Вулканы Индонезии-3: Мерапи (Центральная Ява)

Feb 05, 2008 11:26

Разговор с хранителем вулкана. Часть вторая: Хроника одного извержения и заочное знакомство
На протяжении последних 500 лет Мерапи извергался 68 раз. Его извержение в 1994 году унесло 66 жизней, а самое мощное за современный период - в 1930 году - погубило 1.370 человек.

Так каково же это - жить под сенью "огненной горы" (именно так переводится название "Мерапи" с яванского)?
- Нормально, - пожимает плечами Беджо Мульо - староста деревни Умбулхарджо, расположенной на склоне готового к извержению Мерапи.
- Выбросы газов и пепла из кратера - совершенно обычное дело, - заявил он на следующий день после того, как вулкан два года назад выбросил облако раскаленного пепла, протянувшееся на расстояние до трех километров. - Ненормально - это когда Мерапи вообще перестает выбрасывать что бы то ни было.

Highlights:
- Merapi - the most active volcano on Java
- Enter Mbah Maridjan

Центр вулканологии и снижения геологических рисков (ЦВСГР) Индонезии объявил на "огненной горе" вторую, предпоследнюю степень готовности к извержению еще 12 апреля 2006 года. Данные электронных дистанционных измерений показали, что с февраля высота Мерапи увеличилась, что как раз и является точным признаком опасности, заявил тогда автору сотрудник Центра Шамсул Ризал.
К началу мая все говорило о том, что извержение неминуемо. Чувствительные инструменты показали наличие в склонах вулкана двух трещин, кратер Мерапи деформировали новые выбросы магмы, а поднимающийся из него столб белого пара вырос до 900 метров. Строго говоря, извержение уже началось, просто оно еще не приняло характер непосредственно угрожающего жизням людей катаклизма.
Тем не менее - хотя это может показаться невероятным - живущие на склонах Мерапи яванцы вовсе не спешили покинуть свои дома.
- С чего это вообще ученые и правительственные чиновники решили, что лучше знают Мерапи, чем местные жители? - недоумевал Беджо Мульо.
К 10 мая на вершине вулкана скопилось уже 1,6 миллиона кубометров лавы. Иногда за один день высота Мерапи увеличивалась на несколько метров. Гигантский "гнойник" вот-вот грозил прорваться.

