Восточный Тимор: КАК ВСЕ ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ-1 (+Индекс)

Dec 25, 2010 09:45

m_tsyganov: Вот таким ЦЕННЫМ "РАЗОБЛАЧЕНИЕМ" недавно порадовал нас индонезийский филиал "Викиликс" - Indoleaks (запись беседы Сухарто с Фордом и Киссинджером 5 июля 1975 года в Кэмп-Дэвиде; на линке щелкать малиновое слово "sini"):


Сухарто: "Я хочу подчеркнуть, что Индонезия не хочет вмешиваться в процесс самоопределения Тимора, однако проблема заключается в том, как управлять процессом самоопределения в условиях, когда большинство [тиморцев] хотело бы единства с Индонезией".


(Офтоп: душевно порадовало прочтение расшифровывавшим запись американцем название индонезийской национальногой идеологии Панчасила как "Pantchestita". Казалось бы, для работы на ТАКОМ уровне можно было найти кого-то со знанием реалий… За прошедшие годы изменения к лучшему в этой области, несомненно, имели место. Но намного меньшие, чем можно было бы ожидать…)

Upd 3.3.14:

А теперь самое время передать слово Светлане Банит, приславшей для публикации здесь свою работу АВСТРАЛИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ. С первым фрагментом вы можете ознакомиться ниже:

1. Независимость Восточного Тимора и индонезийская аннексия
Освобождение Португальского Тимора (который получил название провинция Восточный Тимор, когда был присоединён к Индонезии, и Тимор-Лешти после получения независимости в 1999 году), произошло не по воле правительства колонизаторов, а было вынужденным. На 1975 год пришёлся пик "холодной войны", и распространение влияния и идеологии Советского Союза в АТР заставило США проводить политику сдерживания. В самой Португалии политическая нестабильность привела к "гвоздичной революции" 15 апреля 1974 - падению Каэтано года и приходу к власти Антонио де Спинолы. Новое правительство Португалии вывело войска из колоний в Африке и Азии.
Сформировалось несколько политических партий и движений, как Тиморский демократический союз (Uniao Democratica Timorense), образовалась 11 мая 1974 года. Лидеры National Leadership Center (NLC) - Франсишку Ксавьер Лопеш да Круз, Агусто Cеcар да Коста Моусинхо, Домингос де Оливьера, Хоао Карраскалао и инженер Марио Вьегас Карраскало. Вторая партия Amisiacao Social Democratica, которая сменила название и стала Frente Revolucionaria de Timor-Leste Independente - ФРЕТИЛИН, образовалась 20 мая 1974 года, лидеры - Франсишку Ксавьер до Амарал, Никалао Лабота, Хосе Рамуш Орта, Мари Алкатири. Третья партия - Демократическая народная ассоциация Тимора (Аподети) - появилась 27 мая 1974 года. Кроме этих трёх партий, были две другие: Klibur Oan Timor Aswin или КОТА, образовалась 5 сентября 1974 года, основатели Лемош Педро ДОС Рейс Амарал и Хосе Мартинш. Пятая партия Partido Trabalhista появилась 9 июля 1974 года, лидер Домингуш С. Перейра.
Принимая во внимание такое развитие событий, Индонезия обнародовала 8 октября 1974 года свою позицию, что Джакарта не имела территориальных амбиций. Индонезия уважает права народа Португальского Тимора на определение своей судьбы, но если тот захочет присоединиться к Индонезии, то это будет не слияние двух государств: Восточный Тимор должен стать частью территории единого государства Республика Индонезия. Официальная позиция правительства Индонезии была заявлена правительству Португалии в Лиссабоне посланниками Индонезии Али Муртопо, А.Тахером (послом Индонезии во Франции) и Франсом Седой (послом Индонезии в Бельгии, см ЗДЕСЬ) 14 октября 1974 года. Правительство Португалии отправило в ответ в Джакарту посланцев под руководством доктора Антонио де Алмейды Сантуша (министра заморских территорий), который заявил, что каким бы не было волеизъявление народа Восточного Тимора, правительство Португалии будет его уважать.
25 августа 1975 года португальский губернатор Лемуш Пиреш не смог подавить беспорядки в Дили и попросил Индонезию спасти португальцев, которые не успели покинуть город. Но, когда индонезийские войска успокоили конфликтующие партии, Лемуш Пиреш приказал индонезийцам покинуть Дили. Такое поведение подверглось критике со стороны Индонезии и консульства Австралии: Португалия не смогла справиться с беспорядками, но, с другой стороны, не позволила Индонезии присутствовать в Дили. Государственный министр Португалии д-р Антонио де Алмейда Сантуш, присланный для разрешения ситуации в Восточном Тиморе, только консультировался в ФРЕТИЛИН, которая выбрала присоединение к Португалии.
Во время визита в Джакарту доктор Сантуш сказал, что ему не удалось встреться с Аподети и ТДС и дважды отверг предложение индонезийской стороны организовать такую встречу. Хотя Индонезия оказывала Аподети невоенную помощь, та так и не получила поддержки со стороны народа Португальского Тимора в вопросе интеграции с Индонезией.
Объединение ДСТ-ФРЕТИЛИН получило поддержку со стороны большинства португальских тиморцев, но этот союз распался из-за идеологических разногласий между двумя партиями и подозрений по отношению к другим партиям. В мае 1975 года ДСТ вышел из объединения и стал выступать за интеграцию. Одновременно Индонезия увеличила усилия по изоляции ФРЕТИЛИН от общественности Португальского Тимора, Индонезии и западных стран, пытаясь привлечь внимание к тому, что ФРЕТИЛИН социалистическо-коммунистическая партия, которая угрожает Индонезии, капитализму и демократии.
Португалия хотя и поддержала независимость Португальского Тимора, однако не хотела портить отношения с Индонезией. В результате Португалия занимает по преимуществу выжидетельную позицию в ситуации с бывшей колонией. В конце концов, ФРЕТИЛИН 28 ноября 1975 года провозгласила независимую Демократическую Республику Восточный Тимор (Republica Democratica da Timor Lestе), но её не признали Индонезия, Австралия, Америка и Португалия. В ответ на заявление ФРЕТИЛИН 4 других политических партии - ТДС, Аподети, КОТА и Трабалхиста - выступили с 30 ноября 1975 года Декларацией Балибо об объединении с Индонезией. Это решение было волеизъявлением большей части народа Восточного Тимора - жить в мире под властью Индонезии, но Португалия и ФРЕТИЛИН не оценили этого решения.

