Экспедиция «Батик»-6 & Грани-8: В ГОСТЯХ НЕ-ПОЙМИ-ГДЕ…

Sep 29, 2009 07:27

ЕЛЕНА: «Мы были в гостях у скульптора-керамиста бапака Видаянто в его доме-поместье. Я даже не знаю, как это назвать…»


m_tsyganov: чтобы легче было понять, см. индекс серии о Видаянто ЗДЕСЬ, а о самой Экспедиции «Батик» - ЗДЕСЬ

Снова Елена: «Самого художника дома не было. Это «просто» дом, который бапак Видаянто сдает гостям, когда сам им не пользуется. По комнатам и парку неслышно скользили слуги. И мы обнаруживали то домашние тапочки, поставленные у порога (они, видимо, заметили, что мы ходим босиком), то репеллент от комаров, то чай.


Нас слегка подавила роскошь этого дома. Слегка обалдевшие, мы сначала сбились в кучу, а потом расползлись по саду и дому, натыкаясь везде, где только можно на причудливое творчество хозяина.
Мне понравилось разумная рациональность и организация пространства. Главный дом, домик для гостей, мастерская, ресторанчик и прекрасный сад с беседками. Везде, как в японском чайном саду, можно замереть от восторга над упавшим листом или пролетающей бабочкой, которые навсегда оставили свой прекрасный керамический след и заботливое прикосновение хозяина дома.
Честно говоря, эти мелочи мне понравились гораздо больше, чем роскошная вычурность дома и больших скульптур. Я полюбила этих головастиков и гекконов, лягушек и стрекоз, снующих по саду на серых камнях тропического сада.
Это был незабываемый отдых в удивительном месте…»

ВЛАД и НИКА:
- Влад: Видаянто. Творческая дача. Было бы ещё лучше, если бы гостям предоставлялась возможность заняться керамикой. Но тогда это уже будет не Видаянто. В общем, это не дача, а выставочное пространство или музей. Что ж, для тех, кому близко такое творчество, - вполне. Как говорится, все культурно. И скучно. Туда бы мастер-классы по керамике и батику (и деревянному в
том числе), тогда была бы жизнь.
Вряд ли что-то смогу еще добавить. Ну, курить там нельзя...


- Ника: Вообще-то помещение для занятий керамикой мы видели - и там всё удобно устроено; есть и столы длиннющие человек на 10-15, и печи.
Хотя, мы-то в этой мастерской не лепили. И вроде нам никто не предлагал.
Наверно, в этот день просто не до нас было - там же, кажется, ещё и большая группа японцев приехала. Да и времени-то мы там были - совсем ничего.


- Влад: Тогда другое дело, если там все можно! Но, да, время на это нужно. Как и с батиком. Интересно, правда, какие возможности мастерская предлагает. Поотливать в готовых (хозяйских) формах или свое посотворять.
- Ника: Лепить по твоим правилам - наверно, можно. Хотя, хозяину вряд ли это понравилось бы - но его же обычно нет, так что можно, наверно. А слуги будут молчать, как обычно, и мы так и не узнаем, что они думают о наших творческих поисках. Хотя, неизвестно, как всё обернётся.
- Влад: Это можно узнать только опытным путём, приехав сюда хотя бы на пару недель. А про батик ты не ответила.
- Ника: Заниматься в керамической мастерской ещё и батиком (на ткани и дереве) - это уж слишком большие запросы с твоей стороны.
- Влад: Ну, дай помечтать-то. Тем более что это не так далеко от реальности - нечто подобное я и воплощаю в своём российском рабочем проекте "Buendica".
- Ника: Ага. А специализация Видаянто - всё-таки керамика, в общем-то, мы этого и ожидали. И главное там - всё-таки роскошный отель и сад. Посмотрим, что там в мастерской можно, а чего нельзя, если удастся ещё раз приехать. А что курить нельзя - ничего, можно и прогуляться.


