"Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него.( Лев Толстой)
На дворе лето красное, которое требует к себе особого внимания - чувствую, что пауза в моем журнале несколько подзатянулась... Однако, это по меркам сегодняшнего дня. Раньше писатели и публицисты создавали свои труды подолгу, а прежде аккумулировали в себе необходимую для их написания творческо-мыслительную энергию.. Выпустить, дай Бог, одну книгу в год считалось тогда хорошим результатом. А что же делал в это время читатель, с нетерпением ждущий очередного произведения уже так полюбившегося ему писателя или философа?
Да он просто читал книги других авторов, которые тоже заслуживали к себе внимания, ведь, даже в 19-м веке количество дойстойных плодов интеллектуального творчества талантливых и гениальных людей , произведённых на свет, начиная со времён античности, было так велико, что только успевай читать. Ну а в наше время их ещё прибавилось... Однако , совсем не ту картину видим мы сегодня : читатель сегодня читает блоггеров, а этот новоявленный вид писак (мы с вами, то бишь)) наспех сколоченные опусы друг друга, отчего до наследия античности и более поздних времён дела сегодня никому нет.... Ну а раз так, то будем поступать, исходя из соображений наших дней и тиснем хоть что-нибудь в свой журнальчик, дабы подать хоть какие-то признаки жизни:-))
В данный момент времени , в перерывах между наслаждениями прелестями летней поры, пишу довольно пространный, как всегда, очерк, направленный на доказательство вегетарианской природы человека, а пока он пишется, помещу сюда коллекцию по данной теме цитат, собранную, в своё время, Львом Николаевичем Толстым. Да, этот великий классик не только создавал собственные произведения, но и коллекционировал мудрые изречения своих коллег по цеху - тех, что посещали этот мир
задолго до его его рождения и своих современников - писателей, философов, религиозных деятелей , учёных, а также включал в свою копилку и народную мудрость.... Я представлю здесь его очень небольшую по объёму книгу "О неразумности мясоедения". И это не единственное данного рода наследство, что оставил нам Лев Николаевич Толстой: очень впечатляюща в этом плане и его книга "Первая ступень", которой я тоже обязательно отдам должное в своём журнале, прямо-таки сразу вслед за этой......
Раньше мне казалось, что проблема эта почти до наших дней лицемерно замалчивалась и только с развитием жанра публицистики и появлении периодических изданий она всё больше стала выноситься на рассмотрение общественности. Однако, сколько существует такое явление как убийство животных и поедание их трупов , столько оно не даёт покоя многим писателям и философам с отзывчивыми сердцами... Большинство античных мыслителей были вегетаринцами, что нашло немалое отражение и в их трудах... Ну а со всё бОльшим развитием цивилизации круг неравнодушных к этой проблеме только расширялся и вот сегодня мы наблюдаем новый виток общественного движения, направленного на искоренение такого постыдного для разумного человека явления как убийство братьев наших меньших ради собственного чревоугодия. Представленная здесь книга "О неразумности мясоедения" изобилует такими именами как Сенека , Плутарх, Руссо, Шопенгауэр, Люси Малори и других известных философов, писателей, мыслителей. Всего она содержит в себе 61 цитату, включая, насколько я поняла, и изречения самого Толстого , его комментарии, умозаключения ( те, что не подписаны, вероятно...)
