Еще раз поздравляю всех читателей с Новым годом вот этим постом, который объединяет сразу несколько любезных моему сердцу тем: Бали, культуру Бали, искусство Бали, Убуд и, конечно же, "русского немца" Вальтера Шписа (
ИНДЕКС)…
Ниже идет сокращенный пересказ (оригинальный индонезийский стиль изложения, изобилующий повторами одной и той же мысли, для неподготовленного читателя достаточно изнурителен) моего интервью с князем Чокорда Путра Сукавати,…
…имевшего место в убудском дворце (на Бали их называют на "кратонами", как на Яве, а "пури" - еще см.
ЗДЕСЬ - не путать с "пура", что означает храм) семейства Сукавати, который я вам здесь и заодно и покажу:
"Ну, хорошо. Давайте я немного расскажу о Вальтере Шписе - личности, оказавшей такое большое художественное влияние на Бали и, особенно, Убуд.
В 1927, если не ошибаюсь, году Вальтер Шпис прибыл на Бали, куда его пригласил мой дядя, старший брат моего отца Чокорда Где Рака Сукавати, встретивший Шписа в кратоне Джокьякарты, где тот работал пианистом [дом Шписа в Джокьякарте см.
ЗДЕСЬ ]. Они разговорились, и мой дядя заинтересовался художественными взглядами Вальтера Шписа, поскольку в Убуде уже тогда искусство имело большое значение. Так Вальтера Шписа в 1927 году пригласили в Убуд, и он сразу же влюбился в Убуд.
Конечно же, Вальтер Шпис поначалу жил во дворце моего дяди, но через год он захотел увидеть и другие районы острова, и поскольку транспорт в 1927-28 гг. был большой проблемой, а Вальтер Шпис хотел побольше узнать и о других местах Бали, он решил временно перебраться в Исех в Карангасеме [дом Шписа в Исехе см.
ЗДЕСЬ].
С точки зрения своих ауры, пейзажа и природы Исех и Убуд очень сходны, и Вальтер Шпис прожил там, если не ошибаюсь, примерно год. А потом он вернулся в Убуд - чтобы жить там постоянно. Наша семья (точнее, мой отец Чокорда Где Агунг Сукавати, потому что мой дядя в это время долго находился за пределами Бали) подарила ему участок в западной части, на котором Шпис и построил дом [дом Шписа в Чампуане см.
ЗДЕСЬ].
Мой отец, который тоже очень увлекался искусством (в то время все члены аристократических семей понимали и ценили искусство), сдружился со Шписом на этой почве общих интересов. Интересно, что впервые в истории Бали он поставил жилой дом на склоне утеса… Любопытен и дизайн дома - комбинация элементов балийской архитектуры и находок самого Шписа. Этот дом сейчас находится на территории отеля Чампуан…
Итак, Вальтер Шпис решил жить в Убуде постоянно. Те времена еще были временами княжеств, и "пури" первым принял его - еще до того, как он стал знакомиться с обществом в целом. "Пури" присматривал за ним. "Пури" определял, что можно, а что - нельзя.
Например, Вальтер Шпис был человеком искусства, он нес с собой искусство, и то, что он прививал обществу Бали, неминуемо оказывало воздействие на всю окружающую его среду. Между тем, на Бали уже существовало свое собственное искусство. И именно благодаря "пури", а точнее - Чокорде Где Агунг Сукавати, и возник своеобразный мост между балийским (и мировым) искусством.
Ведь в то время в балийском языке вообще не было слова "искусство": тех, кто им занимался, называли "унаги". "Унаги" - это те, кто много занимался искусством, но они же строили дома, занимались дизайном, резьбой, рисованием. А балийское искусство в то время основывалось на традиции, по которой сюжеты для картин брали из сюжетов ваянга (см.
ЗДЕСЬ), основывавшихся, в свою очередь, на Рамаяна и Махабхарате, и потому на картинах изображались исключительно персонажи ваянга.
Также обстояло дело и с цветами: использовались лишь те, что имели религиозное значение - красный, черный, желтый, белый, и потому искусство имело лишь ограниченный характер и пока еще не отражало повседневную жизнь.
К тому же, поскольку предметом отражения в изобразительном искусстве был ваянг, балийские художники не имели представления об анатомии, пропорциях, перспективе, и лишь с появлением Вальтера Шписа в убудском "пури" они стали открывать для себя западное искусство. А через два года после прибытия Шписа появился Бонне, затем - Хофнер и Коварубиас (см.
ЗДЕСЬ). И так далее.
Убуд стал местом встреч западных деятелей искусства, которых принимали в "пури", ставшим мостом между ними и "унаги" Бали. Здесь они сотрудничали, взаимно обогащались и взаимно влияли друг на друга. Это хорошо видно по работам самого Вальтера Шписа: как сильно на него повлиял Бали. У Бонне, в свою очередь, видно, какое воздействие на его пейзажи, панорамы оказало искусство Бали. Но и Шпис, Бонне, Хофнер и другие влияли на балийское искусство. Так и сформировалось особое направление среди балийских художников, которое назвали "убудским". Были те, как, например, Ида Багус Маде, на кого повлиял, в первую очередь, писавший в основном природу Шпис; на других - занимавшийся, прежде всего, портретами Боне…
Как я слышал отца, в те времена многого хорошо известного нам сейчас на Бали не было, и Вальтер Шпис подавал новые идеи в самых неожиданных направлениях. К примеру, заняться изготовлением стульев, которые тогда найти на Бали было невозможно, а импортируемые из Голландии были очень дорогими.
Под влиянием Шписа и других деятелей искусства, например, Бонне, ваянг начал принимать форму театра, стал настоящим театром, в котором показывали, например, Махабхарату. В том числе, по мотивом Арджунавивахи был поставлен танец, который в 30-е годы танцевали каждый четверг. А потом - кечак (см.
ЗДЕСЬ).
Хотя наибольшую известность кечак получил в Бедулу, но родился он здесь (в Убуде). Однако, пожалуй, самое важное, что студия Вальтера Шписа в Чампуане стала местом встреч деятелей искусств Запада и Бали, где происходил обмен мнениями. Шпис и Бонне не побуждали балийских деятелей искусств отвергнуть балийские стандарты, напротив, Шпис сам проникся влиянием Бали".
Окончание следует
ЗДЕСЬ