Торговцы из числа бугов и макассаров …"прибывают [в Малакку] с товаром в своих больших и хорошо построенных пангаджавах [pajala]. Они привозят много продуктов питания: очень белый рис, некоторое количество золота. Они увозят одежду из Камбая и большие количества черного бензоина, а также благовония". Tome Pires, 1515
"Я одновременно видел 25 лет назад 15 прау в гавани Бенкулена [см.
ЗДЕСЬ], заполненных смешанным грузом из пряностей, воска, кассии, сандалового дерева… и целебесской одеждой, которую называют "камбай". Captain Forest, 1792
"…он отправился в маленькой пироге к большому падуакану (большой торговый прау из Макассара), пришедшему недавно для меновой торговли с туземцами этого берега [Ковиай]". Н.Н.Миклухо-Маклай, апрель 1874
Я уже показывал карту основных центров традиционного судостроения Южного Сулавеси
ЗДЕСЬ (индекс там же), а скоро мы побываем в главном из них - и вы сами увидите, как можно строить гигантские
СУДА вообще без металла…
А цель сегодняшнего поста - иная: немного разобраться в запутанной и малоизученной истории создания традиционных судов в регионе, который является родиной множества самых знаменитых мореходных народов Индонезии: бугов, макассаров, баджо, мандаров и конджо.
В этом нам поможет вот такая книга, любезно подаренная мне главой туристической службы района Булукумба бапаком Andi Nasaruddin Gau…
…и вот эта, купленная уже мной самим:
Итак, в самом начале был просто плот с вот таким "парусом":
Как ни странно, подобные суда используются в Индонезии до сих пор, хотя и в несколько ином качестве (см. в самом конце о баганах):
САМПАН (буги/макассары - lepa-lepa, конджо - beroang)
Потом была простая долбленка длиной в 3-4 метра и даже более (ее также зовут по-индонезийски perahu lesung - "лодка-ступа": ведь точно так же в Индонезии из ствола дерева выдалбливали и эти полезные в хозяйстве принадлежности):
Обычно приводится в движение шестом, но порой и веслом:
SOPPE'
Потом им стали надстраивать более высокие борта из досок (а для повышения устойчивости - и добавлять (обычно слева) бамбуковый балансир…)
(…на фото - уже современные, но идея именно такая…)
JARANGKA
То же самое, что и выше, но длиной уже до 6-7 метров, с навесом из пальмовых листьев (раньше) позади мачты и надстроенными бортами на корме (грузоподъемность уже до двух тонн):
SANDE' - мандарская версия soppe', но с более острым носом и высокими и тонкими бортами, а потому обладающая более быстрым ходом.
Так постепенно (по всей видимости, к началу XVI века) на юге Сулавеси пришли к полностью сборным из досок - и более крупным - судам.
Первым из них стал
PA'DEWAKANG (кликабельно; грузоподъемность 3-5 тонн; это и есть тот самый "падуакан" Миклухо-Маклая - см. эпиграф). По внешнему виду он больше всего похож на современную (но чуть более миниатюрную) PAJALA / PATORANI:
Эти последние два типа практически ничем не отличаются друг от друга, кроме размеров и применения - последняя чуть больше (длина 7-8 метров, высота бортов в метр) и предназначена обычно для ловли
ЛЕТУЧИХ РЫБ:
(На двух последних фото - строящаяся с 60-х годов современная разновидность с прямоугольной кормой).
Появившаяся на свет следующей LOPI NIADARA - еще больше размерами и уже имеет не только небольшие палубы, но даже каюты:
А после похожих на нее по виду, но еще более крупных SALOMPONG (10-15 и даже до 30 тонн - в двухмачтовой версии), остается всего одна ступенька до родившейся только в XIX веке красавицы-пиниси - PALARI (от корня lari - "бежать"):
Подробнее о пиниси мы поговорим
ЗДЕСЬ, но напомню вам, что это такое, уже сейчас. Вот вам они у Комодо:
Пиниси в Джакарте
Пиниси в Макассаре
Пиниси у Флореса
Пиниси в Биме (Вост.Сумбава):
А в заключение - вот вам, во-первых, три основных типа
БАГАНОВ из музея в макассарской крепости
ФОРТ-РОТТЕРДАМ:
И, во-вторых, несколько фото из маленького порта близ деревни Бира на самой южной оконечности юго-западного лепестка сулавесийской "орхидеи", откуда отходят паромы на близлежащий остров Селаяр (
КАРТА):