Пожалуй, приближается тот день , на который возлагал большие надежды Лев Толстой ещё из своего времени. Вот что он написал по этому поводу в заключительной , 12-й главе своей книги "Первая ступень" :
"Всё нравственное движение человечества, составляющее основу всякого движения, совершается всегда медленно; но что признак настоящего движения, не случайного, есть его безостановочность и постоянное его ускорение. И таково движение вегетарианства. Движение это выражено и во всех мыслях писателей по этому предмету и в самой жизни человечества, всё больше и больше переходящего бессознательно от мясоедения к растительной пище, и сознательно - в проявившемся с особенной сплои и принимающем всё большие и большие размеры движении вегетарианства. Движение это идет последние 10 лет, все убыстряясь и убыстряясь: всё больше и больше с каждым годом является книг и журналов, издающихся по этому предмету; всё больше и больше встречается людей, отказывающихся от мясной пищи; и за границею с каждым годом, особенно в Германии, Англии и Америке, увеличивается число вегетарианских гостиниц и трактиров. Движение это должно быть особенно радостно для людей, живущих стремлением к осуществлению царства божия на земле, не потому, что само вегетарианство есть важный шаг к этому царству (все истинные шаги и важны, и не важны), а потому, что оно служит признаком того, что стремление к нравственному совершенствованию человека серьезно и искренно, так как оно приняло свойственный ему неизменный порядок, начинающийся с первой ступени. Нельзя не радоваться этому так же, как не могли бы не радоваться люди, стремившиеся войти на верх дома и прежде беспорядочно и тщетно лезшие с разных сторон прямо на стены, когда бы они стали сходиться, наконец, к первой ступени лестницы и все бы теснились у нее, зная, что хода на верх не может быть помимо этой первой ступени лестницы." ( жирный шрифт мой)
Однако, воздадим сначала должное его книге
"О неразумности мясоедения"
1
Первое условие для приведения религии в жизнь - любовь и жалость ко всему живому.
Фо-пен-хинг-тзи-кинг
2
Было время, когда люди ели друг друга; пришло время, когда они перестали это делать, но продолжают еще есть животных. Теперь пришло время, когда люди все больше и больше бросают и эту ужасную привычку.
3
Как странно, что разные общества защиты детей и покровительства животных относятся совершенно безучастно к вегетарианству, тогда как именно потребление мяса и является, в большинстве случаев, причиной той жестокости, с которой они хотят бороться путем наказания. Исполнение закона любви может сдержать жестокость сильнее, чем страх уголовной ответственности. Едва ли есть разница между жестокостью, которая совершается при истязании и убийстве с целью удовлетворить своему чувству гнева, и жестокостью, которая совершается при истязании и убийстве с целью воспользоваться мясом животных, которыми люди разжигают в себе очаг жестокости.
Люси Малори
4
В заблуждении о том, что наши деяния относительно животных не имеют нравственного значения, или, говоря языком общепринятой морали, что перед животными не существует никаких обязанностей, в этом заблуждении проявляется возмутительная грубость и варварство.
Шопенгауэр
5
Один путешественник подошел к африканским людоедам в то время, как они ели какое-то мясо. Он спросил их, что они едят? Они отвечали, что мясо это было человеческое.
«Неужели вы можете есть это?» - вскрикнул путешественник.
«Отчего же, с солью очень вкусно», - отвечали ему африканцы. Они так привыкли к тому, что делали, что даже не могли понять, к чему относилось восклицание путешественника.
Так же не понимают мясоеды того возмущения, которое испытывают вегетарианцы, при виде свиней, ягнят, быков, поедаемых только потому, что мясо это «вкусно с солью».
Люси Малори
6
Убийство и поедание животных происходит, главном образом, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людям и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
7
Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было бы безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него.
8
Вегетарианство, провозглашенное еще в самые древние времена, долго лежало под спудом, но в наше время оно с каждым годом и часом захватывает все больше и больше людей, и скоро наступит время, когда одновременно кончатся: охота, вивисекция и, главное, убийство для удовлетворения вкуса.
Придёт время, когда люди будут чувствовать такое же отвращение к мясу животных, какое они чувствуют теперь к человеческому.
Ламартин
9
Как теперь считается гнусным и позорным подкидывать детей, устраивать бой гладиаторов, мучать пленников и совершать другие зверства, никому не казавшиеся прежде ни предосудительными, ни противными чувству справедливости, так подходит время, когда будет считаться безнравственным и непозволительным убивать животных и употреблять в пищу их трупы.
