ВАЛЬТЕР ШПИС-1: РУССКИЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК БАЛИЙСКОГО ИСКУССТВА

Aug 01, 2008 07:45

Хотите - верьте, не хотите - нет, а это маленькое, но открытие. Оказывается, основоположник современного балийского искусства Вальтер Шпис был русским.
 

Это - не розыгрыш. И не из серии: «Россия - родина слонов…» В общем, читайте первый в серии из трех очерков о Вальтере Шписе ЗДЕСЬ  
А этот пост мы со strannik17   посвятим доказательствам того, что Вальтера Шписа можно называть русским. (Это обновленный повтор поста очередная попытка победить "глюки" редактурой и повторными сохранениями...) 
Почему это для меня важно? А меня очень интересует деятельность русских в Индонезии (которая, к слову сказать, раньше была намного более активной, чем сейчас), и с этой точки зрения вопрос о том, был ли он "немецким" или "русским" художником, принципиален... 
Я позже попытаюсь показать, почему я считаю 
верным второе... А пока просто посмотрите на некоторые вехи творческого пути этого удивительного человека (я постарался подобрать не самые известные картины Вальтера (к тому же, они нам еще понадобятся), а те, что как можно лучше демонстрируют трансформацию стиля художника): 
Hungerpferde (1919) 


Татарский праздник (Das Tatarenfest - 1923)

Деревня у Сумбинга (Desa mit Sumbing - 1924) 


Дорога на Бали (Road on Bali - 1928) 


Балийская легенда (Balinese Legend - 1928) 


Балийский ландшафт с храмом и вулканами (Balinese Landscape with Temple and Vulcans - дата неизвестна) 


Суматранский ландшафт (Sumatran Landscape - 1941)

Следующие очерки серии и их развитие в постах ждите в понедельник-вторник (я пока, наверное, не смогу оперативно отвечать на комменты - опять буду в отъезде). Поэтому чтобы было не скучно в выходные - вот вам парочка галерей, по которым пока что можно погулять: 
Пожалуй, лучшее что есть: ГАЛЕРЕЯ BY GEFF GREEN  
Тут похуже, но неплохо передана атмосфера мест, где он жил - ГАЛЕРЕЯ-2

А теперь перейдем к доказательствам от strannik17 : 
Родоначальником клана Шписов в России является дед Вальтера - Роберт Шпис (Spies, 1819-97), сын торговца из Эльберфельда, что в восточной части Рурской области, переехавший в 1846 (по другим данным в 1845) в Москву и принявший российское подданство. Роберт Шпис в 1866 году получил звание московского купца первой гильдии и впоследствии потомственного почетного гражданина. 
Членами российского торгового дома Шписов, представляющего промышленную элиту дореволюционной России, являлись племянник Роберта Эрнст Шпис (1849-1917) и дети Георг (1861-1926, с 1891 - глава семейного дела), Леон (1858-1921), Альберт (1859-1930), Рудольф (1874-1958) и Адель. (См. здесь и здесь). 
Рудольф и Адель своими браками связали дом Шписов с другим торговым домом обрусевших немцев - Вогау ( см. здесь и здесь). 
Дом Шписов имел тесные деловые связи как с другими немецкими торговцами, так и с немецкими финансово-промышленными кругами Германии, внеся колоссальный вклад в развитие промышленности России и став неотъемлемой частью ее. Решающим моментом в создании и расцвете торгово-промышленного дома Шписов стал 1870 год, когда совместно с домом Вогау был основан Московский учетный банк и куплена доля в совместном управлении табачной фабрики "Лаферм" в Санкт Петербурге. Три последующие декады привели Шписов к управлению целой империей, куда входило 14 табачных фирм, 18 промышленных и финансовых организаций. Только лишь перечисление некоторых из них в очерке позволяет судить о масштабе. Старший сын Георг Робертович, возглавивший позднее семейное дело, был в тесных деловых отношениях с "Дойчебанком" и консультировал его по вопросам, связанным с добычей нефти и торговле нефтепродуктами. (См. здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.)

