Идея витала в голове с момента покупки предыдущего катера Quicksilver, тем более, что я там уже один раз был (на заднем плане фото) на папиной лодочке (слева):
Тогда же, порулив Байлайнером 2155 (справа), сформировалось понимание, что лодку надо больше. Жаль, что сразу не понял, насколько больше. Выезд был короткий, но захватывающий - огромные водные просторы, маленькая лодочка, выскочивший сливной шланг системы охлаждения и залитый по карбюратор водой мотор, посередине неспокойного "моря".
Потом был куплен Квиксильвер, было получено разрешение на шлюзование, была куплена речная рация, но по факту, я не дошёл на нём даже до Икшинского водохранилища, т.к. бака хватало на 100 км, а до Икши 40, так что это невинное плавание уже грозило превратиться в авантюру, и самым дальним плаванием был "поход" Химки-Пестовское водохранилище, где из-за волны пришлось развернуться, так как било его жёстко.
Но вот вроде бы есть каютный Байлайнер, сделана регистрация в
ФГБУ "Канал имени Москвы", рация есть, бак 87 литров, расход поменьше, мореходность выше, 1.5 спального места, кранцы висят, пара 10л канистр припрятана под креслами, работы нет, ничего не мешает. И тут вижу в ФБ пост от френдессы, что она отправляется на некий
Серф Остров (он же остров Уходово) в окрестностях Дубны и будет там сёрфить на катамаране. Бинго. Есть конечная точка! Сгонял на дачу за походными вещами, впервые (!!!) взял подаренную мне на ДР несколько лет назад (позор!!!) походную газовую плитку, купил жрачки, взял ещё одну 20л канистру бензина, зачем-то кинул неиспользуемую уже в машине
автомобильную переноску T-max, (которая в последствии сыграет свою роль), зарядил рацию, позвонил в Канал имени Москвы ииии....
Просто так взять и поплыть из Химок в Дубну нельзя - канал не просто прямая река, а "ступеньки" со шлюзами. В самой Дубне находится шлюз номер 1, но он мне не был нужен, т.к. возле Дубны мне нужно было "налево", а шлюз - "направо". Далее, до Икши, находятся шлюзы 2, 3, 4, 5, 6, каждый из которых поднимает воду из Иваньковского водохранилища выше и выше. Последний, 6й шлюз, поднимает воду до уровня Химкинского водохранилища и всех смежных. Далее, в сторону Москвы Реки, находятся шлюзы 7 и 8, которые уровень воды уже опускают, но они нам не нужны.
Перед тем как проходить через шлюзы, нужно уведомить диспетчерскую канала, заодно они подскажут время шлюзовки, т.к. у них есть расписание. Подходить сказали к 6:00, поэтому мы с дочкой выдвинулись на причал около 3:00, короткая и быстрая дорога до Химок, сборы, выкладывание ненужных вещей из лодки, укладка нужных вещей в лодку, быстрый чек-контроль и старт примерно в 4 утра!
Трюмы забиты провизией.
"Маяк" остался за кормой.
Ограничение скорости в канале - 15 кмч. Его почти никто не соблюдает и я не исключение. Официальная причина - размытие берегов канала волнами. Но почему-то игнорируется тип обводов корпуса! Глиссирующая лодка при скорости 15 кмч, даёт серию таких волн, что небольшая кильватерная волна при скорости ~40 кмч (на фото), просто незаметна! А моторные яхты которые идут как бы на полуглиссере, вообще поднимают волны под метр! Естественно, если разогнать водоизмещающее судно, то волна будет больше, но у глиссирующего же нет! Прохватить с ветерком можно только до подхода к первому шлюзу и по выходу из последнего. Всё что между, контролируется с секундомером, и жестоко наказывается, скажем 8-ми часовой задержкой в шлюзовке или же отправлением акта в ГИМС.
Примерно в 5:15 мы подошли к шлюзу номер 6. Вызвали шлюз, как и ожидалось, подождать сказали около 50 мин. Кинули якорь.
Около 6:00 встречный теплоход вышел из шлюза и нас (меня и ещё один катер) позвали в шлюз. Мне, как самому маленькому, дали самый дальний рым.