Однако живущий в деревне Кинареджо всего в шести километрах от кратера хранитель Мерапи Мариджан, которому местные жители верят намного больше, чем прогнозам ученых, оставался спокоен.
- Почему вы постоянно ожидаете от Мерапи худшего? Почему вы не можете надеяться на лучшее? Ведь Мерапи дарит жителям склонов так много благословений, - отвечал он на вопросы журналистам.
- Мерапи остается спокоен, и мы здесь живем мирно, - говорил Мариджан. По его мнению, для вулкана извергаться вполне естественно - как человек испражняется, когда его кишечник переполнен. Но нарушение людьми естественной гармонии способно ускорить катаклизм, полагает он.
Еще в апреле к Мерапи были переброшены сотни грузовиков и автобусов, в отдалении от него возвели временные лагеря для эвакуируемых и посты связи. И что же? Большинство из тех, кто сначала согласился переселиться в расположенные в безопасных местах лагеря, быстро вернулся назад. "Нам всем каждый день приходится возвращаться домой к пяти часам утра, чтобы работать", - объяснила причины такого решения 32-летняя Сингат.
- Предоставленное убежище расположено слишком далеко, чтобы ходить трудиться домой. А если мы не будем работать, то откуда возьмем деньги? - спрашивает она.
Для того чтобы массовая эвакуация наиболее угрожаемой части из примерно 50 тысяч человек, живущих в десятикилометровом радиусе от кратера, действительно началась, потребовался личный приезд султана и губернатора Особого округа Джокьякарта Хаменгкубувоно Х. "Мои дорогие, не могли бы вы временно покинуть склоны", - уговаривал он жителей.
Но и его убеждений хватило ненадолго. И тогда координирующий усилия имеющих отношение к борьбе с последствиями стихийных бедствий индонезийских министерств и ведомств вице-президент Юсуф Калла распорядился 11 мая начать принудительную эвакуацию примерно пяти тысяч человек, живущих в непосредственной близости от кратера. Он даже дал сначала указание временно "выселить" Мариджана из дома и поместить в роскошный отель (чтобы не подавал дурной пример), но затем, похоже, внял опасениям местных жителей, считающих, что в отсутствие хранителя вулкана катаклизм неизбежно примет самый разрушительный характер.
13 мая в связи с активизировавшимися выбросами "огненной горой" вулканического пепла специалисты объявили на вулкане высшую степень готовности.
Рано утром 15 мая часть скопившейся на кратере и застывшей лавы обрушилась внутрь, выбросив облако раскаленного пепла, засыпавшего его окрестности на расстоянии до десяти километров. Выбросы пепла участились - за первую половину суток их было зарегистрировано 43.
- Это последняя стадия для Мерапи, - предупредил глава вулканологического центра в Джокьякарте Ратмоно Пурбо.
Но Мариджан продолжал оставаться дома. "Опасности нет", - твердил он. Более того, хранитель ежедневно продолжал посещать для медитации свой "наблюдательный пост", расположенный всего в двух километрах от кратера.
Соседи по деревни, где Мариджан пользуется огромным авторитетом, были согласны с ним.
- Этот вулкан - не цунами, - считает 30-летний Сугенг. - Перед извержением он дает сигнал, и у нас достаточно времени для того, чтобы бежать или найти защиту.
- Мы, горцы, хорошо знаем эту гору. У нас есть свои приемы для того, чтобы спастись, когда она начинает сердиться, - продолжает он.
- Гибнут обычно те, кто бежит, - заключает он.
19 мая несколько сот жителей деревни Кембанг во главе с Мариджаном провели на вершине Мерапи традиционный ритуал: "огненной горе" были символически преподнесены пять сделанных из риса ее изображений, которыми затем подкрепились сами участники обряда. Остатки трапезы они взяли с собой, чтобы раздать их остальным жителям деревни с тем, чтобы "благословение" получили и они.
- Снижение числа выбросов не означает автоматически меньшей вулканической активности, - заявил в этой связи сотрудник ЦВСГР Сунарто.
- Это лишь видимость, - добавил он.
Теперь на вулкан прибыл уже сам президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно, который вместе с супругой провел ночь в одном из лагерей для эвакуированных. Похоже, испугавшись главы государства, вулкан начал успокаиваться: в этот день до полудня было отмечено "всего" 20 выбросов, распространявшихся на расстояние до 2,5 километров.
- Я прошу вас о сотрудничестве. Я прошу вас о терпении, - обратился к эвакуированным президент.
По данным на 22 мая, в растущем над кратером Мерапи новом куполе скопилось уже почти 2,5 миллиона кубометров лавы, и она продолжала прибывать. Вулканологи ежедневно регистрировали примерно 200 новых выбросов магмы.
Тем не менее, явно считаясь с раздражением эвакуированных, власти пошли на частичное снижение уровня опасности: высшая степень сохранилась лишь юго-западном и южном склонах, тогда как остальным позволили вернуться домой. И тут Мерапи вновь продемонстрировал всю непредсказуемость своего поведения, выбросив рано утром 23 мая новое облако пепла, протянувшееся на расстояние до трех километров.
И вот, наконец, грянуло! И снова совершенно не то, что ожидали, и не там, где ожидали: рано утром 27 мая землетрясение магнитудой магнитудой 5,9 балла по шкале Рихтера унесло жизни 5 тысяч 857 человек и тяжело ранило около 37 тысяч человек. Оно оставило без крова над головой около 647 тысяч человек...
Впрочем, о землетрясениях мы поговорим в другом месте, сейчас же для нас важнее другое: толчок в Джокьякарте вновь показал, что делать в "Огненном кольце" какие-то точные прогнозы - занятие достаточно бессмысленное.
За неделю после землетрясения купол застывшей лавы над жерлом Мерапи вырос на 17 метров и достиг стометровой высоты. На протяжении этого срока он ежедневно пополнялся 170 тысячами кубометров лавы, что делало его все более неустойчивым. Наконец, он частично обрушился, и вулкан, как показалось, несколько успокоился.
Пока 14 июня еще одно частичное обрушение не привело к выбросу, унесшему жизни двух спасателей, тщетно пытавшихся укрыться в одном из бункеров близ деревни Кали-Адем…

yogya, java, ЯваЦент, volcano

Previous post Next post
Up