Без Магеллана-1: СОВСЕМ РЯДОМ С ЦЕЛЬЮ (История пряностей-16.Корица)

Apr 27, 2011 04:00

"Бой этот происходил в субботу, 27 апреля 1521 г. Капитан не хотел принять бой в четверг, ибо это был особенно чтимый им день. В этом бою было убито вместе с ним восемь наших людей и четверо индейцев, обращенных в христианство, которые поспешили нам на помощь, но погибли от выстрелов из орудий на наших лодках. Неприятель потерял убитыми пятнадцать человек, а среди наших раненых было много". Антонио Пигафетта, "Путешествие Магеллана"


Плавание эскадры, уменьшившейся в размерах с трех до двух («Тринидад» и «Виктория»; непригодный для дальнейшего плавания «Консепсьон» оставили на стоянке у острова Бохоль. А может, и несколько иными были мотивы: "...мы сожгли корабль «Консепсьон», ибо слишком мало из нас осталось", пишет Пигафетта), мимо Минданао я пропущу - хотя оно было нескучным.


Наши путешественники несколько присмирели - и уже на излюбленном нынешними туристами острове Палаван (КАРТА) ведут себя намного скромнее:
"В конце этого зала был другой зал, несколько меньше, но выше. Он был украшен шелковыми драпировками; два окна, через которые свет проникал в этот зал, были закрыты двумя расшитыми занавесами. Там находилось 300 телохранителей с обнаженными кинжалами у бедер. В конце малого зала большое окно, расшитый занавес затем был отдернут, чтобы мы имели возможность лицезреть властителя, восседающего за столом с одним из своих юных сыновей, жуя бетель. Сзади него стояли одни только женщины. Один из старейшин предупредил нас, что нам нельзя прямо заговорить с властителем и что, если нам что-либо нужно, мы должны сказать об этом ему, а он, в свою очередь, передаст это - особе более высокого положения. Последний сообщит это брату правителя, находящемуся в малом зале, а этот последний передаст это при помощи разговорной трубы через отверстие в стене одному из лиц, находящихся в зале вместе с властителем. Он же научил нас, как сделать три поклона властителю при помощи рук, сложенных над головой, подняв раньше одну ногу, а затем и другую и целуя руки, протянутые к нему. Так мы и сделали, ибо такова тут форма царского поклона". Пигафетта


Кстати, плавание к Палавану - как и последующее посещение Брунея - явно было лишним - видите, насколько в стороне от верного маршрута они лежат?


Хотя Пигафетта уверял еще на Себу: "Мы здесь имели сведения о Молукке еще до смерти капитан-генерала".


Но после выхода с Палавана присущая "колонизаторам" доброта и непринужденность в отношении местного населения расцветают вновь - хотя к этому времени из 265 человек, которые вышли в путь за почти два года до этого, уцелели лишь немногим более ста. Вот несколько примеров из Пигафетты:
• Мы задержали шестнадцать знатнейших людей, чтобы отвезти их в Испанию, а также трех женщин для королевы, но Жуан Каваджо забрал их себе.
• По пути следования мы захватили пирогу, груженную кокосовыми орехами и направлявшуюся в Борнео. Экипаж лодки пытался было бежать на островок, но мы овладели пирогой.
• ...мы наткнулись по пути у оконечности острова Пулаоана на джонку, шедшую из Борнео. На ней находился правитель Пулаоана. Мы сделали ей знак переменить направление, но, так как они отказались подчиниться нашему приказу, мы захватили силой пирогу, а также все, что на ней было. Правителю же мы заявили, что если он желает, чтобы мы его отпустили на свободу, то он должен доставить нам в течение недели 400 мер риса, 20 свиней, 20 коз и 150 кур.
• …мы захватили бигнидай, судно, похожее на пирогу, и перебили на ней семь человек.

Зато Пигафетте принадлежит интереснейшее упоминание о том, что на юго-востоке Минданао росла корица: "В этих двух поселениях, Кавите и Субанине [в районе Замбоанги - КАРТА], произрастает самая лучшая корица. Задержись мы тут дня два, жители нагрузили бы наши корабли корицей, но мы не хотели откладывать отъезда, намереваясь воспользоваться благоприятным ветром для того, чтобы обойти мыс острова и некоторые лежащие неподалеку от него островки. Во время плавания нам удалось обменять два больших ножа, взятых нами у правителя Пулаоана, на 17 фунтов корицы.


Коричное дерево достигает высоты 3-4 локтей, толщиной оно с палец. У него не больше трех-четырех небольших веток, а листья его похожи на лавровые. Корицей является его кора, которую сдирают два раза в год. И древесина и листья такого же крепкого запаха, как и кора, когда они еще зеленые. Здесь его называют «каю мана»: «каю» - дерево и «мана[manis]» - сладкое, отсюда «сладкое дерево»".


Корица и впрямь уже не важна, потому что после Сарангани (КАРТА) флотилия Магеллана уже примерно представляет, куда именно ей плыть: "Во время однодневной стоянки в этой гавани мы силой захватили двух лоцманов и велели им показать нам дорогу Молуккским островам".

И вот, наконец, родные (для нас :-) края (см. ИНДЕКС по зоне Сиоу-Сангихе-Талауд): "…мы спустились южнее, где обнаружили множество маленьких островков. На этом острове правят четыре властителя-раджи: Магандату, Лалага, Бапти и Парабу. Население состоит из «язычников». Остров лежит на 3 1/2° широты к Северному полюсу и на расстоянии 27 лиг от Сарангани. Он называется Сангир"…


А потом Пигафетту начинает как-то странно болтать по карте: "…мы прошли мимо шести островов: Кеама, Каракита, Пара, Сангалура, Сиау - последний на расстоянии 10 лиг от Сангира, на нем находится высокая, но небольших размеров гора, …


…правит на нем раджа Понто - и Пагинсара. Этот остров отстоит на 8 лиг от Сиау; на нем находятся три большие возвышенности. Имя его властителя раджа Бабинтан. Затем мы нашли остров Талаут…" Какой-то однофамилец "нормального" Талауда?
Как бы то ни было: "…мы обнаружили в среду, 6 ноября, четыре высоких острова в 14 лигах к востоку от двух вышеупомянутых.


Находившийся среди нас лоцман сказал, что эти четыре острова и есть Молуккские острова. Услыхав это, мы возблагодарили Бога и в знак радости дали залп из нашей артиллерии. Наша радость не должна казаться необыкновенной - ведь мы провели 27 месяцев без двух дней в поисках этих Молуккских островов.


В месте расположения всех этих островов и вплоть до Молуккских в самом мелком месте глубина была от одного до двухсот локтей, вопреки утверждениям португальцев, что эти места не судоходны по причине множества мелей и темного неба, как они представляли себе…"


Окончание ("магелланской части"; ИНДЕКС всей "Истории пряностей") ЗДЕСЬ

UPD 11.7.11: Корица от natavryukova

sulawesi, philippines, flora, jamu, history

Previous post Next post
Up