Только НИКА:
Уже перед самым отъездом, покинув родную Джокьякарту и выехав из помпезной фешенебельной Джакарты, мы попали почти на сутки ещё в одно ни на что не похожее место, стоящее в моих воспоминаниях об Индонезии особняком - отель Видаянто в Депоке.
Это местечко под Джакартой. Хозяина, самого Видаянто, в отеле не было - впрочем, как нам объяснили, он вообще там не живёт, а только изредка приезжает. Видаянто - это местный современный художник, получивший здесь же художественное образование и множество всяческих регалий и социальных подтверждений своей значимости (в гостиной мы видели кучу альбомов о его жизни и творчестве). Кроме того, Видаянто обладает недюжинными способностями организатора и талантом менеджера, что редко случается с художниками. Уникум, вроде нашего Зураба Церетели.


Отель он построил очень респектабельный - роскошный, буржуазный, отвечающий любым европейским вкусовым пристрастиям, имеющий сад и несколько пристроек. Магазинчик с сувенирной керамикой (там продаётся, в основном, фаянсовая отливка по эскизам Видаянто), мастерская, оборудованная для производства этих отливок, ещё один гостевой домик - без кондиционера и удобств, но уютный и грамотно сделанный, и множество «романтических уголков в глубине сада», как выразилась бы моя мама, тоже одержимая идеями изысков ландшафтного дизайна на десяти сотках. Множество слуг - ну, или сотрудников Видаянто, хотя вряд ли это определение подходит молчаливым юношам, понимающим нас без слов, вежливым и предупредительным. Интерьер эклектичный, но преимущественно выдержан стиль модерн (или, как теперь принято говорить, «ар-нуво»). Картины Видаянто развешены по стенам отеля - в основном, это реалистичные портреты-зарисовки, изображающие томных девушек и юношей, похожие на штудии студентов института имени Сурикова - однако, тоже не без налёта стиля ар-нуво.
Санузел - о, я увидела тут всё: и унитаз, и ванну, и душ, и джакузи, и - не по необходимости, а, очевидно, для придания местного колорита и полного ассортимента всех мыслимых удобств, традиционную высокую ванну-кубик с ковшиком. Но плитка, которой отделана эта ванна - ах, дорогущая! И ковшик - ах, не пластмассовый, как в центре батика или дома у безвестной радушной хозяюшки на берегу океана, а натуральный - из кокоса, с бамбуковой ручкой! Я немедленно воспользовалась этим ковшиком вместо душа - и впервые почувствовала, что мыться из него очень даже удобно. Всё дело в соразмерном объёме и форме ручки - тут она была не просто прямой, а фигурной, «эргономичной» - ну, то есть такой, что сразу «легла мне по руке», как ложка медвежонка в руку Машеньки из сказки про трёх медведей.
Двери тоже сделаны очень удобно и остроумно - их много! И в комнаты, и в туалет, и в гостиную можно попасть разными путями. «Слегка обалдевшие», по меткому выражению Лены, некоторое время мы пошатались по комнатам и саду.
Несмотря на все эти ковшики, деревянные красивые двери с медными ручками, старинные предметы быта, которых в доме и в саду целая коллекция, Видаянто умудрился создать интерьер, начисто лишённый аутентичности. Всё выдержано в благородных «натуральных» или даже насыщенных, но приглушённых сложных тонах, ни одной неожиданной ноты, ни одного незавершённого кусочка - всё в рамках стиля, всё элегантное и утончённое. И даже красно-зелёная декоративная роспись на стене гостиной - там изображены тропические растения - сделана не открытыми, а размеренно-приглушёнными цветами. Кругом изысканные авторские скульптуры Видаянто, изображающие то буддийские божества, то кошек, и множество мозаик повюду то с бабочками, то с креветками - и всё это тоже в стиле модерн, в котором совсем нет простоты и ясного свечения национального яванского народного искусства.


