И ещё 16-ть цитат из книги Льва Толстого "О неразумности мясоедения".

Aug 01, 2019 01:02

Эти 16-ть цитат не вошли в мою вчерашнюю запись (https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/56570.html) , посвящённую книге Льва Толстого
"О неразумности мясоедения", представляющую собой собранные великим классиком воедино наиболее мудрые и эмоциональные изречения известных людей всех времён о безнравственности мясоедения. Да-да, Толстой не всегда выступал только лишь как писатель - иногда и как коллекционер высказываний других выдающихся людей. Данная книга изобилует такими именами как Сенека, Плутарх, Руссо, Шопенгауэр, Люси Малори, пророк Мухаммед и других известных философов, писателей, религиозных деятелей. Всего она содержит в себе 61 цитату, включая и размышления, комментарии самого Толстого. Самая первая, представленная здесь, значится в данной книге под под номером 45-ть. Это очень обширная цитата из Овидия, и она просто потрясающа!

45
Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой
Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Гроздья на лозах висят наливные; коренья и травы -

Нежные, вкусные зреют в полях; а другие - те, что грубее, - огонь умягчает и делает слаще;
Чистая влага молочная и благовонные соты сладкого меда,
что пахнет душистой травой - тимианом,
Не запрещаются вам.
Расточительно-щедро все блага Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови
Вкусные блюда она вам готовит.

Лишь дикие звери
Голод свой мясом живым утоляют;
и то не все звери:
Лошади, овцы, быки - ведь травою питаются мирно,
Только породы свирепые хищников: лютые тигры,
Львы беспощадно жестокие, жадные волки, медведи
Рады пролитию крови...

И что за обычай преступный,
Что за ужасная мерзость: кишками кишок поглощенье!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных
Жадное тело свое и убийством другого созданья, - Смертью чужою - поддерживать жизнь?
Неужели не стыдно

Нам, окруженным так щедро дарами земли благодатной
Матери нашей кормилицы,
Разве нельзя утолить, не пожертвовав жизнью чужою,
Люди, ваш голод неистовый, алчность утроб ненасытных?

Был, сохранилось преданье - век золотой, - не напрасно
Названный так; жили люди счастливые, кроткие - просто;
Были довольны и сыты одними плодами земными,
Кровью уста не сквернили.

И птицы тогда безопасно Воздух кругом рассекали;
и робкие зайцы бесстрашно В поле бродили;
на удочке рыбка тогда не висела Жертвой доверия;
не было хитрых силков и капканов;
Страха, предательства, злобы не ведал никто.

И повсюду царствовал мир.
Где же он ныне?
И чем свою смерть заслужили Вы, безобидные овцы, незлобные, смирные твари,
Людям на благо рожденные?
Вы, что нас поите щедро Влагой сосцов благодатных и греете мягкой волною,
Вы, чья счастливая жизнь нам полезней, чем смерть ваша злая?
Чем провинился ты, вол, предназначенный людям на помощь
Ты, безответно-покорный товарищ и друг хлебопашца?

Как благодарность забыть, как решиться жестокой рукою
Острый топор опустить на послушную кроткую шею,
Стертую тяжким ярмом?

Обагрить мать-кормилицу землю
Кровью горячей работника, давшего ей урожай?
Страшен ваш гнусный обычай и скользок ваш путь к преступленьям,

Люди! Убить человека нетрудно тому, кто, внимая жалким предсмертным хрипеньям,
режет телят неповинных,
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны
Плачу дитяти,
кто птицу небесную бьет для забавы
Или, - нарочно, своею рукою вскормив, - пожирает!

С вашей привычной жестокостью рядом стоит людоедство!
О, воздержитесь, опомнитесь, я заклинаю вас, братья!
Не отрывайте убийством от плуга вола-земледельца;
Пусть он, служивший вам верно, умрет не насильственной смертью;
Не истребляйте стада беззащитные: пусть одевают,
Греют вас мягким руном и поят молоком своим щедро,
Мирно живя, умирая спокойно на пастбищах ваших.
Бросьте силки и капканы!
Не трогайте пташек небесных;
Пусть, беззаботно порхая, поют нам о счастье и воле.
Хитросплетенные сети, крючки с смертоносной наживой
Бросьте! Доверчивых рыб не ловите обманом коварным,

Уст человеческих кровью созданий живых не скверните;
Смертные - смертных щадите!
Питайтесь дозволенной пищей, -
Пищей пригодной для любящей, чистой души человека.