Рым очень высоко, едва можно дотянуться. Как быть людам маленького роста на низких лодках - хз. Сообщил в рацию, что отшвартован и готов к шлюзованию.
Страшновато!
Дочка держит швартовый.
Облака плывут на стену и кажется, что она падает! Высоко!
"Моторные яхты, ворота открыты, на выходе зелёный, выходите"
Вышли.
Моторная яхта впереди - катер Maxum 2400 SCR. Здоровый 24-х футовый красавец с двумя каютами, кондиционером, отоплением, плитой, душем и туалетом.
Кстати входной билет в этот элитный клуб не так уж и дорог - есть предложения <2 лямов = стоимости унылой Шкоды Суперб! На которой даже в топовой комплектации с вас попросят денег за нормальный мотор, за цвет металлик и даже за крепления детского кресла изофикс!!! А в топовой комплектации, с всеми опциями, с нормальным мотором она обойдётся почти в 3 миллиона!!! 3 миллиона, за Шкоду, Карл! И как эта машина за 3 лям может улучшить качество жизни по сравниению со скажем новым Рапидом в топовой комплектации? Кардинально, как? А вот Рапид за лям + катер на оставшиеся 2 лям - реально улучшит качество жизни. С такой лодкой и дача не нужна! Ребята идут на Рыбинку, на рыбалку. На месяц.
Выйдя из следующего шлюза мы поползли со скоростью 12.5 кмч. Почему-то ребята были уверены про ограничение 12, а не 15. Смысла обгонять не было и я включил автопилот.
Зацените как напряжённо работает автоматика!
Ситуацию осложняет ещё и то, что лодка на маленькой скорости идёт зигзагами, отчаянно рыская, т.к. не глиссиует. Кстати Максум с его 2х винтовой колонкой, так же таскает! Я был уверен, что с 2-мя винтами лодка идёт ровно на любой скорости... Но нет. Приходится непрерывно рулить. Тримараны, в этом плане рулят.
Заскучав, я отправился на корму.
Зацените волну на скорости 12.5 кмч, а на скорости 15, она реально полуметровая!
За 5 лет в условиях огромного дефицита всего, техники, материалов, технологий, построили 128 км канал!!! И он уже почти 80 лет работает! А сейчас что? Просто дорогу М11 сколько уже строят? Сколько построили? Как построили?
Масштабы.
Начался сильный дождь. Стёкла обработанные антизапотевателем и антидождём АстроХим мгновенно запотели и покрылись водой.
Возможно я как-то не так их применял, но даже строго по инструкции, антидождь работал довольно плохо. Нужен хотя бы стеклоочиститель...
Долго ли коротко ли, в 12:30 мы подошли к 2му (последнему для меня) шлюзу. Оттуда только что вышли суда, и камеру спускали. Обидно, если бы мы шли не 12, а 15 кмч, мы бы успели. А так пришлось ждать два часа. Но зато познакомился с ребятами, Максум посмотрел.
И в 14:40 вот в нас вызвали в шлюз.
После шлюза попрощался с ними, вышел на глиссер и далее шёл на крейсерской скорости.
И вот наконец, менее чем через час, Дубна!
Штиль, лодка идёт ровно, красота!
Подошёл к парому, связался с ним по рации, он меня пропустил. Самое главное, это не влететь ходом в троса.
Старый маяк.
Впереди выход в Иваньковское водохранилище и Ленин.
15:45
Итого, чуть меньше 12ти часов с момента старта или 9 часов 45 минут от момента входа в 6й шлюз. Соответственно, если идти далее вниз по Волге, то газовать от 2го до 1го шлюза будет нельзя и придётся идти 15 км до него ровно час. То есть примерно 12 часов 30 минут от Химок до входа в 1й шлюз, если учитывать потерю около 3х часов в ожидании шлюзовки. А если звёзды сойдутся удачно, это может занять всего 9 часов, от Химок (7 часов от шлюза 6) до шлюза 1. Движение по 1му шлюзу довольно бодрое, так что наверное ещё час и свобода до Углича.
П - простор. Хочу сказать, что при выходе на такое пространство, ориентацию теряешь на 90%. Бакены не всегда видно, и куда плыть совершенно непонятно. Компас, Лоуранс с картами и прога Боатинг выручали. Боатинг особенно, ещё б не глючила...
