить себе минангкабау, те предложили решить спор не войной, а боем буйволов. Причем против могучего яванского быка…


выставили молоденького теленка.


Вот только хитрые минангкабау не только не кормили буйволенка несколько дней, да еще вдобавок и укрепили на рожках острые металлические наконечники. Когда теленок увидел яванского быка, он тут же бросился к нему в поисках молока, и распорол ему все брюхо. Яванцем пришлось признать поражение…
Хотя никто из минангкабау не смог объяснить мне, за каким чертом теленок лез в поисках молока не к буйволице, а к быку, оспаривать эту легенду я не возьмусь. Яванский кодекс чести и впрямь мог заставить отказаться от притязаний даже после подобного подвоха, а минангкабау не случайно имеют репутацию одних из лучших торговцев на архипелаге (по некоторым оценкам - единственных, кто может конкурировать наравне с непревзойденными бизнесменами-китайцами).
Бои быков популярны среди минангкабау до сих пор (хотя мне, к сожалению, увидеть их пока не довелось). Но рассказывают, что в наши дни ведутся они уже не до смерти одного из противников, а до установления победителя (что имеет глубокий практический смысл - стоимость одержавшего победу буйвола как производителя резко подскакивает). А главное удовольствие на этих боях получаешь от наблюдения вовсе не за самими быками, а за азартно делающими ставки зрителями…
В любом случае, рога буйвола занимают особое место в культуре минангкабау, что можно увидеть еще и по снимкам их традиционных домов.


Причем этот элемент архитектуры используется даже во вполне современных постройках, …


…а в столице Западной Суматры Паданге в этом стиле возведено даже здание регионального военного командования (ничего, что я тут выложу секретный военный объект?):


Согласно другой легенде, минангкабау происходят от младшего сына Александра Македонского (в Коране этот персонаж, считают в Индонезии, фигурирует под именем Искандар Дзулкарнайн (Двурогий), и, может быть, в качестве своего родоначальника европоцентристски настроенные минангкабау выбрали именно его как раз по этой причине :-) К рогам, как уже было показано выше, они явно неравнодушны.
Легенда рассказывает, что один из трех сыновей Александра, которого здесь прозвали Шри Махараджо Дираджо, получив от отца указание одарить минангкабау сомнительным даром государственности, приплыл на Суматру и высадился в плодородном районе у подножия горы Марапи (кстати, уже третья "огненная гора" с таким названием в моей коллекции после двух на Яве) в местечке Галунди-Нанбасело.
За компанию с сыном Александра на Суматру приплыли еще четыре персонажа с крайне занятными именами: Kuciang ("Кот") Siam, Harimau ("Тигр") Campo, Kambiang ("Козел") Hutan и Anjieng ("Пес") Mualim. Все они были экспертами в области боевых искусств и стали родоначальниками четырех стилей пенчак силата (о нем см. предыдущий пост).
У Шри Махараджо Дираджо уже на Суматре родились четыре дочери, которые повыходили замуж за этих самых четырех мушкетеров, тьфу! я хотел сказать - каратистов. А племяннице грека Пути Индах Джалито (откуда взялась племянница, история умалчивает) достался в мужья приплывший уже из Индии еще один раджа, но уже индуистского разлива, по имени Санг Сапурба. Его прозвали Золотой Олень, так как данный иммигрант носил корону в виде золотых оленьих рогов (какие-то нехорошие мысли относительно нравственности полугречки возникают, а?) Вместе с Пути они построили индуистский храм Парианган (уже третий Парахьянган (Перианган) в моей коллекции после двух на Яве), который и стал центром их общего королевства, заложившего основы уникального образа жизни минангкабау. А сама деревня Парианган и по сей день считается первым нагари (что это такое - позже)…
Аллюзия: Перианганы и Мерапи на Суматре, сложные разборки с яванцами - это все к вопросу о том, что Индонезию-де создали из сотен не имевших ничего общего народов голландцы. Нет, ребята, с общими корнями тут все в порядке.
Очень символично, что в основании монархии минангкабау мы находим не самого сына Александра Македонского, а местную правительницу и ее супруга(консорта?)-примака. Потому что этот народ до сих пор остается одним из немногих на планете, продолжающих вести отсчет родства по материнской линии и придерживающегося если и не матриархата, то чего-то достаточно близкого, удивительным образом сочетая это с репутацией одних из наиболее ревностных мусульман в стране…