Аннексия Индонезией.
После Декларации Балибо вооружённые силы Индонезии захватили Португальский Тимор, чтобы обеспечить его присоединение. 7 декабря 1975 года до восхода солнца Дили, столицу Португальского Тимора, обстреляли войска, прибывшие на военном корабле, и десантники Кострад (стратегического резерва сухопутных сил). Атаку можно назвать удачной и неудачной одновременно: десантники приземлились вне запланированного места, вне Дили, прямо на отряды ФРЕТИЛИН, так что обе стороны понесли значительные потери. Индонезийской армии не удалось объединить народ Португальского Тимора под знаменем Республики Индонезия, но ей удалось получить ограниченную власть. Результатом стали большое количество жертв, разрушение материальных ценностей и критические выступления индонезийской общественности.

17 декабря 1975 года индонезийскими властями было сформировано временное правительство. Затем Народный Совет, состоявший из 37 членов, избранных, потому что они поддерживали интеграцию, проголосовал за интеграцию в состав Республики Индонезия. 17 июля 1976 года была сформирована административно-территориальная единица первой категории Восточный Тимор, издан Закон №7 от 1976 года о присоединении Восточного Тимора к Республике Индонезия. Так Восточный Тимор официально стал 27-ой провинцией и частью независимого государства Индонезия.


В 1975 году ООН сразу стала на сторону Индонезии и настаивала на том, чтобы Португалия, показавшая свою неспособность больше управлять Восточным Тимором в период социальных потрясений, покинула его. США и Австралия на деле неявно поддерживали действия Индонезии по захвату, который совпал с официальным визитом президента США Джеральда Форда и госсекретаря Генри Киссинджера в Джакарту. Во время этого визита Киссинджер дал согласие на вторжение, однако потребовал, чтобы он был проведён быстро и без помощи Америки. Интересы Австралии совпадали с интересами США.


Австралия и США оказали давление на Португалию, однако в середине 70-х та порвала дипломатические отношения с Индонезией, а в начале 80-х Лиссабон принял решение противодействовать политике интеграции.
Португалия всё ещё считала Восточный Тимор де-юре своей колонией, которой никогда официально не давали свободы. Кроме географического единства, Индонезия не имеет в этом регионе других интересов. А Австралия и Америка участвовали в урегулировании ситуации, потому что не желали независимости Восточного Тимора под управлением ФРЕТИЛИН с его неясной идеологией.
Сухарто был антикоммунистическим президентом, в политике он ориентировался на Запад, потому США и Австралия решили, что добрые отношения и дружба с Индонезией важнее процесса справедливой деколонизации.
Усилия Португалии сделать Восточный Тимор заморской провинцией продолжались до 1982 года, голосование Генеральной Ассамблеи ООН показало, что 50 голосов было отдано в поддержку, 46 голосов - против, 50 - воздержалось при голосовании по вопросу национального самоопределения Восточного Тимора. Так что обсуждение вопроса Восточного Тимора было отложено до 1989 года, генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр решил подробно ознакомиться с положением в регионе.
На протяжении 1990-х годов Португалия продолжала оказывать давление на ООН и требовала, чтобы Австралия возместила убытки, понесённые от реализации Соглашения о Тиморском проливе.

Автор о себе: выбрала индонезийскую филологию из детского чувства противоречия, ведь никто мне не ответил, что это и где; и ни разу не пожалела. Окончила отделение индонезийской филологии ЛГУ (теперь СПбГУ), с 1991 года преподаю там же индонезийский язык. Выполняю различные письменные и устные переводы. В любимой стране была всего три раза, последний раз со своими маленькими детьми (им было 6 лет и 2 года). Сфера моих - интересов классическая и современная литература, фразеология. Люблю свою работу.

Начинаю строить здесь ИНДЕКС по Вост.Тимору:
материалы tasmania_gal см. пока у нее самой или тэгом
А вот ЗДЕСЬ начинается еще одно очень интересное путешествие по оному...

Стоящие статьи и заметки:
UPD 7.2.2011: JG - The True Test of East Timor
UPD 29.4.11: Globe Asia - The land that Indonesia lost
UPD 28.02.11: JG - Возвращение
UPD 08.04.11: Австраловоины останутся до 2020?
U
PD 24.05.14: От Loro Horta - the United Nations project manager for security sector reform in Timor-Leste and a senior adviser to the country’s Foreign Ministry

нас-радует, east timor, history

Previous post Next post
Up