m_k

Пятница №33(186). ПОЖИРАЮЩИЙ ЦАРЕЙ

Jun 21, 2009 10:10

Наш герой:
KING DAVID HOTEL
Ул. Царя Давида, 23
Время постройки - 1929-1931 гг.
Архитекторы Эмиль Вот (Vogt) и Биньямин Чайкин (Chaiken)



~1966 г.

История этого отеля, приюта самых респектабельных и влиятельных гостей страны, пионера элитарных и престижных гостиниц региона, демонстрирует весьма характерные черты как всей Эрец-Исраэль с конца 20-х гг. до наших дней, так и Иерусалима в частности. Но, как мы увидим, и без далекого прошлого не обошлось.
Основатели гостиницы - члены семейства Моссери, представители еврейского истеблишмента в Каире и Александрии. Семейство имело влияние на «Компанию Египетских Гостиниц Л.Т.Д.», владеющую такими жирными заведениями в Каире, как «Континенталь-савой», «Хемина-Хауз», «Хашфардес» и др. с видом, а как же, на пирамиды. По окончании Первой мировой войны клан Моссери, не чуждый идеям сионизма, принял решение субсидировать строительство гостиницы в Палестине. В то время британские власти способствуют еврейскому заселению Эрец-Исраэль, и увеличивается поток приезжающих - туристов, паломников, бизнесменов, посланцев сионистских организаций и военных. В 1921 году Моссери создают компанию Palestine Hotels Ltd., которая получила разрешение на начало деятельности только в 1929 г. Для финансирования предприятия компания продала акции в основном египетским бизнесменам, но также перепало и еврейским компаниям в разных странах. Среди акционеров была и Нью-Йоркская всеобщая компания, одни из основателей которой - потомки Ротшильда.
Palestine Hotels Ltd. выкупила у Греческой православной церкви за 31 тысячу лир участок земли в18 дунамов (18.000 кв. м), в 500 м от западного берега Гай бней Хинном (Геены) с потрясающим видом на Старый город и Масличную гору.
Название отеля было продиктовано следующими соображениями:
- напротив красуется цитадель Давида, да и вообще Иерусалим не может не ассоциироваться с этим именем;
- гостиница высочайшего уровня будет готова принять в качестве гостей королей всех мастей;
- как царь Давид - единственный и неповторимый среди царей, так и отель «Кинг Дэвид» должен был стать единственным и неповторимым среди гостиниц.
Проектирование отеля было поручено швейцарскому архитектору Эмилю Воту в сотрудничестве с местным зодчим Биньямином Чайкиным, а работа над интерьером - Г.Х.Хуфшмиду. И вот в результате - симметричное шестиэтажное здание, в центре которого - парадный подъезд. Это - одноэтажная конструкция с широкими арочными проемами; сквозь них проходит по дуге дорога, с двух сторон выходящая на главную улицу (сегодня это ул. Царя Давида, а тогда она называлась Юлианской). Основные декоративные элементы фасада - зубчатая оградка, обрамляющая крышу, «арочные» окна и две каменные розетки слева и справа от входа, уж очень напоминающие типичный орнамент некоторых сооружений периода Второго Храма.



Подобные иродианские розетты украшали, между прочим, прежде всего саркофаги и погребальные комплексы. Архитекторы отеля совсем неспроста выбрали этот символ. Во-первых, по соседству с гостиницей находится семейный склеп Ирода (сам царь был погребен в загородной резиденции), а во-вторых, эта розетта может напоминать нам или намекать о вторжении Ирода в гробницу царя Давида. Слово предоставляется И.Флавию (Иудейские древности, 16:7:1): «…Ирод как-то узнал, что предшественник его, Гиркан, открыл гробницу Давида и похитил оттуда три тысячи талантов серебра, но что там осталось весьма много денег, которыми можно было бы покрыть все расходы; поэтому он довольно долго обдумывал план воспользоваться этими суммами. И вот однажды ночью он с большими предосторожностями, чтобы никто из граждан не узнал о том, распорядился открыть гробницу и в сопровождении преданнейших друзей своих вошел в нее. Впрочем, денег, подобно Гиркану, он тут не нашел, но зато обрел огромное множество золотых украшений и разных драгоценностей. Все это он взял себе. Желая основательно ознакомиться с содержимым склепов, он захотел проникнуть глубже в гробницы, к тому самому месту, где покоились тела Давида и Соломона. Тут, однако, погибли двое из его оруженосцев, как говорят, от пламени, которое вылетело на них, когда они сделали попытку проникнуть внутрь склепа. В полном ужасе Ирод выбежал из склепа и затем распорядился воздвигнуть, в знак умилостивления Предвечного, памятник из белого камня при входе в гробницу. На это он израсходовал огромную сумму денег».
Да и зубцы - из той же оперы. Саркофаги римского периода характерны тем, что их крышку по углам украшают четыре «рога» - то ли аллюзия на «рогатые» жертвенники, то ли на крышу иерусалимского Храма… Итак, судя по всему получается, что внешний вид отеля - гроб. Шутка Вота и Чайкина?
По первоначальному проекту предполагалось, что 200 гостиничных номеров будут располагаться на пяти верхних этажах. Самые роскошные и дорогие комнаты находились в восточной части здания, дабы радовать именитых постояльцев видом на Старый город. С самого начала большинство номеров было оборудовано ванными с горячей водой.
Швейцарский архитектор Г.Хуфшмид, занимавшийся дизайном отеля, получил разрешение от заказчиков на использование в оформлении всех стилей, так или иначе связанных с эпохой царя Давида. Поиски «библейского» образа привели к оригинальной компиляции ассирийских, финикийских, хеттских и даже арабских декоративных элементов, украсивших стены, потолки, дверные проемы и колонны. В передней части лобби оформление навеяно финикийскими мотивами. Колонны напоминали финиковые пальмы, стены были выкрашены в кремовый цвет, потолок - в голубой, лепнина розетт - в белый, синий и золотой. На коврах - тема 12 колен Израилевых, на карнизах - изображения гранатовых плодов. Склонность к восточным мотивам в полной мере проявилась при оформлении «восточной комнаты». Она была обставлена дамасской мебелью, инкрустированной перламутром; стены были украшены красными коврами и медной утварью. В специальной гостиничной брошюре, изданной в 1930-е гг., говорилось, что от авторов проекта требовалось воссоздать восточный дворец, в котором переплетаются семитский и библейский стили. И теперь, по истечении лет, общий характер дизайна не изменился. Администрация отеля стремится к поддержанию изначальной атмосферы, несмотря на бесконечные ремонты, изменения, усовершенствования и пр. В лобби висит в рамочке автограф Хушмида с объяснением, в каком помещении какой стиль использован:



Следует отметить, что здание отеля вполне гармонирует со зданием Ай.Эм.Си.Эй (Христианская Ассоциация Молодежи, по народному - «Имка», или «Хам», построено в 1927-1933 гг., арх. Хармон и Адамсон) напротив, внешнее и внутреннее убранство которого также отражает пристрастие создателей к древне-восточным мотивам (хоть цели и задачи у строителей «Имки» совсем другие).
«Кинг Дэвид» был открыт в январе 1931 года во время экономического кризиса и прибыль стал приносить только с 1933 г. В 1938 г. отель преобразовали в административно-военный центр мандаторных властей. 40 гостиничных номеров и 17 служебных помещений верхнего этажа перешли в распоряжение британской армии. Месяц спустя власти оттяпали еще 45 помещений в южном крыле. Теперь здесь размещались верховный секретариат, общежитие военного командования и офисы управления разведкой. Причина столь страстной любви англичан у отелю «Кинг Дэвид» - исключительно в его удобном расположении: и в центре, и легко подъезжать, и, главное, надежно охранять тоже несложно. В южном крыле проковыряли еще один вход-выход. В подвале обустроили армейский центр связи. Официальные мероприятия англичане также стали проводить в «Кинг Дэвиде».
Иногда, по мере особо важной надобности, площадку перед парадным подъездом преобразовывали в плац для церемоний. Например, 12 мая 1937 г. в день коронования короля Георга VI или в середине мая 1945 года в честь окончания Второй мировой войны. Кстати, в годы войны тут поселилось огромное количество офицеров со всех концов империи. В общем, как туристическая гостиница, здание почти и не использовалось…
Долгие годы отель оставался символом британских властей в регионе.
22 июля 1946 г. бойцы Эцеля (אצ"ל, Иргун Цваи Леуми, Национальная военная организация, - еврейская подпольная вооруженная организация в подмандатной Палестине, и, что интересно, год ее создания - 1931, то есть отель «Кинг Дэвид» и Эцель - ровесники) умудрились протащить на кухню, что размещалась в подвале гостиницы, 350 кг взрывчатки в бидонах из-под молока. Впрочем, подозрения подпольщики не вызвали, поскольку были переодеты в арабских развозчиков молочных продуктов. Взрывчатка была снабжена часовым механизмом, и в 12.30 рвануло так, что обрушилось все южное крыло. За полчаса до взрыва боевики Эцеля позвонили в секретариат и предупредили о теракте, но им просто не поверили и не приняли никаких мер для эвакуации людей… Погибло 91 человек, из них 28 англичан, 48 арабов и 17 евреев…





После этого отель вообще перестал принимать гостей-туристов вплоть до 14 мая 1948 г., то есть до провозглашения государства Израиль. Но и с уходом англичан гостиница не сразу вернулась в свое изначальное русло. Во время Войны за независимость здание оказалось вплотную к линии размежевания. Десятки снарядов арабского иорданского легиона оставили свои следы на восточном фасаде… Тем не менее, международный красный крест организовал в отеле «Кинг Дэвид» и в здании Имки временное жилье для женщин и детей, потерявших кров во время войны. И только в конце 1948 г. здание было возвращено «гостиничной компании», а с 1956 г. входит в состав сети «Дан».
В 1967 г. пристроили два верхних этажа, увеличив отель на 60 номеров и лишив его первоначальной, хоть и своеобразной, но изящности. В 70-е и 80-е гг. муниципалитет отклонял один проект за другим по строительству дополнительных корпусов рядом с отелем. Так, остались лишь на бумаге планы по возведению 22-этажной башни в юго-восточном углу гостиничного сада (арх. Давид Резник) или строительства двух симметричных четырехэтажных корпусов с восточной стороны. В начале XXI века филиал отеля начали возводить на противоположной стороне ул. Царя Давида.
Отдельная и главная гордость отеля - список всех знаменитостей, посетивших «Кинг Дэвид». Их автографы воспроизведены на полу коридора входного этажа, по всей длине. Вот некоторые из тех великих, кого временно поглотил сей саркофаг (не будем забывать, что «саркофаг» - «мясо пожирающий», с греческого):































На этой оптимистической ноте мы вместе с тамплиерами семинара «Вокруг да около Храма» отправляемся к месту, вдохновившему создателей отеля на некрофильскую тему, то есть - к гробнице семейства Ирода. О ней расскажем отдельно, а сейчас иллюстрации к вышеизложенному.
Экстерьеры:

























Интерьеры:


































Итак, до встречи в склепе семейства Ирода!

Использованные материалы:
- статья в Википедии (ивр.)
- Д.Кроянкер, "Архитектура Иерусалима. Строительство в период Британского мандата" (ивр.)
- З.Вильнаи, "Иерусалим" (ивр.)

Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up