Но об этом тоже в следующем посте, а пока вернемся к генеалогии. Серьезные же историки относят минангкабау к числу дейтеромалайцев, выходивших из Индокитая и заселявших Индонезийский архипелаг несколькими волнами (последняя - где-то в IV веке до н.э., а сами минангкабау, считают антропологи, появились на Суматре где-то во втором тысячелетии до н.э.)
Большинство следов горных королевств минангкабау было уничтожено еще XIX веке в ходе "Войны падри", боровшихся как против колонизаторов, так и за чистоту ислама. Так что точной информации о зарождении и становлении этих королевств просто нет (если не считать разбросанных там и тут мегалитов, свидетельствующих, что значительное число минангкабау жили в этих местах еще две тысячи лет назад). Какие-то бесспорные данные появляются лишь о правившем всей центральной Суматрой в 1347-1378 годах Адитьявармане, который действительно носил титул махараджадираджи (императора). Однако большинство сделанных в его эпоху на смеси санскрита и старомалайского многочисленных надписей чисто по-индонезийски не расшифрованы до сих пор :-(
Тем не менее, мы знаем, что Адитьяварман исповедовал тантрический буддизм (а точнее - калачакру, синкретическую смесь буддизма и шиваизма, о чем убедительно свидетельствует вот эта являющаяся его воплощением статуя Бхайравы, сфотографированная мной в Национальном музее в Джакарте - обратите внимание на изображение бодхисатвы на головном уборе).


Уже Адитьяварман называл свои земли "С(у)варнадвипа" (Страна золота) и вместе с пряностями этот металл, который тогда в изобилии находили на Западной Суматре, стал мощнейшей приманкой для португальцев, а затем - голландцев.
Но здесь мы вступаем в уже достаточно хорошо известные времена, сведения о которых (особенно о "Войне падри" нетрудно найти самостоятельно. К тому же, скажу честно, от ренессанса классического ислама меня уже слегка мутит). Я же вернусь к уникальному устройству общества минангкабау.
Горное плато в районе Марапи и горы Сингаланг считают родиной минангкабау, и оно носит название Дарек или Луак-Нан-Тиго ("три страны"). Прилегающие районы носят название "ранто" (rantau - заграница): туда молодые минангкабау уходили в поисках пропитания, но поначалу всегда возвращались домой. В ранто еще порой выделают восточный и прибрежный (острова, которым были посвящены несколько предыдущих постов, как раз относятся к прибрежному ранто).
Обычай ранто (меранто) живет и в наши дни, и до половины молодых мужчин-минангкабау по-прежнему отправляются в новые места (да и что им делать на родине, если сначала юноша терпеливо ждет, пока семья будущей жены не попросит его руки, а потом всю жизнь работает на поле?)
     "Маданг-карато [это такое дерево] вверх по течению реки
     Еще не цветет и не плодоносит
     Езжайте за границу, молодые
     Потому что дома вам пока нечего делать…"
Но при этом они редко остаются на новом месте без работы: обычай требует от уже обосновавшихся там ранее соотечественников оказать помощь новоприбывшим. Отказать в такой помощи просто немыслимо: сами минангкабау называют себя "уранг авак" (наши люди) и редко пользуются местоимениями "я" и "ты": намного чаще звучит "авак" (мы). Так как же можно не помочь одному из "нас самих"?
По некоторым данным, сейчас в Джакарте уже больше минангкабау, чем в столице Западной Суматры Паданге.
Но для одного поста, пожалуй, уже хватит.
Продолжение следует 

sumatra, minangkabau, religion, history

Previous post Next post
Up