"Море" встретило нас лёгкой зыбью, которая увеличивалась по мере приближения к серф острову.
Подойдя к острову, стало ясно, что отшвартоваться не получится - вокруг острова 50 см мель чуть ли не на 100 метров! И даже к причалу не подойти. Ветер дует на остров, сильные волны, тащит даже с двух якорей, если уйти на глубину где мотор работать не сможет, то руками против таких волн и ветра уже точно будет не вытащить! В общем, печалька.
Наши товарищи подошли к нам вброд и поднялись на борт. Сплавали в ближайший магаз. Вырисовывалась проблема - на берег мы не можем, т.к. лодку тащит даже с якорей, оставлять её за 100 метров от берега стрёмно, хоть и палатка есть, ночевать при такой качке нельзя, готовить нельзя. Топлива мало. Мы решили пойти за бензином в Завидово, но выйдя на открытый простор столкнулись с таким волнением, что я передумал это делать с дополнительной нагрузкой в 3 человека. Мы вернулись на остров, высадили пассажиров и пошли в укромный заливчик, где волн не было и ветер был потише. Суммарно, с этими покатушками, всё заняло 14 часов.
Лёгкий ужин и спать.
Тент ещё не совсем дырявый, но светится.
Переночевали отлично, ветром нас стащило за ночь метров на 60, якоря набрали водяных размером 0.5х0.5 метра, ржачно. Испытали туалет на борту. Работает. От тряски никуда не улетает. Отлично, но конечно тесно.
И всё же нужен был бензин. Сильный ветер, встречная волна под метр с барашками! И мы пошли в Завидово.
Стекло опять залило, нихрена не видно, даже бакенов порой не видно, ориентироваться довольно трудно.
Хорошо что такая волна была не везде, а лишь в паре широких мест. Впрочем, лодка плывёт довольно уверенно, удары сильные да, но никакого страха на данном этапе нет. Да, заливает на стекло и что? Да, кранцы стучат в стёкла, да, всё незакреплённое летает, ну и чо? Самый большой дискомфорт это отсутствие обзора.
Наконец-то мы дошли до заправки в Завидово.
Пришвартовался, открываю тент, а в рецессе сидит утка! Я охренел!
И не улетает! Оказывается это местные утята, которые нифига не боятся. Ну а после того, как мы кинули им булку, началась вакханалия!
Они клевались, кусались и не боялись даже когда я сграбастал одного в охапку.
Карточки на заправке не брали и я неожиданно отдал весь налик за бензин. Которого всё равно было мало, учитывая обратную дорогу и погоду. По совету друзей, отправился в мегапафосное место - комплекс Редиссон Завидово. Дорогу туда указывают бакены и дорожка из буев.
Отшвартовавшись на причале в комплексе, я отправился искать банкомат и канистры. Кстати гостевая парковка бесплатная, а швартует вас специально обученный и очень вежливый сотрудник с бейджиком! Сервис 80-го уровня! Думаю будет очень пафосно выбрать этот комплекс в качестве конечной точки. То есть выйти из Москвы по каналу, далее по Иваньковскому, и сюда. Потом обратно. Место стоящее, заправка рядом, в Тверь можно сходить...
Банкомат нашёлся прямо в гостинице, с рецепшн мне вызвали такси и мы поехали искать канистры. Купил 2 канистры по 20 литров, залил их и притащил на борт. Нужно конечно было бы дозаправиться, проходя обратно, но я посчитал это лишним и не стал. А зря. Видимо заправщик не залил бак под пробку, а бросил, не долив литров 10.
Конаковская ГРЭС на обратном пути. По попутным волнам лодка катит гораздо мягче, но амплитуда колебаний больше. В целом, мне понравилось больше, всё ок, но носом иногда ныряет в волну.
Безуспешно поискали наших товарищей на острове Клинцы.
Вернулись в заливчик, но и там трепало довольно сильно. Созвонились с руководителем серф острова и он определил нас на дебаркадер в заливе.
А ближе к вечеру к нам в гости приплыли пираты на катамаране.
