Зона самого большого в мировой истории бедствия, вызванного грязевым вулканом, на поверку оказалась действительно поражающим воображение своими размерами, однако на вид совершенно мирно курящимся паром озером.
Но это - если забыть о его уже 19-метровой глубине в районе уже 50-метрового в диаметре отверстия, ведущего прямо в недра земли. И о полностью похороненных выбросами кипящей грязи четырех деревнях и десятках тысяч беженцев.
(Я уже писал о ЛУСИ
здесь, но сейчас впервые появилась возможность детально разобраться с ситуацией на месте).
Река Поронг, об угрозе которой вопили и вопят десятки зеленых, зеленоватых и просто покрытых легкой прозеленью организаций всего мира, оказалась прорытой еще во времена голландских колонизаторов дренажной канавой, хотя и длиной в километры.
Безжалостный олигарх, пытающийся увильнуть от ответственности за грубейшее нарушение норм бурения, допущенное принадлежавшей ему компанией, - щедрым филантропом. А мужественные борцы за права обиженных коварным магнатом - любителями урвать себе кусок пожирнее (впрочем, последнее меня не удивило: так оно обычно и бывает).
И лишь британский ученый, который первым ударил в набат, так и остался самим собой: любителем быть первым любой ценой.
Впрочем, давайте по порядку. А для этого надо сначала разобраться с географией.
Кратчайшее расстояние между тремя истинами
Это, конечно же, прямая линия. И начинается она не на самом населенном индонезийском острове Ява, где под сенью десятков вулканов (из которых он, в общем-то, и состоит) на территории меньше трех Московских областей живут и трудятся 160 миллионов человек, а на лежащем к северу от восточной его части намного меньшем по размерам острове Мадура.
Если ехать по выжженным солнцем холмам Мадуры примерно два часа на северо-восток от расположенного на западной ее оконечности порта Камал, куда приходят паромы с Явы, то вы наткнетесь на холм подземной грязи высотой в несколько ростов человека.
Местные жители зовут его Буджел-Тасек - на мадурском языке это означает "Пуп моря". Откуда взялось такое странное название?
На протяжении миллионов лет гигантская тектоническая плита, на которой стоит Австралийский материк, наползала сверху на менее плотную азиатскую, вминая своим невообразимым весом под землю гигантские массы, буквально сочащиеся морской водой. На глубине в несколько десятков километров камень начинал плавиться и превращаться в стремящуюся обратно наверх лаву. Что происходило при этом с водой, страшно даже подумать. Но она никуда не делась... Часть ее по-прежнему у нас под ногами и рвется наружу. Другая часть уже нашла выход наверх.
Буджел-Тасек - это ни что иное, как грязевой вулкан. Тот, что извергает из недр земли не жидкий камень - огненно-красную лаву, а смесь пара и всевозможных газов. Которая, остывая и сгущаясь, и становится более или менее плотной грязью (большинство извержений любого вулкана далеко не так живописны, как вы привыкли видеть по своему телевизору).
Вяло сочащийся потеками сконденсировавшейся ниже поверхности земли грязи Буджел-Тасек, говорят мадурцы, вулкан "мужской" - образующий из-за достаточно высокой плотности грязи горку.
А неподалеку есть еще один грязевой вулканчик, на сей раз больше похожий на гигантскую лужу (мадурцы называют подобные ему "женскими"). Выбросы в нем тоже идут постоянно, но грязь настолько жидка, что горку не образует. А вместо этого испаряется (или же такой вулканчик оседает под собственным весом примерно с той же скоростью, что и темп выбросов).
Если вас тянет на приключения, вы можете попробовать воду из него. Впрочем, заранее известно, что она окажется соленой. Морской.
Это истина, с которой никто не спорит.
Продолжение следует