Д-р Циммерман
10
Если вы увидите детей, мучающих для своей забавы котенка или птичку, вы останавливаете их и учите их жалости к живым существам, а сами идете на охоту, стрельбу голубей, скачку и садитесь за обед, для которого убито несколько живых существ.
Неужели это кричащее противоречие не сделается явным и не остановит людей?
11
Вегетарианство быстро делает заметные успехи. Едва ли теперь есть на земле сколько-нибудь значительный город, в котором не было бы от одного до дюжины и более вегетарианских ресторанов. Движение в защиту чистой пищи было бы еще заметнее, если бы вегетарианские газеты и журналы уделяли более внимания нравственному значению вегетарианства, вместо того, чтобы выставлять на вид,обыкновенно, его гигиенические преимущества. Чисто гигиенические соображения не могут сделать людей истинными вегетарианцами, как не может сделать вегетарианцами нужда, не дозволяющая им покупать мясо. Несокрушимым доводом в защиту вегетарианства может быть только соображение о том, что мы не должны прибегать к убийству и мучению животных ради того, чтобы поедать их тела.
Люси Малори
12
«Мы не можем заявлять прав на животных, существующих на суше, которые питаются одинаковой пищей, вдыхают тот же воздух, пьют ту же воду, что и мы; при их умерщвлении они смущают нас своими ужасающими криками и заставляют стыдиться нашего поступка». Так думал Плутарх, исключая почему-то водных животных.
13
В наше время, когда ясна преступность убийства животных для удовольствия (охота) или вкуса, охота и мясоедение уже не суть безразличные, но прямо дурные поступки, влекущие за собой, как всякий дурной, сознательно совершаемый поступок, много еще худших поступков.
14
Сострадание к животным так естественно нам, что мы только внушением можем быть доведены до безжалостности к страданию и смерти животных.
15
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными. Сострадание к животным проистекает из одного источника с добродетельным отношением к человеку.Так, например, человек чуткий, при напоминании, что он, находясь в скверном расположении духа, в гневе, или разгорячившись от вина, побил свою собаку, лошадь, обезьяну - незаслуженно или напрасно, или чересчур больно, - почувствует такое же недовольство собой, как и при напоминании об обиде, нанесенной человеку, которую мы в этом случае называем карающим голосом совести.
Шопенгауэр
16
Бойтесь Бога, не мучьте животных. Пользуйтесь ими, пока они служат охотно, и отпускайте их, когда они устали, и давайте вволю пищи и питья бессловесным.
Магомет
17
Мясная пища не может быть добыта без вреда животным, а убийство животных затрудняет путь к блаженству. Пусть поэтому человек воздерживается от мясоедения.
Из браминского закона Ману
18
Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому.
Буддийская мудрость
19
Те радости, которые дадут человеку чувство жалости и сострадания к животным, окупят ему в сто крат те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и употребления мяса.
20
Все доводы против мясоедения, как бы сильны они ни были, ничтожны перед основным доводом о том, что в животных мы чуем ту же силу жизни, которая живет в нас. Чуем, что, нарушая эту жизнь, мы совершаем нечто подобное самоубийству. Тот, кто не заглушит в себе это свойственное всем людям чувство, тот не будет нуждаться ни в каких других доводах.
21
Мы выказываем бесчеловечную жестокость в отношении низших животных, воспитывая их и убивая ради пищи, и время показывает, что мы этим ничего не выигрываем; напротив, мы лишаемся сами здоровья, хорошего вкуса и теряем в экономическом отношении.
Солт
22
Мясоедение противно не только нашей физической природе, но и в других отношениях. Ум и мыслительная способность тупеют от пресыщения и тучности; мясная пища и вино, быть может, и придают плотность телу, но это только способствует ослаблению ума.
Плутарх
23
Чрезвычайно важно не искажать природного вкуса и не делать детей плотоядными, если не ради их здоровья, то хотя бы ради их характера, потому что, чем бы это ни объяснялось, а достоверно,что большие охотники до мяса вообще бывают людьми жестокосердными.