Поведение пиратов, кажется шокировало даже их атаманшу, судите сами - один открыл лежащую на полу 20л канистру с бензином (хорошо хоть быстро закрыл), второй взял нож и начал резать им окантовку на моём новом столе! Нож я вовремя отобрал, а вот бензином конечно воняло адски, спали с открытым люком, холодно ппц и всё равно воняло, т.к. он попал на ковёр. И долго ещё будет вонять, по опыту... Вспоминается анекдот про "сдам квартиру, но чтобы без детей".
Фух, уходят, можно выдохнуть, гггг!
Паруса конечно рулят, в плане того, что не нужно весь полезный объём занимать канистрами, но я в них не умею от слова совсем!
Вечер порадовал радугой.
Весь следующий день занимались ерундой, гоняли гусей, смотрели на коз, овец, кур, индюшек, дочка играла со злой собакой и кормила комаров, которых у воды почему-то не было совсем, а потом злой папа заставлял её читать.
По инструкции натёр среднее и правое стекло антидождём, эффект есть но не очень сильный и не очень продолжительный. Посоветуйте хороший антидождь!
Созвонился с диспетчерской шлюзов, сказали подходить к 5му шлюзу к 4 утра. Вообще, конечно Канал имени Москвы это поразительное место. Ожидаешь совка и хамства, а получаешь мега вежливость, учтительность, уважение, оперативность и терпеливость! Шок. Что по переписке, что по телефону, что по рации! Как они таких людей набирают? Где они их берут? Как мотивируют?
Выход в 2:00, проверка огней.
Прожектор оказался довольно бесполезным на воде. Пятно маленькое, но даже с нереальной яркостью - 50 вт светодиодов (!!!) ничего не видно. Если только на берег посветить, найти место стоянки. На ходу бесполезен.
Шел на минимальной скорости глиссирования чуть больше 25 кмч, ориентация по бакенам. Стёкла запотели изнутри, снаружи слой росы, не видно решительно ничего! Пришлось открыть калитку и смотреть через неё! Думал пипец будет горлу, ушам, глазам, но ничего вроде.
Ночью бакены видно лучше чем днём, но не понятно, где какой! То есть если судовой ход делает поворот, то можно случайно уйти не на тот бакен.
Светлело.
В окрестностях Дубны нужно держаться судового хода. Говорят там есть какой-то подводный выступ на глубине 0.1 метра, об который все ломают редуктора и винты.
3:00. Вход в канал.
Паром, который я поначалу принял за поворачивающий куда-то пароход и заградворота за ним.
Прибыл на 2й шлюз, доложился, сказали ждать. Так как был штиль, просто лёг в дрейф.
Потом по рации доложился некий "теплоход Атолл", который отрапортовал, что подошёл к шлюзу снизу. Я осмотрелся, но никакого теплохода не увидел. Ему сказали ждать Волго-Дон снизу. Потом подошёл и он. И меня позвали за ними.
5:50, наполняется шлюз 2. Волго-Дон спереди справа, а "теплоход Атолл", гггг, слева.
На палубе "теплохода" стоял работающий генератор, который вместе с двигателем теплохода орал так, что я не слышал рацию даже на максимальной громкости!
Перегон между 2м и 3м шлюзами длинный и я на удачу решил не тащиться за Волго-Доном, а отрываться, в надежде кого нибудь догнать. Выставил 15.5 кмч, и поднимая адскую волну (нет, ну реально лучше 40+, причём гораздо лучше!!!) попилил. И не прогадал, километра за 3 я обошёл толкач Речной с баржей и подойдя к шлюзу доложился. Сказали ждать Речного, подошёл Атолл, а Волго-Дон так и не появился. 9:50, входим в шлюз 3.
Далее шлюзы 3-4-5-6 идут довольно близко, я конечно сразу же обогнал Речного, но всё равно пришлось его ждать. А потом нам всем пришлось ждать - принимали встречный теплоход. Ждали минут 40.
