Разговор с хранителем вулкана. Часть первая: религия, история, философия, экономика и совсем немного вулканологии…
(...начну издалека потому, что без предварительного рассмотрения всех этих вопросов наша беседа с хранителем самого активного на Яве вулкана Мерапи будет просто непонятна).
Вулканы издревле были проклятием Индонезии. Выбрасываемые "огненными горами" потоки раскаленной лавы сжигают лежащие на склонах городки и деревни, уничтожая на своем пути все созданное человеком. Столбы дыма и раскаленного пепла угрожают даже летящим на огромной высоте авиалайнерам. Выбросы ядовитых газов душат все живое…
Но самое страшное - так называемые пирокластические облака... В нижней части этих выбросов располагаются летящие, как пули из ружья, и разбивающие дома в щепки обломки твердой вулканической породы. Выше (на высоту до 18 километров) идут пепел и вулканические газы, имеющие температуру почти в тысячу градусов по Цельсию. Впрочем, и сам входящий в их состав пепел совсем не напоминает тот, к которому мы привыкли. Он не является продуктом горения, а состоит из измельченных камня, естественного стекла и различных минералов, он тверд и больше напоминает жесткий песок.
Кроме того, человек уже научился бороться с лавой, отклоняя ее потоки в нужном направлении (а иногда нее удается просто убежать), тогда как от пепла, угрожающего даже на расстоянии свыше десяти километров от кратера, пока никакого спасения не существует. Именно его жертвами и оказались почти 70 человек, погибших во время извержения Мерапи 22 ноября 1994 года.
- Небо тогда стало черным, а в воздухе прокатился гром, - вспоминает 50-летний Марьото, местный житель, потерявший в том извержении девятерых членов своей семьи.
- Деревья загорались, и я понимал все, но не чувствовал ничего, кроме жара. Ужасного жара, - говорит он.
Самого Марьото завалила обрушившаяся стена, которая, видимо, и спасла ему жизнь, хотя он получил тяжелейшие ожоги.
Когда я вернулась, то увидела черные обожженные тела, больше напоминавшие куски угля, - рассказывает находившаяся в этот момент на рынке его жена Касьем.
- Мы еще со значительного расстояния увидели, что течет лава, и это дало нам достаточно времени, чтобы убежать", - рассказывает об извержении 1968 года Вирьо Сумарто, проживший на склонах Мерапи все 68 лет своей жизни.
Больше всего мы боимся горячих облаков и ядовитых газов. Когда облака катятся волнами вниз по склону, это ужасает, - продолжает он...
Но те же самые вулканы издревле были благословением Индонезии. Они останавливают тучи, заставляя их проливаться дождем на раскинувшиеся у экватора острова, что делает возможным упорядоченное сельское хозяйство. Потоки лавы приносят из недр Земли богатейшие запасы веществ, становящихся удобрением для заливных рисовых террас, в которые уже многие сотни лет назад упорным трудом десятков поколений превращены склоны "огненных гор". Скапливающаяся в кратерах вода фильтруется через пористые вулканические породы и выходит на поверхность кристально чистыми источниками. Именно поэтому все новые и новые поколения живущих на склонах вулканов индонезийцев, переждав в отдалении очередное извержение, вновь возвращаются на руины своих жилищ, восстанавливая селение на все том же старом месте...
И именно поэтому те районы, где вулканов нет, часто оказываются самыми бедными. А под сенью того же Мерапи, невзирая на постоянную угрозу извержения, регистрируется самая высокая на планете плотность аграрного населения - две-три тысячи человек на квадратный километр (я подчеркиваю, что речь идет именно об аграрном населении потому, что в данном случае бОльшая часть этого километра приходится на обеспечивающие пропитанием эти тысячи людей поля).
Неудивительно поэтому, что у многих народов Индонезии к вулканам - особое отношение. На взгляд стороннего наблюдателя, преобладает в нем, как ни удивительно, не страх. А уважение. И, наверное, даже благодарность...
В расположенном на центральной Яве Особом округе Джокьякарта даже протянувшийся на пять километров кратон - дворец султана - строго ориентирован на север, где находятся символизирующие обитель богов три великих яванских "огненных горы" (кстати, именно так переводится на индонезийский язык слово "вулкан"): самый активный на Яве Мерапи (2 тысячи 968 метров -
КАРТА), стоящий поблизости Мербабу (3 тысячи 142 метра -
КАРТА) и высящийся несколько поодаль Сумбинг (3 тысячи 371 метр -
КАРТА).
С другой стороны оси - священный пляж, где происходило уже известное нам знакомство Сенопати с богиней Южных морей Рату Кидул (см.
здесь). Оказывается, эта история имела продолжение, напрямую связанное уже с Мерапи. Кстати, как выяснилось, именно этот вулкан своим извержением помог Сенопати "вскипятить" океан своей медитацией, чтобы привлечь внимание богини.
Дальше события развивались так, как уже описано, но о финале я недавно узнал впервые: оказывается, Рату Кидул влюбилась в Сенопати так сильно, что попыталась хитростью вынудить его вернуться в ее подводный дворец навсегда. С чисто женским коварством она преподнесла ему экзотическое угощение - некое "яйцо мира", которое было на вид вполне съедобным (и, видимо, весьма вкусным), однако содержало некое снадобье (вам эта история насчет угощения ничего не напоминает?)
Но Сенопати оказался помудрее Адама и скормил это яйцо своему садовнику (вроде бы, с его добровольного согласия). Как и следовало ожидать, садовник тут же превратился в безобразного и ужасающего духа. Стесняясь своей новой наружности, скромный герой решил удалиться от людей, и Сенопати назначил его духом Мерапи. Так что нет ничего удивительного в том, что живущие на склонах вулкана склонны относиться к нему, как к живому существу. Еще бы! Ведь в нем живет Кьяи ("достопочтенный") Сапуджагад!
Сначала каждый год Сенопати посылал в дар верному садовнику одежду и еду, а затем это делали уже его потомки. Так и возник нынешний обряд "лабухан",
Да, оказывается, никаких извержений Мерапи, на самом деле, нет: просто Кьяи Сапуджаагад посылает золотые колесницы Рату Кидул, на которую, похоже, он держит зла.
И, кстати, одним из связанным с Мерапи табу является посещение его в одежде любимого богиней Южных морей желто-зеленого цвета, который, как считают, не стоит носить и на побережье - а то Рату Кидул заберет к себе под воду.
UPD 4.4.11:
Смена Мариджану +
EnglishUPD 23.7.13:
1000 дней Мариджана и активизация Мерапи ИНДЕКС постов о МЕРАПИ:
Хроника одного извержения Мариджан и мистика Как дедушка Мариджан не поехал в Германию на футбол Просто неплохое фото Извержение-2010 Извержение-2010 подробно + ХРОНИКА ИНДЕКС постов о Гедунг-Сонго:
Гедунг-Сонго:
Заблудившись среди вулкановГедунг-Сонго:
Находим ориентирыГедунг-Сонго:
ВидеоГеденг-Сонго:
ХРАМЫ Еще Сумбинг -
ЗДЕСЬ