Так получилось, что перед отпуском, мне выпали сразу две командировки, одна в Смоленск, а вторая в Калининград.
В Смоленск ехать только на машине, других путей нет, ну или поезд, но он очень долгий. Но даже на машине, в любом случае, полдня на дорогу.
В Смоленск, потом домой, потом на самолет...
А почему бы, не поехать дальше на машине??
Идею мое руководство одобрило, у меня есть джип, есть палатка, я еду!
Заодно попробую, что такое заграница на машине, т.к. этого опыта у меня еще не было.
Маршрут туда выбрал такой: Москва-Смоленск-Белоруссия-Минск-Литва-Вильнюс-Мариамполе-Калининград.
Маршрут обратно: Калининград-Литва-Мариамполе-Каунас-Зарасай-Латвия-Резекне-Россия-Себеж-Москва.
Т.к. я недавно сделал ТО, ну и починил почти все найденные болячки в джипе, его техническое состояние не было загадкой и я даже давление в шинах не проверил перед выездом, положившись на TPMS.
Старт был в воскресенье, с дачи. Заложив на дорогу 6 часов, я внезапно приехал за 4.
От Шаховской по Р90 до М1, далее до Смоленска. М1, все же - лучшее наше шоссе. Хотя и кое где оно без отбойников, и проходит через множество населенных пунктов.
Летом в Смоленске гораздо красивее,
чем зимой.
"Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче гранитные плиты..." (с)
В Смоленске я пробыл полтора дня и около полудня, выдвинулся в Минск.
Отъехав от Смоленска, я купил гринкарту (заграничную ОСАГО) прямо на обочине. Гринкарту брал на Белоруссию и Европу, шенген у меня есть, страховка здоровья тоже.
Проехать нужно было через Минск, поэтому я ехал по М1 почти до упора.
Надо сказать, что М1 неплоха на нашей территории и просто великолепна в Белоруссии.
И вообще, сразу после границы, бросается в глаза то, что тут есть жизнь. Действуют фермы. Засеяны поля, там трактора, тут дорожники, тут одно, тут другое. Видно, что все работают, а не просто куда-то едут через давно заброшенную территорию.
Машин мало. Ограничение 120. Дорога такая офигенная, что даже превышать не хочется! Выставил ровно 120 на круизе и тошнил в свое удовольствие. Проезд по М1, для автомобилей высотой меньше 2.1 м бесплатный.
МКАД (Минская Кольцевая Автомобильная Дорога) в рабочий день:
В Белоруссии, за превышение скорости более чем на 20 кмч - казнь через мапупу, поэтому никто не гоняет. Но +10+20 едут довольно стабильно. Водят в целом - сильно вежливее и сильно комфортнее чем в у нас.
Щелкнул где то на окраине Минска:
Далее, до самой границы, было так:
Дорога отличная, траффика мало, едут все почти с одинаковой скоростью, если вдруг кто-то подташнивает, то помогает обогнать так настойчиво, что прям неудобно.
Домики, фермы, все как бы говорит о том, что тут есть жизнь, несмотря на удаление от центра.
Появились указатели на английском языке. Чувствуется близость границы.
Чтобы не покупать бензин в Литве задорого, километров за 5 до границы, залил полный бак. Снял и убрал глубоко в багажник радар-детектор, т.к. их использование запрещено в Литве и Латвии.
И вот наконец, граница. Мучивший меня с детства вопрос - "а что же будет там, дальше, если ехать по этой дороге до самого конца?"
Небольшая, казалось бы, очередь, всего то метров 150, затянулась почти на 2 часа.
Въехали на нашу таможню. Проверили документы, шлепнули печать, все, свободен, впереди нейтральная территория, на которой, по вине бастующих литовских пограничников, я провел еще 5 часов. Забита была вся нейтральная территория, очередь еле двигалась. Под конец, едва сдерживая злобу, я старался вежливо разговаривать с литовскими пограничниками, которые еле шевелились, делая все подчеркнуто медленно. Выехал с таможни я почти в полночь. Сама проверка весьма условна - "Что везете? А, ничего? Ааа... Мясо есть? Нет? Ок... Куда едете? Ааа... Багажник откройте. В сумке что? Майки? Ок..." ВИН посмотрели только один раз!