Шлюзы 5-6 прошли без задержек, они ждали нас. Сюрприз преподнесла рация Аргут А-36. Я уж было собрался её похвалить, как вдруг... По дороге "туда" индикатор батарей показывал полный заряд и заряжать её на берегу от сети я не стал. По дороге обратно, на шлюзе 3 погасла одна палочка заряда. А после шлюза 4 рация вырубилась!!! Твою мать, а шлюз вот он, на подходе! Дочка находит зарядное устройство, оно сетевое, блок питания 12в, соединён разъёмом с базой. Блин, что делать, отрезать провода от БП и кинуть их на аккумулятор? Звонить в шлюзы по телефону и не портить вещь? И тут я вспоминаю, что у переноски Т-мах, которую я взял, тоже круглый штекер и вроде похожий. Командую дочке его найти, она находит, думаю была не была, + обычно у всех в центре, и с мыслями, выдержит ли она 14 вольт, втыкаю адаптер в прикуриватель. Светодиод зарядки зажигается, рация оживает. Ура, мы спасены!
И главное у меня теперь есть зарядник 12в на борту!
Наполняется последний, 6й шлюз.
Дочка тоже довольна.
14:50, На выходе зелёный, прощаемся с диспетчерами 6го шлюза, выходим.
Проползаем шлюзовой канал, выходим в водохранилище, ограничений там нет, полный газ, задираем мотор, 6000 оборотов, 68 кмч, Ямаха поёт не хуже Альфы-Ромео, пролетаем Икшинское водохранилище, потом сбавляем, но уже хорошим ходом идём домой.
По дороге заливаем ещё 50 литров в бак, все канистры кроме НЗ пусты, ну то есть не купи я ещё 40л, пришлось бы НЗ распечатывать, ну или не газовать.
Спустя 14 часов отшвартован в Маяке, Химки!
Пройдено около 425 километров, сожжено около 190 литров бензина. Полного времени - 4 дня.
Резюмируя, подведу итоги.
Каналу имени Москвы - спасибо. Строителям канала - большое спасибо, если так уместно выразиться. Остров Уходово, видимо прикольное место, но на катерах там делать нечего. Особенно если дует ветер. Места в целом клёвые, сосны, песочек.
Шлюзы не так страшны, как о них пишут. Да, время теряешь, ну и что? Зато тащить лодку на прицепе, это ведь такая банальшина! Ну да, конечно тут дороже. Но если посчитать, что лодка стоит в яхт-клубе, где можно за уже заплаченные 10 тыс в месяц бесплатно оставить машину, что не нужно слиповать, не нужно стоять в пробках, не нужно искать слип, чтобы лодку спустить (за него тоже нужно платить), не нужно искать охраняемую стоянку для машины с прицепом (за это тоже нужно платить). Конечно, когда расстояние не так велико, разница в езде по пробкам и шлюзованием будет полдня, а разница в цене на лишние 70-100 литров будет съедена ценой за слип 500 (если остались такие цены)-1500 руб, + топливо для авто, которого она тоже внезапно начнёт жрать вдвое больше чем обычно + стоянка для авто и для прицепа... Но если ехать далеко, типа км 300-500+, то конечно однозначно машина и прицеп, и слип по месту или близко к нему. Но ощущения приключения не будет.
Bayliner 1802 CC конечно маловат. Реально маловат, особенно для такого борова, как я. Но пользоваться им можно. То есть реально на нём можно не только от берега девок катать, а прям вот взять и отправиться в маленькое путешествие. Особенно если он не под "штатным" 2-тактным Меркурием, а под экономичной 4т Ямахой. Одному или вдвоём. Но не более, конечно. 6 мест это чисто прокатить на часок-другой. В реальности всё свободное место будет забито вещами, чтобы двигаться или находиться на палубе, всё надо запихать в каюту, чтобы спать, всё надо распихать по палубе и креслам и так каждый раз.
С лодкой открылись несколько проблем, о которых я не подозревал - текут обе половинки стекла по болтам крепления, нужно снимать и проклеивать герметиком. Или хотя бы под болты запузырить, это можно и на воде сделать. И затрат-то тюбик герметика и очиститель, а вот на воде гимора конечно прилично.
Подсветку салона и круговой огонь нужно разделить, сейчас они запараллелены. Если навигационный огонь запараллеленый с подсветкой приборов вопросов не вызывает, то топовый нужно точно отделить от подсветки салона. На стоянке у причала не нужен огонь, но может быть нужна подсветка (её кстати надо через реостат сделать), а на ходу подсветка скорее мешает, не нужна она.
