ВАЛЬТЕР ШПИС-3: «ВАЛЯ» о яванской культуре

Aug 05, 2008 08:56

«В Европе люди борются с двадцатью различными мыслями в день, и все равно они недовольны; а здесь над одной-единственной мыслью работают целый день, и даже это кажется здешним людям слишком быстрым. А затем она вспыхивает, яростно сияет…, порождая тысячу взрывов». Вальтер Шпис


Заключительный очерк из серии о Шписе на сайте РИА Новости - ЗДЕСЬ, и мне нескромно кажется, что получился он неплохо. А потому в этом посте можно передохнуть и дать слово самому Вальтеру. Итоги подведем завтра…


Highlights: Walter Spies on Javanese Culture

Итак, ниже я просто приведу перевод особенно понравившихся цитат из писем Вальтера Шписа. Потому что лучшие описания гамелана, танца и вообще традиционной яванской культуры (а балийскую я рассматриваю как особое направление первой) найти просто невозможно. А проиллюстрирую собственными снимками… (Чрезмерно резкую порой лексику спишем на экзальтированность художественной натуры, ладно? :-)

О яванцах:
- Вы только представьте себе: каждый день жить в кратоне среди этих полубогов!


- Пассивность и кажущееся безразличие яванцев являются ни чем иным, как сильнейшей концентрацией и отрешенностью.

О яванском искусстве в целом:
- Я вообще не понимаю, как может существовать нечто столь богоподобное… Все искусство в Европы в сравнении с ним - просто навоз и дерьмо… Теперь, когда я вступил в контакт с яванцами и их невероятно высокой и фантастической культурой, а почти лишился рассудка! Вообразить нечто столь прекрасное практически невозможно! Я поклоняюсь им больше, чем чему бы то ни было еще во всей моей жизни!


О музыке вообще:
- А музыка здесь! Клянусь Богом, это нечто замечательное! Исполняемые на невиданных инструментах неслыханные мелодии…


«Западная музыка» может многому научиться «у этой грандиозной музыки».


- Европейские музыканты и композиторы поразятся тем фантастическим вещам, которые существуют в мире, а они ничего о них не знают.

О гамелане (см. тэгами gamelan и +music):
- Начал играть старый имперский гамелан - сначала нежные, как капли воды, глубокие рокочущие удары гонга, столь глубокие, что они вызывали тревогу.
Прекрасный гибкий женский голос первым затянул песню, затем к нему присоединились другие. Потом им ответил мужской хор, и все это сопровождалось целыми дебрями чудесных, кристально чистых металлических звуков и деревянных тонов, служивших «цветами». В промежутке - нежный плач скрипок и высокая, игольно тонкая колоратура тростниковых флейт. И было похоже на то, что они выступали по очереди: одни начинали звучать ниже, другие - резче и громче, а в промежутке и на заднем плане - возбужденные барабаны.


Порой вся музыка плавно затихала, а затем возвращалась каплями ниоткуда…

О танце:
- Гамелан каким-то образом изменил ритм и мелодию, и они начали свой нереальный танец. Нечто подобное выходит за всякие переделы воображения: движения еда различимы, и у вас нет никакого представления о том, как они делают это.


Стилизованные руки и кисти медленно принимают никогда не виданные ранее положения. Девушки кажутся плывущими в воздухе, и кажется, что их костюмы - чудесным образом - танцуют вместе с ними.


Когда танцовщица поворачивается, шлейф или любой край платья лежит складками, затем четыре шлейфа падают абсолютно одинаково, как если бы они сами танцевали один и тот же танец.


…Порой они застывают на несколько минут или оплывают один вокруг или сквозь другого, вверх и вниз, а потом они берут мечи и щиты и сражаются, принимая невозможные позы, и все это выглядит так, как если бы было изображено на древнеегипетском барельефе!
- Яванский танец настолько впереди и в будущем. Это - самое благородное из всего, что когда-либо существовало. Для меня он великий опыт как ничто другое в мире, как новый взгляд на мир! Композиция такого танца - особенно мощного мужского танца - невероятна: контрасты и интенсивность!


С другой стороны, нежный женский танец похож на тихий сон цветка.


Эти танцы наиболее лиричны и - как лунный свет - наиболее филигранны из всего, что вы можете себе представить. Даже кончик каждого пальца излучает духовность… И просто неописуемо, как такие сражения стилизованы и включены в танец.

О ваянге (ваянг кулит - разновидность теневого театра, в котором используются плоские куклы из кожи. К этой теме я только подхожу…)
- А ваянг кулит, музыкальная драма теневых марионеток! О Боже, сколько восхитительно совершенная вещь! …фигуры… Я бы никогда не смог поверить, что оно обладают столь замечательной выразительностью… - все о войнах и сражениях, в которых принцы воюют с великанами или богами.


Это то же самое, что наблюдать пьесу в театре Станиславского сто раз с неубывающим энтузиазмом, только здесь это каким-то образом намного более просто и совершенно: это так естественно, как закат или цветущий цветок!

О слиянии танца, музыки и пения:
- Самое чудесное - это то, как данный вид танца сопровождается музыкой. Это очень отлично от того, что «модно» в Европе. Порой музыка становится резкой и громкой, такой громкой, что звуки многих гонгов раздаются все сразу и отдаются эхом, и танцоры застывают, как будто они отлиты из металла… А порой, в разгар яростной битвы, шепчущая и угрожающая музыка едва слышна…


В другие моменты она - восхитительный треск и звон в сумасшедшем ритме… Затем… неожиданно мужской хор начинает выть, как сирена и реветь, однако все точно следуют ритму!..


Я не могу смотреть это так, чтобы это меня не тронуло. В первый раз я выплакал все глаза от экстаза, энтузиазма или эмоций - назовите, как вам угодно. 
 

gamelan, dance, java, ЯваВост, yogya, bali, art, wayang, Индонезия-Россия

Previous post Next post
Up