ПАЛОМНИЧЕСТВА НА СВЯТЫЕ ГОРЫ - ИНДУИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ИНДИИ И НА БАЛИ

Apr 20, 2010 04:00

Пропавшая на некоторое время с этого блога Мария Николаева возвращается и сразу поясняет: "Паломничество - это не трекинг!"
"В индуизме паломничество к святым местам остается важнейшим религиозным долгом. Миллионы людей совершают чатур-ятру в Гималаях, невзирая на смертельную опасность.


На Бали тоже все вулканы считаются священными. На вершинах гор обычно расположены храмы или небольшие святилища, куда и балийцы совершают шествия с подношениями.


Паломничество - это не трекинг! Прямо наоборот, оно имеет противоположную цель и должно совершаться в ином состоянии ума. Горные походы служат просто демонстрацией физической силы и венчаются горделивым заключением: «Я смог это сделать!» Тогда как паломничество к святым местам предполагает жертвоприношение физической силы Богу с благодарением за Его милость, позволяющую достичь Его обители.
Это ритуальный акт единения с Богом, и балийцы относятся к горам совсем иначе, нежели западные туристы.


Чатур-ятра в Гималаях состоит из посещения четырех древних важных храмов в высокогорье, расположенных на высоте около 4 000 м. Снег сходит в этих краях всего на несколько летних месяцев, поэтому с наступлением паломнического сезона миллионы индийцев со всей Индии устремляются целыми семьями в горы. Стартуют они из Ришикеша - «города мудрецов» в подножиях Гималаев (где я прожила несколько лет), посещая сначала истоки Ямуны и Ганги, а затем храмы Шивы и Вишну (см. фотоотчеты и статьи на МОЕМ САЙТЕ).
На Бали лето круглый год, поэтому паломничества совершаются в соответствии с лунным календарем в зависимости от необходимости проведения церемоний. Повсеместно на те же вулканы туристам предлагают совершать трекинги в сопровождении гидов, просто для того, чтобы полюбоваться на восходы и закаты или заглянуть в жерло вулкана (кстати, недавно в кратере Батура ПОГИБ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТУРИСТ).
Вместе с Маде, который сам является индуистским священником, мы совершили паломничества уже на три вершины.


Вулкан Гунунг-Агунг - высочайшая (3.142 м) и самая священная гора на острове, у ее подножия высится главный индуистский храм Бесаких (см. ЗДЕСЬ http://m-tsyganov.livejournal.com/41774.html ), откуда паломники начинают восхождение. Впрочем, есть более короткий путь, хотя и по более крутому склону и почти без дороги. Именно им мы воспользовались вместе с Андреем Спириным (Петербург), на счету которого немало покоренных вершин по всему миру.


Подъем и спуск заняли у нас всего 8 часов - начали засветло и спустились в сумерках, причем обратно - кувыркаясь под проливным дождем.


Перед подъемом мы совершили церемонию в храме, …


…оставив там подношение с фруктами, но поскольку подниматься в саронгах неудобно, повязали только символические пояса поверх спортивной одежды. Половина подъема покрыта лесом, а вторая половина - это уже обнаженная лава, где надо заниматься буквально скалолазанием.


Более того, там орудует стая диких обезьян, скатывающая сверху камни, пытаясь помешать вторжению в свои владения. Зависая над провалами под бамбардировкой, мы добрались-таки до...


..конца света. Иначе не назовешь. Поскольку вместо вершины у вулкана круговая кромка кратера, то эффект был сильный - подобравшись к краю, мы уставились в настоящую туманную бездну, где не проглядывало никакого дна и более того, сама кромка оказалась нависающей над этой бездной, создавая эффект возможного облома и полета в пустоту. Холодина была вполне гималайская, как и положено на высоте 3.000 м. Скрашивали этот поистине лунный пейзаж лишь многочисленные коробочки с цветочными подношениями.

Гора Батукару гораздо менее известна любителям трекингов, поскольку она полностью покрыта лесом, хотя высота у нее тоже внушительная (2.276 м).


Маде родом из деревни у подножия Батукару, поэтому на нее он поднимался неоднократно с молодости вместе с процессиями. На вершине горы расположены открытое святилище и небольшой храм. Мы ходили туда вместе с Евгением Никитским и его другом. На спуске нам опять повезло на ливень - мы скорее «сплавлялись», чем спускались.


Не настолько экстремальной, но более качественной в «культурном» отношении была проведенная нами ранее тиртха-ятра - паломничество за святой водой по трем храмам на склонах горы Батукару. Мы совершали его небольшой группой из трех учителей йоги (я, Маде и его друг Путу Двиджендра) и японкой (долгожительницей на Бали).






Индуистская традиция набора святой воды из храмовых источников восходит тоже к Индии. Балийская же версия в том, что храмы на этой горе - это святые деревья, которым и поклоняются.


Наконец, почти никому не известная тихая гора Серайя (1.175 м - КАРТА) на восточном побережье острова важна расположенными на ней тремя храмами Лемпуянг - у подножия, …


…на склоне …


…и на вершине.


Подъем на нее занимает всего 4 часа по хорошей дороге, и мы проделывали его дважды по отдельности с уже упомянутыми выше Андреем Спириным и Евгением Никитским. С горы открываются восхитительные виды на гору Гунунг-Агунг, с одной стороны, и на океанское побережье - с другой.


А замшелый лес создает мистическую атмосферу.
Поскольку гора невысокая, храм на вершине довольно внушительный - и туда проще поднять все необходимое для проведения полной церемонии. Тем не менее, там почти никогда никого не бывает, и даже священника можно застать редко, а чаще приходится вызывать заранее. Впрочем, поскольку Маде сам священник, мы проводили все ритуалы самостоятельно.


Медитативную тишину там нарушают лишь обезьяньи полчища, жадные до фруктов в коробке с подношением. Зато в дождь их нет - и на это нам опять повезло...

Не ставя себе целью обойти все святые горы, реки и источники, ибо на Острове Богов все священно, мы ограничились пока тремя вершинами (про озера и источники - отдельно).
Балийская земля священна, как в той притче про отшельника, который отдыхал в лесу, положив ноги на Лингам (священный символ бога Шивы). Когда некий паломник в ужасе попросил его убрать ноги с святого места, тот возразил: «Покажи мне место, где нет Бога, и я положу туда свои ноги». Он подвинул ноги в сторону, и под ними сразу вырос Лингам.
Тем не менее, на Бали все насквозь ритуализовано, и чистая адвайта (недвойственность) здесь не проходит. Как говорит Маде, для обращения к Богу в руках должен быть цветок! 

m_tsyganov: Кстати, книгу Марии о Бали только что вывесили в AMAZON. C чем я ее от души и поздравляю!
UPD: А вот здесь - "САКРАЛЬНАЯ АЗИЯ"

UPD от Марии: После завершения книги о балийском индуизме и исчерпания для себя его возможностей я остаюсь на Бали, но переключаюсь в исследованиях на его буддийскую составляющую и работаю по своим программам

pura, наши, bali, нас-радует, volcano, спецтуризм, religion, book

Previous post Next post
Up