Руссо
24
Нас могут обвинить в преувеличении, если мы скажем, что мясная пища приводит к преждевременной смерти, однако, не подлежит сомнению, что она составляет причину преждевременной старости, болезней и расстройств, в силу порождаемых ею привычек: алкоголизма, излишества в половом инстинкте и невоздержанности во многих других отношениях.
Д-р А.Кингсфорд
25
Тот, кто принимает вегетарианство ради улучшения своего здоровья, легко может вернуться к мясоедению из-за тех же соображений о здоровье. Но человечный вегетарианец останется вегетарианцем всегда; он никогда не вернется к мясоедению, никогда ни для своего вкуса, ни для своего здоровья не потребует убийства и мучения животных со всеми другими сопутствующими жестокостями.
Люси Малори
27
Тот, кто делает вред животным из желания доставить себе удовольствие, ничего не прибавляет к своему счастью в этой жизни и в будущей; тогда как тот, который не делает вред животным: не запирает, не убивает их, но желает добра всем чувствующим существам, тот испытывает счастье без конца.
Из индийского закона Ману
28
Нельзя закрывать глаза на то, что, питаясь мясом, я требую убийства живых существ для удовлетворения роскоши, вкуса.
29
Важны не практические доводы против мясоедения, - все они могут быть верны, но могут быть случаи, где они не приложимы; одно всегда и для всех истинно и обязательно: чем живее в человеке сострадание ко всему живому (включайте в это что хотите), тем он добрее,лучше, более человек. Убивать же животных из любознательности, удовольствия охоты, или для приятного вкуса - не сострадательно, но грубо и нагло, жестоко.
30
Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, - тем здоровее и тем всегда, везде доступнее.
31
«Раз уж я начал поверять тебе, с каким увлечением я в юности принимался за учение философии, я не стану скрывать от тебя того преклонения, какое внушил мне Социон (учитель Сенеки) перед учением Пифагора. Социон излагал мне те основания, на которых сначала он сам, а позднее и Сектиус, решились воздерживаться от мяса животных. У каждого из них была своя причина, но обе были прекрасны. Социон утверждал, что человек имеет возможность находить себе достаточно питания, помимо проливания крови животных, и что жестокость становится неизбежно присущей человеку, лишь только он прибегает к убийству, ради удовлетворения похоти обжорства. Он любил повторять, что мы настоятельно обязаны ограничивать нашу потребность в роскоши; что, кроме того, разнообразие пищи вредно для здоровья и несвойственно нашей природе. Если справедливы, говорил он, эти пифагорейские правила, то воздержание от мясной пищи должно приближать нас к беспорочным, если же они ошибочны, то соблюдение их, по крайней мере, приучит нас к умеренности и простоте жизни! К тому же, какой ущерб можете вы понести от потери вашей жестокости? Я хочу только лишить вас той пищи, которая свойственна львам и коршунам. Побуждаемый этими и подобными доводами, я стал воздерживаться от мясной пищи, и через год привычка такого воздержания была не только легка, но приятна. Я тогда твердо верил, что мои умственные способности стали деятельнее, и теперь считаю ненужным себя уверять в справедливости этого. Ты спросишь, почему же я вернут прежним привычкам? Потому, отвечу я, что по воле судьбы мне пришлось с молода жить во время царствования императора Тиверия, при котором некоторые иноземные религии стали предметом подозрения. В числе признаков принадлежности к заподозренным суевериям было воздержание от мясной пищи. Тогда, уступая мольбам моего отца, я вернулся к своему первоначальному способу питания, после чего, ему уже не трудно было убедить меня без разбора участвовать и в самых роскошных пиршествах.Говорю я это, - продолжает Сенека, - для того, чтобы доказать тебе, как могущественны ранние порывы молодости! всему благому и истинному под влиянием увещаний добродетельных наставников. Если мы в молодости заблуждаемся, то отчасти, по вине наших руководителей учащих нас спорить, а не жить; отчасти же, по нашей собственной вине, - тем, что ожидаешь от наших учителей не столько поощрения добрых склонностей нашей души, сколько развития способностей нашего ума. От этого и происходит то, что вместо любви к мудрости в нас сказывается только любовь к словам».