Совсем ничего от буйства жизни - воздуха, света и цвета - той шумной, дикой и живой радости свободы, которой светятся лица людей на улицах, гудят яванские базары и развеваются на ветру полотнища мокрых батиков. Здесь тихо и покойно, сюда не проникает рёв мотоциклов, здесь не слышно детских криков, и уж конечно, в саду Видаянто не встретишь облезлых горшков и потрескавшихся от дождей и неумелой покраски детских стульчиков, соседствующих с велосипедами и мотоциклами, украшающими ландшафт на равных с цветами и пальмами.
(m_tsyganov: вот еще несколько фигур в саду, которые я пока не показывал:)












Ну вот, начала про Видаянто - а вместо этого снова пою гимн неизвестным строителям незабвенных домиков в Джокье, Соло и Парангтритисе. Не следует, пожалуй, их сравнивать. Одно другому не мешает - напротив, без этого отеля моё, возможно, чересчур восторженное представление об Индонезии было бы и вовсе неполным и однобоким.
Оставив троих расслабленных спутниц томно возлежать на огромной перине под прозрачным газовым балдахином (где, кстати, впоследствии мы за неимением второго номера спали втроём - Влад, Настя и я), мы решили прогуляться по Депоку вдвоём с Владом.

Депок
Хочу отдельно рассказать об этой прогулке.
Мы вышли из дома, повернули налево и шагали под палящим солнцем примерно километра три. Формальным поводом для прогулки было - «искать океан». Я знала, что никакого океана поблизости нет, но почему-то надеялась, что все ошибаются. И карта тоже. Да и Влад, подыгрывая мне, тоже сказал, вглядываясь в пейзаж, что вон там, слева, вдали, запросто может оказаться океан. Ну, мы и пошли «налево».
В Депоке всё, как везде - мотоциклисты, велосипедисты с корзинами, связками сена или бамбука куда-то едут целыми семьями и радостно нам улыбаются. Мы обнаружили оригинальный местный малый бизнес - всё-таки, тут очень находчивый народ: мужчины на велосипедах возят швейные зингеровские машинки - они просто прикреплены к велосипеду прямо у руля, и предлагают всем услугу «ателье на колёсах». Мы видели двоих таких мужчин - один шил прямо у кого-то из «заказчиков» во дворе и радостно помахал нам рукой, а второй со своей старенькой швейной машинкой ехал по дороге на велосипеде с крупно выведенной самодельной рекламой на небольшом щите и не менее довольно нам улыбался. Ещё мы видели, как мама стригла ножницами длинноволосую дочку прямо во дворе - и обе тоже улыбались…
Рисовые поля, пальмы. Стволы некоторых высоких пальм почти неотличимы от стоящих тут же вдоль дороги бетонных столбов для электропередачи, и только диву даёшься, когда один из таких столбов вдруг заканчивается зелёным шиньоном. Множество цветных флажков вдоль дороги, ведь совсем скоро - чуть ли не завтра! - национальный праздник, день независимости. Не помню только, от кого. Вроде, от голландцев. Настя сказала, что у них и без всяких праздников всё в флажках, а тут уж, видимо, местные жители особо расстарались, раз появился повод.
Зашли по пути в пальмовые заросли, я сорвала и попыталась съесть зелёный банан - тьфу, горький, как тёмная попка неудачного огурца. Дошли до какого-то супермаркета - и удивились: там продавалось пиво, это тут редко встретишь. Мы тут же этим воспользовались, а перед уходом для очистки совести спросили у озадаченных продавщиц с помощью рисунков выданной по моей просьбе ручкой чаек и волн - «где тут у вас океан?» и, так и не дождавшись ответа, решили возвращаться в отель.
По пути всё же я предложила посидеть «в бесхозном огородике» и попить пива. Огородик с банановыми пальмами, мусором и сломанной скамеечкой оказался вовсе не бесхозным! Стоило нам расположиться, как к нам тут же вышли улыбающиеся до ушей мужчина и женщина, интеллигентная пожилая супружеская пара. Без лишних слов они жестами пригласили нас в свой дом, оказавшийся на соседнем участке за забором. Пришлось идти. Причём, о ужас! - с пивом. Вернее, я стойко продолжала пить пиво, а Влад куда-то ловко и стеснительно припрятал свою банку.