Далее я поехал через Литву, и тут была засада, оказалось, что в Гармине есть только базовая карта прибалтики, а я-то думал полная. Тем не менее, Гармин построил маршрут по базовой карте и я не подозревал подвоха, пока не въехал в Литву. Опа... А дорог-то и нет... Запускаю Прогород и тут... Просто оглушительное разочарование - оказывается он умеет работать только с одной картой и не может строить маршруты между странами! Я уже не говорю про то, что визуальное отображение карт, что у гармина, что у прогорода - ужасное, и не зная названия конечного пункта, порой очень сложно найти его на карте. Интернет был отключен, найти конечный пункт у границы Литва-Калининград в яндек-картах не получилось. Кое как я нашел, что ехать надо до Кибартая, искал на ходу, чтобы не терять время, ориентируясь по компасу, до тех пор, пока не проложил маршрут.
Дороги не понравились. Узко. Везде ограничения 70-50, а то и 30 кмч! Штрафы не узнавал, но дальнобои предложили не превышать более чем на 10 кмч. Ни одной засады не видел, а камеры обозначены знаками. Траффик совсем небольшой.
Дорога усыпляла, а гнать, чтобы поддержать себя в форме, было вроде бы как нельзя.
Выпил банку энергетика.
Влетел на таможню Литва-Калининград в три часа ночи.
Ни одной легковой машины не было, прохождение заняло 10 минут на обе границы.
Оставалось еще 180 километров.
В Нестерове на дороге стоял заслон с автоматами, в бронежилетах и касках.
А потом, дорога была пустой, ни машин, никого.
Спать хотелось дико. Начал ловить себя на том, что засыпаю прямо с открытыми глазами.
Да еще и все время был густой туман, такой, что порой приходилось снижать скорость до 50 ти кмч.
Там где тумана не было, валил 150, больше не позволял свет - казалось дальний у гранда приличный, но нет, безусловно надо колхозить доп свет, даже несмотря на лампы осрам найтбрейкер...
А силы были на исходе, начала замирать картинка - едешь и вдруг стоп-кадр, я буквально чувствовал, что последние остатки сил, как последние песчинки в песочных часах падают вниз. Пожалел, что купил только одну банку адреналин раша. А ведь завтра на работу!
60 км до гостиницы. 40. Все, не могу больше, открыл окна врубил Высоцкого так, что задрожали обшивки и пел во всю глотку. Наматываю километры на кардан... 32 км. 25. 19. 16, блин, ну еще 15 минут, только бы не заснуть. 12. 9. 6. Ну все, 5 минут теперь точно не усну.
Доехал!
Отель Навигатор, оказался странным. Номера названы каютами, санузел я выкладывал на фейсбуке, но повторю это еще раз:
Такого ужаса я давно не видел... В довершение ко всему, напор воды такой, как будто его едва хватает, только чтобы поднять воду на высоту душа и дальше она падает под собственным весом.
Под стать оказались и кровати - в номере было две кровати, а матрасы были продавлены так, что казалось как будто лежишь на лестнице. Но после 850 км, половина из которых была пройдена ночью в тумане, после 7ми часового ожидания на границе, это уже не имело значения. На удивление, смог проснуться вовремя и даже не опоздал на работу.
Завтрак был тоже не особо...
На следующий день, воспользовавшись предложением показать море, взял с собой одного из сотрудников принимающей стороны и мы помчали к морю, сначала в Зеленоградск, а потом в Светлогорск.
И хоть многие и купаются - мне лично было холодно. Вода правда довольно теплая, но холодный ветер как-то не распологал.
Вокзал в Светлогорске. Тупик.
Солнечные часы в Светлогорске.
Пляж, а точнее то, что от него осталось. При немцах, тут были волнорезы. Но их никто не обновлял, не чинил, море смыло их, а потом и пляж.
Работал.
Закончив трехдневное обучение, Обратно выдвинулся в 5 утра, в субботу.
Утренний Калининград почти пуст и приятен.
А вот дороги - узкие и совсем дискомфортные. Ужаснулся, и как только я тут ночью 150 кмч летел???