(Овидий, перевод А.П.Барыковой)

46
Всякое убийство отвратительно, но едва ли не отвратительнее всего убийство с целью съесть то существо, которое убито. И чем больше человек обдумывает форму убийства, чем больше сосредотачивает внимание и старание на том, чтобы убитое животное съесть с наибольшим удовольствием, чтобы придать убитому существу наибольшую вкусность, тем это убийство отвратительнее.
Гольдштейн

47
Когда испытываешь боль при виде страдания другого существа, не отдавайся первому животному чувству скрыть от себя зрелище страданий, бежать от страдающего, а, напротив, беги к страдающему и ищи средства помочь ему.
48
Извинительно бы было не оставлять мясоедения, если бы оно было необходимо и оправдывалось какими бы то нибыло соображениями. Но этого нет. Это просто дурное дело, не имеющее в наше время никакого оправдания.

49
Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? Зачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? Зачем клевещете вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?
Плутарх

50
Если бы мы не были так слепо подчинены поработившему нас обычаю, то никто из сколько-нибудь чутких людей не мог бы помириться с мыслью, что для нашего прокормления приходится ежедневно убивать такое множество животных, несмотря на то, что благодетельная земля наделяет нас самыми разнообразными растительными сокровищами.
Бернар де-Мандевиль

51
Вы спрашиваете меня, на каком основании Пифагор воздерживался от употребления мяса животных? Я, со своей стороны, не понимаю, какого рода чувство, мысль или причина руководила тем человеком, который впервые решился осквернить свой рот кровью и позволил своим губам прикоснуться к мясу убитого существа. Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.
Плутарх

52
Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время?
Плутарх

53
Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печеньям, фруктам и т.п.
Руссо

54
Баран гораздо менее предназначен для человека, чем человек - для тигра, так как тигр - животное плотоядное, а человек не создан таковым.
Ритсон

55
Большая разница между человеком, не имеющим другой пищи, кроме мяса, или таким, который ничего не слышал о грехе мясоедения и наивно верит в Библию, разрешающую поедание животных, и всяким грамотным человеком нашего времени, живущим в стране, где есть овощи и молоко, который знает все то, что высказано Учителями человечества против мясоедения. Такой человек совершает великий грех, продолжая делать то, что уже не может не признавать дурным.

56
Как бы убедительны ни были доводы против безубойного питания, но человек не может не испытывать жалости и отвращения к убийству овцы или курицы, и большинство людей всегда предпочтут лишиться удовольствия и пользы мясной пищи, чем самим совершать эти убийства.

57
«Но если надо жалеть овец и кроликов, и надо жалеть и волков и крыс», - говорят враги вегетарианства. - «Мы и жалеем их, и стараемся жалеть их», - отвечают вегетарианцы, - «и отыскиваем против наносимого ими вреда средства помимо убийства, и средства эти находятся. Если же вы говорите то же о насекомых, то мы, хотя не испытываем к ним непосредственной жалости (Лихтенберг говорит, что жалость наш к животным прямо пропорциональна их величине), но думаем, что можно испытывать и к ним жалость (как Сильвио Пеллико к пауку), и против них могут быть найдет средства помимо убийства».

«Но ведь растения - тоже живые существ», и вы уничтожаете их жизнь», - говорят еще противники вегетарианства. Но это…определяет сущность вегетарианства и указывает средства удовлетворения его требованиям. Идеальное вегетарианство есть питание плодами, т.е. оболочкой семени, заключающей жизнь: яблоки, персики, арбузы, тыквы, ягоды. Гигиенисты признают эту пищу самой здоровой, и при этой пище человек не уничтожает жизнь. Знаменательно при этом еще то, что приятность вкуса плодов, оболочки семян, делает то, что люди, срывая и съедая плоды, разносят их по земле и размножают.

58
По мере просвещения и увеличения населения люди переходят от поедания людей к поеданию животных, от поедания животных - к питанию зернами и кореньями и от этого способа питания - к самому естественному: питанию плодами.

59
Чтение и письмо отнюдь не составляют образования, если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям.
Джон Рёскин

60
Неразумие, незаконность и вред, нравственный и вещественный, питания мясом в последнее время до такой степени выяснился, что мясоедение держится теперь уже не рассуждениями, а только внушением давности, преданием, обычаем. И потому в наше время уже не нужно доказывать всем очевидное неразумие мясоедения. Оно само собой прекращается.

61
НЕ УБИЙ относится не к одному убийству человека, но и к убийству всего живого. И заповедь эта была записана в сердце человека, прежде, чем она была услышана на Синае.

Ещё на эту тему в данном журнале: https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/55385.html (О новом фильме Джеймса Камерона о мясе, белке и силе)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/55980.html ( Сыроедение и веганство. Юмористическая подборка)

Лев Толстой о вегетариантстве, Л.Толстой "О неразумности мясоедения"

Previous post Next post
Up