32
Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своею душой и телом.
33
Если мы хотим быть здоровыми, то мы должны жить так, как предписывает нам природа, - питаясь плодами, орехами, хлебом, овощами и т.п., а не останками животных.
34
В старину не было надобности ни в таком увеличении числа докторов, ни в таком количестве врачебных инструментов и лекарств. Сохранение здоровья было просто по простой причине. Разные кушанья развели разные болезни. Заметьте, какое огромное количество жизней поглощает один желудок - опустошитель земли и морей.
Сенека
35
Старайся не усложнять, а упрощать свои потребности и самую настоятельную из них - пищу. Чем больше упростишь, тем больше выиграешь и ничего не потеряешь.
36
Лицемерие людей, не могущих убивать животных, но не отказывающихся от употребления их в пищу, - велико и непростительно.
37
Своими руками ты не зарезал бы быка и не заколол бы ягненка, а ты хочешь эту кровавую работу возложить на другого. Я мог бы поручиться за то, что многие скажут: «Я не могу убивать». Так неужели же ты думаешь, что ты имеешь право, неужели хватает у тебя совести, духа, нанять другого, чтобы делать то дело, которое ты предпочел бы оставить не сделанным скорее, чем самому делать его. Поверь мне, ты - сторож брата своего. Не унижай его до степени твоего раба, прикованного к труду, против которого возмущаются твои высшие инстинкты.
Маиор
38
Так бессмысленно проливать кровь, как проливает ее человек, - этот царь мироздания, - не проливает ни один самый свирепый зверь. И для того, чтобы это почувствовать, нужно только хоть раз в жизни посмотреть на благоустроенные бойни, на палачей, именуемых бойцами, и на обжор, именуемых гастрономами.
М.Ю. Гольдштейн
39
Истинная ответственность за жестокости, совершаемые мясниками, остается на тех, которые пользуются услугами этих мясников, сохраняя при том свое душевное спокойствие.
Никольсон
40
Убийство живых существ так противно природе человека, что не многие из мужчин и женщин могли бы есть тех животных, которых они были бы вынуждены сами убивать, а между тем, лакомясь останками убитого животного, они забывают или делают вид, что забывают его привязанность к жизни и предсмертные страдания.
Филипс
41
Если вы ждете, чтобы живое и думающее существо было лишено жизни другими, и если вам самим противно вырвать сердце и пролить кровь вашей жертвы, то зачем, спрашиваю я вас, наперекор природе и жалости, вы питаетесь существами, одаренными сознательною жизнью.
Плутарх
42
Если человек не может или не желает жить без употребления в пищу мяса животных, то, по крайней мере, он должен бы был сам убивать их, но люди так бесчеловечны, что совершают еще новое, худшее, чем самое убийство, преступление: заставляют, развращая их, других бедных и темных людей убивать живые существа.
43
Сострадание к живым существам вызывает в нас чувство, подобное телесной боли. И так же, как можно загрубеть к телесной боли, можно загрубеть и к боли сострадания.
44
Сострадание ко всем живым существам есть самое верное и надежное ручательство в нравственности поведения. Кто истинно сострадателен, тот, наверное, никого не оскорбит, не обидит, никому не сделает больно, ни с кого не взыщет, каждому простит, так что все его поступки будут носить печать справедливости и человеколюбия. Пусть кто-нибудь скажет: «Это - человек добродетельный, но он не знает жалости», или: «Это - несправедливый и злой человек, но он очень жалостлив», - и вы почувствуете противоречие.
Шопенгауэр
Продолжение здесь:
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/56688.htmlЕщё на эту тему в данном журнале:
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/55385.html (О новом фильме Джеймса Камерона о мясе, белке и силе)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/55980.html ( Сыроедение и веганство. Юмористическая подборка)