Потом пошел дождь и почти все время шел, до границы. Дороги не очень хорошие, есть места с глубокими колеями, где гранд вдруг резко и неожиданно поплыл на скорости всего то 75 кмч.
Подъехал к границе, заправился, ура, на таможне всего пара машин впереди, но не тут-то было...
Нейтральная территория опять забита битком, несмотря на то, что траффика с нашей стороны почти нет!
Опять чертовы литовцы!
Почти 6 (шесть!!!) часов ожидания на нейтральной территории, несмотря на ранний час и выходной.
Опять все планы и график поездки летят к чертовой матери из за этих слоупоков.
Вот честно, я бы их уволил нахрен всех, вместо повышения зарплаты и льгот.
Пограничный столб.
Дороги в Литве (от пограничников-таможенников остался такой осадок, что хочется писать с маленькой буквы) не очень, но получше чем у нас, хотя в Каунасе я пробил подвеску до отбойника и влетел в такую лужу, что джип накрыло вместе с крышей. Траффик небольшой.
Каунас. Как раз где то тут, меня и накрыло с головой.
Вот такие штуки довольно часто встречаются в Литве, впрочем не только. Если превышаешь - твоя скорость горит красным, если нет - зеленым. С мыслями "ой-ой-ой, 98", аккуратно тормозим в пол.
Вообще, для езды по Европе, лучше всего какой нить дизель, желательно такой же мертвый как у Дискавери 2, потому, что самый слабый джиповский 3.7, в мгновение ускоряет тебя до запрещенных скоростей. Сколько раз я себя ловил, что только что было 40, а щас уже 80 в населенных пунктах - не счесть.
А потом была Латвия.
А дорогу в Латвии, сразу видно на фото. Один в один - Тверская область! И такие дороги, были почти на всем протяжении моего маршрута!
Город с непроизносимым названием Даугавпилс.
В супермаркете Максима, бутылка Асти Мартини стоит всего 5.5 лат. И еще там работают офигенно красивые девушки на кассах. И вообще, какой то позитив.
И антураж, такой теплый и советский...
Не хватает только бочки с квасом и киоска "Союзпечати"...
Но вот дороги...
Побывал в Мальте.
Опять борясь со сном, приехал в Резекне. Надо сказать, что водят в Латвии гораздо хуже чем в Литве. Полиции нет, радаров нет, все валят минимум +20 к разрешенной скорости, но гонщики фигачат 150+, по встречке, итп... Некомфортно.
Памятник советсткому солдату в Резекне.
Где то тут, в этих кирпичных домиках, мы обедали с родителями лет 25 назад... Возможно прямо в этом, где сейчас кафе Эрманитис. Тогда Латвия была частью СССР, а привозил нас сюда папа, просто отдыхали на озерах в Себеже, бросили палатки, катер, прицеп и поехали в Латвию на нашем Москвиче 2137.
Дальше путь лежал на восток.
Подъехав к Лудзе, я понял, что сил опять почти не осталось. Точнее осталось, но таможня...
Надо было решать, либо сейчас пробовать ее пройти и заночевать где то в Себеже, либо ночевать тут и утром ехать на таможню.
Переговорив с местными, решил остаться ночевать в Лудзе, в отеле Луция. Одноместных номеров не было, пришлось брать двухместный, 38 евро, но на удивление отличный, особенно для такого маленького городка. Еда тоже вкусная, девчонки красивые, а местная пьяная молодежь подошла ко мне, чтобы пожать руку и пожелать удачи! Я был немного в шоке, особенно вспоминая, как недобро тут нас встречали во времена СССР, когда открыто хамили в магазинах, отказывались показать дорогу, итп. Сейчас же - какой-то невероятный позитив, прямо хочется всё бросить, сесть и ехать опять в Латвию.
Но вот сама местность, прилично сдала с тех времен. Я помню, когда мы пересекли границу, М9 стала ровной как автобан, везде аккуратно подстриженная трава, кусты, красивые ровные заборчики, свежие дома. Сейчас же, эта часть Латвии не особо отличается от Псковской области, с одним отличием - нет откровенной разрухи и опять же, видно, что есть жизнь. Но трасса М9 раздолбана как в лучшие времена в Тверской области.