В трюм, вроде бы, должно войти 2 экспедиционных 20л канистры и должно ещё место остаться для воды, например. Буду мерить. И ещё 20л в левой тумбе + некоторое место для ЗИПа (винт, ещё что нить), ну вроде уже терпимо, хотя всё равно немного! Вот литров 100 вместе с НЗ, было бы точно ОК, заправок-то нет нифига на воде, а на берег не набегаешься! А вообще, я посчитал, там почти 120 литров объёма, в этом трюме! Правда форма не очень, но...
Зеркало заднего вида нафиг не нужно и только мешает в тесном кокпите. Думаю буду снимать.
Тент нужен новый, но если я до этого думал, что в рост не стоит делать, то сейчас ясно - нужно делать в рост. И чтобы всё снималось по кругу, но оставался бимини, от солнца. И надо подумать над материалом - тент отражает звук от мотора, с ним очень шумно. Может есть шумопоглощающие подкладки какие нибудь. Ну и сзади, где мотор, тоже нужно потолще сделать и пенку добавить.
В столе нужно сделать углубления для фиксации плиты. Не знаю, буду ли я это делать, или нет.
Для больших просторов нужен компас. Большой. Места под большой нет. Совсем нет. Стоит маленький. Лучше чем ничего.
Сабвуфер + усилитель особо не нужны, а вот место занимают. Снимать панель саба гиморно, но пара карманов для мелочей были бы там нужнее чем саб. Подумаю.
Нужен какой-то душ. Хотя бы холодный, хотя бы на купальной платформе. Изучу этот вопрос, но места опять нет.
Нужен отопитель, но опять ставить некуда. Даже для маленького Вебасто АирТопа нет места. Вкрячить конечно можно, куда нить в тумбу сиденья или в борт, но как-то... Не там он нужен! Нужно чтобы грел каюту + на ноги, ну может ещё на стекло. А это вообще нереально.
Нужен стеклоочиститель! Без него в дождь полный пипец, слепота и дезориентация. Изучу вопрос.
Нужен индикатор работы помпы. Два раза забывал выключить. Поставлю светодиод красный.
Для шлюзования нужно повесить верёвки по бортам и еще пару кранцев на борт. Потому, что бьёшься скулой, или же задний кранец проваливается в углубление рыма.
Мой офигенный светодиодный телескопический круговой огонь всем мешает. Все норовят за него ухватиться. Долго не проживёт. Если буду менять тент, то возможно подумаю над его переносом на каркас тента.
В общем, получил огромный позитивный опыт. Прохождение шлюзов, хождение по навигации, по бакенам, ночью, днём, в штормовую погоду, итд итп. Понял, что нужно от лодки в походе. Понял, что поход на лодке гораздо интереснее и романтичнее, чем на машине. Понял, что 18 футов конечно очень мало. У друга есть 19, решили примерить его в мой гараж, если влезет, то буду менять на 19 наверное. Понимаю, что ни 19, ни 20, ни даже наверное 21 не решит всех проблем, но мой моральный предел это 22 фута, далее лодки уже вне транспортного габарита, а я на это совсем не готов. Да и 22 ставить в обозримом будущем просто некуда, если только гараж на даче строить, но лениво чо-то, я же хочу проект "дача 1" закрыть и открыть проект "дача 2", а это совсем не близкая перспектива. Поэтому, если 19 войдёт, то наверное компромиссы легче будет искать на 19 футах, чем на 18. Чо нить типа Maxum 1900...
C другой стороны, у меня щас мегаудачная лодка по прицепу (750 кг по документам), по налогам 100 лс и стоит на учёте в Череповце и в гараж влезает... Может и не надо пижонить, не знаю. 19 потыкаем в гараж, видно будет. Ну и надо поплавать на нём немного, чтобы понять, а то вдруг смысла вообще нет. Никому вылизанный почти до идеала Байлайнер 1802 СС не нужен? ;)
Следующий трип планируется до МКАД и обратно по Москве Реке, через центр, а потом может быть по Оке, до Калуги, но в этом я пока не уверен.