Завершаю начатое
ЗДЕСЬ интервью с князем Чокорда Путра Сукавати о Вальтере Шписе:
"И в результате всей этой деятельности в 1934 году образовалась организация, получившая название Пита-маха. Но еще до этого прошли выставки балийского искусства в Батавии, а в 1931 году - и в Европе (в Париже, у меня есть посвященный этому альбом, в Англии).
Помимо жившего в Чампуане Шписа, мой дядя принимал западных туристов и художников в "пури", где были специальные помещения для гостей, многие из которых жили там бесплатно и подолгу. Каковы были мотивы моего дяди? Ну, например, он учил английский, а некоторые из художников и скульпторов работали в Убуде и оставляли там часть своих работ. Так происходило накопление и развитие Пита-махи, не только в Убуде, но и в Батуане, Сануре, Денпасаре.
И снова в этом была велика роль "пури", поскольку самое местное общество остерегалось в те годы устанавливать прямые контакты с иностранцами. Шпис основал музей, известный сейчас как Puri Lukisan (о нем буду писать отдельно - М.Ц.), где с 30-х годов и до революции проводились Балийские ночи, там работала выставка-продажа картин и скульптур, которые покупали гости. Мой отец сам выступал в роли гида и приглашал в Убуд тех, кто ждал свой корабль для возвращения - тогда в среднем это бывало раз в месяц.
Что же привлекало в Убуд иностранцев? Природа и люди. Если главным магнитом для Куты было побережье, то в Убуде интересовались жизнью людей, окружающей средой и верой. Неброской, но пленительной особой атмосферой.
(У гостей) было принято оставлять часть своих работ, не забирать все - чтобы открыть музей. И этот музей стал также местом хранения работ в традиционном стиле ваянга, а также уже испытавших на себе влияние деятелей с Запада, но и собственных (балийских) идей - современного балийского искусства.
Почему до сих пор люди считают Убуд центром культуры и искусств? Потому что в старину произведения искусства создавались для храмов и дворцов, и художники с гордостью представляли во дворцах плоды своих трудов.
В "пури" жили, конечно, раджи, но ведь и храмы создавались "пури": они были источником гордости дворцов, а потому там, где были "пури", Бали и "пура". "Унаги создавали" и "пура", и "пури": занимались резьбой по дереву и камню, рисовали… И в 30-е годы "пури" сталы открываться перед народом. А поскольку экономические условия были очень тяжелыми, то искусство стало превращаться в товар, продаваться для пропитания. А поскольку проданное во время Балийской ночи произведение позволяло купить рисловое поле, то и многие соседи наинали учиться… И потому жители Убуда до сих пор ценят собранные здесь произведения искусства…
Раньше статуи изготовлялись только для храмов, и западное влияние в этом смысле заключалось в том, что статуи богов начали выходить за храмовые ворота…
Вальтер Шпис стал одним из немногих гостей с Запада, которые смогли в наибольщей степени приспособиться к иному миру, воспользовавшись "пури" как мостом в балийское общество. Бонне и Хофнер, например, меньше общались с балийцами. Это свойства характера, видимо. Мне кажется, что тот факт, что Шпис вырос в России, а потом переехал в Германию, подготовило его к восприятию мультикультурности.
Мы, продолжатели, очень признательны нашим предшественникам - в том числе, Шпису, который принес нам цвета. Он оказал свое влияние на танцы, театр, даже практические стороны жизни вроде изготовления стульев и расположение вилл. Впервые построив дом на склоне, она показал, как здорово там жить, и теперь участки на берегах рек в Убуде стоят дороже всех остальных. А раньше люди не хотели там жить - ведь на крутых склонах нельзя заниматься сельским хозяйством. А теперь свободные места там придется поискать…"