Рано утром выдвинулся в Россию. Местные посоветовали ехать таможиться не напрямую по М9, а ехать на север, через Карсаву, на платную дорогу. Кроме того, они сказали, что на М9 полная жопа с самой дорогой. Ну и чо? Жопа и жопа, она там всегда была. Ох как я ошибался с определением жопы... Но об этом позже. На самом деле, платная дорога - фейк. Ее нет. Есть платный въезд прямо с таможни, другой дороги нет вообще. И все. Или платный въезд на таможню, если ехать с нашей стороны. Никакой инфраструктуры нет, дорога отстой.
Таможню прошел за 5 минут, был почти один, подъехал только какой то парень на убитой в хлам карине, с лысой зимней шипованной резиной, со словами, что его мол не пустили в Латвию! Я подумал о том, что жаль его обратно в РФ пустили, на такой машине. Ржавчина, дыра на дыре, оторванные уплотнители, пороги висят лохмотьями, жесть просто. Собрался, мля, за границу...
Т.к. бензина оставалось мало, сразу заправился.
С "платной" дороги, ушел на юго-восток на Красногородск, хотя гармин предлагал ехать через Остров.
Асфальт кончился, начался грейдер, гармин переложил маршрут, а я тестировал ESP.
Если на скорости 100 резко рвануть руль в сторону, передние колеса теряют сцепление и машина едет прямо, но ЕСП, тормозя одним из задних колес, ставит машину на дугу, хоть и с запозданием.
А что будет, если... 100... Разматываем рулем, раз, два, три, хрустя шинами, джип стремительно разматывая спираль скользит задней осью, скорость разворота пугающая, понятно, что если не рулить на опережение, будет жопа, (да даже если и рулить, не факт, что её не будет), но попробовать-то надо! И на третий раз, я просто оставляю руль ровно. Вот задняя ось скользит через 0, совершенно ясно, что сейчас машину выставит боком, но ровно в центре вмешивается ЕСП, да так, как будто ударился боком в бордюр! Доля секунды и потеряв 5-10 кмч скорости, автомобиль как ни в чем не бывало едет прямо. К слову, про амортизаторы, у меня сейчас кони спорт спереди и бильштайн спорт сзади. Как работают кони - откровенно не нравится. Если бильштайн работает, именно работает, по разному отрабатывая разные кочки, то кони просто тупо жесткие. Да еще они и громко щелкают клапанами при работе. Бильштайн на перед уже заказан.
Если присмотреться к этой фотке, то на экране гармина будет видно, что мост впереди - М9, а вот яндекс-карты, считают иначе, они думают, что М9 идет через город Себеж, который в 30 км впереди...
Д. Забелье.
Несколько раз за поездку, ловил себя на мысли, что я выбрал правильную машину. Да, в данной поездке Х5 была бы уместнее, но вот как бы её подвеска отнеслась к постоянным канавам? Про легковые, я даже не говорю. Их можно было даже в Латвии попортить. А джип, чо ему. Чугунина, правда не такой железный как Диско 2, но все еще достаточно прочный. В целом едет, тандем мотора+акпп работает слаженно. Шумка приемлемая, не полная тишина, но и от шума не устаешь. Тормоза удовлетворительные, а для америкоса, так и вовсе отличные. Руль пустоват конечно, но зато вообще не бьет по рукам. 300-400 км по М9 на Д2 и у меня начинали болеть кисти рук, особенно левая. На гранде этого нет. Устойчивость с конями-бильштайнами вполне нормальная, управляемость тоже. Курсовая устойчивость не блещет, но и не ацтой в целом. Свет нормальный, если не гнать. Расход, учитывая массу и габариты - приемлемый. Сидеть удобно, от дороги сильно не устаешь. Круиз довольно чёткий и что меня особо удивило - если на высшей передаче скорость на спуске возрастает, он подтыкает пониженную тормозя двигателем! Даунхилл спид контрол, как на ДАФе!