Для нашего исследования критическим остается вопрос о подданстве Шписов, поскольку большинство источников, включая и некоторые российские, называет Шписов немецкими подданными. Попробуем с этим разобраться. 
По имеющимся материалам, принятие российского подданства было обязательным для иностранцев, переезжавших в те годы в Россию. Но даже если бы это было и не так, в 1866 году Роберт Шпис получает звание московского купца 1-й гильдии. На основании манифеста императора Николая I от 10 апреля 1832 года в России было введено почетное гражданство как новое дворянское сословие. Согласно статуту (см. здесь и здесь) на принадлежность к этому сословию могли претендовать "купцы, пробывшие 10 лет в 1-й гильдии, ...иностранцы, принявшим российское подданство и пробывшим в нем 10 лет". Правда, там еще упоминается, что звание это могли получить "хозяева значительных мануфактурных и фабричных заведений, хотя бы они и не были российскими подданными". 
Но о том, что Шписы были российскими подданными говорит тот факт, что при императоре Александре II позволил Роберту Шпису было позволено восстановить прусское подданство. Последующие события показывают, что это подданство совмещалось с российским. Известно наверняка что Шписы были потомственными почетными гражданами Российской империи (здесь и здесь). 
Леон Шпис, помимо этого, имел унаследованный от отца титул почетного вице-консула Германии. На основании этого можно встретить ошибочные упоминания о том, что Вальтер был сыном немецкого дипломата. Но в том-то и дело, что эта символическая должность и является наилучшим доказательством российского подданства Шписов! Нештатный (почётный) консул - это лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющее некоторые консульские функции. Как правило, это представители деловых кругов "из граждан государства пребывания". Обычно почётные консулы не могут выдавать документы строгой отчётности (паспорта, визы и т.д.), но могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания, гражданами которой они обычно и являются). 
Интересно, что в материалах "Дойчебанка" Георг Робертович Шпис, занявший в 1903 году должность генерального директора купленной банком румынской нефтедобывающей компании "Стяуа", именуется "наполовину русским, наполовину немцем".

Валя Шпис родился и рос в московском доме Леона Шписа который к 1895 году был не просто зажиточным, но и весьма популярным в московской культурной среде. Будем помнить, что Шписы, помимо всего прочего, были по сословной классификации потомственными российскими дворянами, и салоны, которые устраивались в их доме, никогда не пустовали. В доме, где постоянно звучала музыка, бывали Скрябин, Рахманинов, Горький. Дядя Вальтера Георг был дружен и связан деловыми отношениями с братьями Третьяковыми, уже открывшими к тому времени в Замоскворечье свою "Московскую городскую галерею", блистал и дом тети Вальтера Адель Романовны (Робертовны) фон Вогау по улице Воронцово Поле, в котором однажды сам К.С. Станиславский играл гостям на рояле. 
Вальтер рос, проявляя разносторонний интерес и способности в ботанике, зоологии, музыке, танце и живописи. Его ранний интерес к музыке, в частности Скрябина, остался с ним на всю жизнь. 
В 1910 Вальтер уезжает учиться в Дрезден, где впервые столкнулся с германской культурой - как классической, так и современной. Германский экспрессионизм, который в это время принял эстафету у французского и был, скажем к слову, весьма усилен рядом русских художников и артистов, живших и работавших в то время в Германии, вошел отдельной строкой в историю модернизма. Две группы художников определяли в основном модернистские течения Германии, да и значительной части Европы в то время: "Синий всадник" (Der Blaue Reiter) в Мюнхене - куда входили, помимо прочих, Василий Кандинский, Алексей Явленский и Мариана Веревкина, и "Мост" (Die Brücke) в Лейпциге, которой впоследствии было суждено сыграть значительную роль 2 судьбе Вальтера Шписа. 
Также в этот период продолжилось и углубилось увлечение Шписа Скрябиным: его первые музыкальные композиции носят отпечаток революционной в то время атональной музыкальной модели этого композитора, а его самого Вальтер даже называл: «Мой Бог». 
Вполне вероятно что существует прямая связь философской концепции Скрябина, увлекавшегося теософской идеей о том, что музыка в синтетическом соединении с цветом, запахом и архитектурой является средством достижения Вселенской задачи соединить Мировой Дух с косной Материей  и творчеством Вальтер Шписа. Но это тема еще ждет своего исследователя. Но во всяком случае, музыка индонезийского  гамелана органически легла на подготовленную почву. 
В 1914 году Шпис возвращается, как и каждое лето, в родительский дом в Москву на каникулы. Здесь его и застало начало первой мировой войны.

ИНДЕКС материалов о Шписе
Посты на блоге: 02, 03 & 04 
Очерки для РИАН: 01 , 02 & 03 
Дом Шписа в Чампуане 
Дом Шписа в Исехе 01 & 02 
Дом Шписа из Джокьякарты

bali, art, Индонезия-Россия

Previous post Next post
Up