Нас усадили на полу в абсолютно пустой бетонной гостиной, из которой, кроме двери, ведущей во двор, виднелась тёмная арка с включенным телевизором и предложили «дринк» - кипяток в стеклянных чашках на блюдцах. Себе и приходящим одному за другим гостям - пятерым мужчинам, хозяева вынесли такой же «дринк», только поскромнее, чем нам - без блюдец. Мне также был выдан веер, который я с благодарностью приняла - действительно, было очень душно, и тут же стала истерично им всех обмахивать. Потолок и стены гостиной были бетонными, со следами шпаклёвки, и кое-где скупо покрашены то ли серой, то ли белой краской, и выглядело всё это довольно эстетично.
Мы с Владом по очереди раз пять сказали хозяевам, а заодно и гостям «тримакаси» и на этом наш словарный запас был практически исчерпан. Я от страха и растерянности не могла ничего вспомнить, а спасительный блокнот с выведанными у Насти индонезийскими словами остался в отеле Видаянто. Тем не менее, мы каким-то образом смогли сообщить, что мы русские, приехали из Москвы и изучали в Джокьякарте технологию батика.
А из реплик наших новых друзей и передаваемым по рукам документам и чертежам (нам их тоже зачем-то показали для изучения, обратив наше особое внимание на печати и подписи, как будто мы были какими-нибудь ревизорами) мы поняли, что они собираются строить дом на том участке, где мы так неосмотрительно устроились отдохнуть. Похоже, один из гостей был покупателем этого участка, хозяин - продавцом, а остальные бапаки - строительной бригадой.
Женщина была внешне очень похожа на мою маму, только гораздо ниже ростом и худее. Посреди общего разговора она вдруг встала, распустила собранные на затылке волосы и стала непринуждённо расчёсывать их. Боже, какие у неё оказались роскошные волосы - седые, прямые, мягкие, блестящие и такие длиннющие - до пола! Эх. Я снова перепутала буквы в словах, хотела сказать - «байк» - красиво, симпатично, но вместо этого почему-то всё твердила: «найк», «найк», «найк»… Хозяева с улыбкой повторяли за мной - «найк». Они сказали нам, как их зовут, а муж даже показал нам свою визитку, но мы не смогли запомнить их имена.
Посидев немного, выпив несколько «дринков» и благодарно поулыбавшись, мы стали прощаться. Женщина проводила нас до самой дороги, заметив с хитрой улыбкой, что, мол, можно продолжать отдыхать в их огороде, но мы вежливо откланялись и вернулись в отель. Зачем эти таинственные люди нас пригласили в свой дом? Почему были так снисходительны и добры ко мне, чужой, отвратительно белой, развязной, нелепой, не знающей ни индонезийского, ни - на худой конец! - английского языка. Что бы сделала я на их месте? Мало ли кто шляется по моему участку, да ещё и распивая при этом пиво! Может, эти двое - заразные. Ну, даже если я и не решилась бы их прогнать - то уж в дом приглашать вряд ли стала бы. И много ли я могу вспомнить знакомых из психически здоровых людей в Москве, которые способны на что-то подобное? Хотя, если вдуматься - а может, и много - не такой уж это был подвиг, в этом поступке вроде ничего особенного.
Так или иначе, это маленькое приключение неподалёку от отеля Видаянто стало заключительным разрушительным аккордом, апогеем смятения для моего теперь уже окончательно и навсегда разбитого Индонезией сердца. А на следующий день мы уезжали. От слёз и без того непослушный мой фотоаппарат дрожал в руках, так что последние снимки в аэропорту у меня получились особенно расплывчатыми.
Не знаю, вернусь ли я сюда когда-нибудь. У меня дома столько дел, а Индонезия - это ведь так далеко…»

craft, нас-радует, спецтуризм, art, hotel, jakarta

Previous post Next post
Up