То есть вроде бы ничем не выделяется, но и ужасных косяков очень мало. Просто работает, просто едет. Что-то хорошо, что-то плохо, тут убого, зато тут просто и надежно. Не хватает климат-контроля, но это невеселая участь комплектации ларедо. Только ручная печка, без климата. Возможно буду думать над колхозом 2х зонного автомата... Если брать лимитед, климат будет, но не будет мотора 3.7, а я хотел именно его, т.к. 3.0 дизель мне чо-то не понравился из 2х рук, а 4.7 уже неприлично много жрет и оснащается другой коробкой, не божественной мерседесовской акпп NAG1, а американской, 545 RFE. Про 5.7 и 6.1 я даже не говорю, там к расходу добавляется еще и огромный налог, а 6.1 и вовсе другая машина, совсем не такая, как обычный гранд.
Кроме того, лимитед комплектуется гниющим хромом по кругу, который при неудачном раскладе, придется менять каждый год!
Ну а лареда - черный пластик.
Примерно с такими мыслями, я катился по разбитой Псковской области. Тут я заприметил птичку...
Подкрался поближе... И... Режим - взлетный!
Разведал пару красивых озер, вполне пригодных для воднолыжинга и палаткинга.
Кстати, наша глубинка, в основном выглядит так:
Прям "Бумер", один в один.
Но глубинка - глубинкой, а что там с М9?
Проехал Псковскую область. Ну как всегда. Въехал в Тверскую. Хм, даже получше чем всегда. Но где же жопа?
Жопа началась незадолго до Нелидово и продолжалась почти до Зубцова! В этом году, дорожники превзошли самих себя! Почти 120 км сплошного ремонта с непрерывными знаками 40 и обгон запрещен!!! 120 км!!!!!! На федеральной трассе!!! По сравнению с дорожниками, даже литовские пограничники померкли и превратились в сереньких зайчиков...
Сначала, я не понял масштаба. Тем более, ремонты по 10-15 км на Н. Риге каждый год есть в разных местах. Но когда дальнобои сказали, что это до Ржева и далее, я не выдержал. Плевать на обгон запрещен, плевать на 40, я валил 100-120, обгоняя везде, где была возможность и было не так много пыли. Джип подлетал, пробивал подвески до отбойников и уже под конец стал хрюкать втулками заднего стабилизатора, которые и до поездки были уже "надо бы заменить", а сейчас уже не "надо бы", а "надо"...
Вот примерно так, выглядит отрезок Ржев-Нелидово, с некоторым захватом с двух сторон до и после...
Ехал я эти 120 км, часа 3, несмотря на постоянные обгоны и 3х кратное превышение скорости.
Особенно доставляло то, что некоторые уроды, например водитель этой синенькой машинки, ехали без света.
Видимость иногда была метров 20, не больше.
В общем - это был шок. Я планировал поехать в отпуск по М9 опять почти до конца, но вот даже и не знаю, то ли по М1 объезжать, то ли вообще никуда не ехать. За такие методы ремонта, я бы просто к стенке ставил, без лишних разговоров...
И самое грустное, что трассу оставляют такой же убогой какой она и была - 1 ряд в каждом направлении!!! Федеральная трасса Балтия, мать её!!!
Но враг не пройдет, можно быть спокойными.
Ну а по итогу, около 2700 км, около 37 часов движения, не считая стояния на таможне (+13 часов!!!), средний расход 13.0,
Если бы не таможня и М9 - поездку можно было бы считать просто отличной, а так, не знаю, будет ли желание еще куда-то ехать.
Дороги самые хреновые, конечно же у нас. Самые комфортные - в Белоруссии. Самые правильные в Литве. Самые теплые и советские - в Латвии.
Тем не менее, получил бесценный опыт, можно так сказать.
По навигации, хочу вот что сказать - мой любимый Прогород, просто разочарование года! И это при том, что у меня аж две лицензии! Мало того, что он не может прокладывать международные маршруты, детализация глубинки просто никакущая! В Черняховске, например, одна дорога и все. Города нет! То есть, так, вокруг Москвы поездить, с прогородом можно. Но не дальше.
Альтернатив гармину, пока нету, хоть он и не идеален. Обратно, через Литву-Латвию, ехал по прогороду+яндекс картам, предварительно накачав в кеш карты с названиями городов, чтобы ориентироваться в случае необходимости смены маршрута. Опенсорсные карты для прогорода неплохи, и гораздо лучше их фирменной карты России...
Вот такой вот получился маршрут: