Сколько раз мы проносились мимо этого чудного уголка по шоссе Иерусалим-Тель-Авив, озабоченные лишь тем, чтобы не сбавить скорость при подъеме на Кастель... Но в этоу пятницу тамплиеры семинара "Вокруг да около Храма" целеустремленно съехали на грунтовую малоприметную дорожку, дабы познакомиться с еще одним Эммаусом, с деревней Колюней, с ханом Елин, со старой синагогой села Моца и с публичным домом Николы-грека...
В отчете использованы материалы из монографий:
- Элияху Штерн, "Ханы - придорожные постоялые дворы" (И-м, "Карта", 1997);
- Эли Шиллер, "120 лет району Нахалат Шива" (И-м, "Ариэль", 1989).
Хан (постоялый двор, станция - тюркск.) Елин - гостиница, основанная в 1871 году Йехошуа Елиным. История хана начинается с 1859 года, когда семья иракских евреев во главе с Шаулем Йехудой приобрела земельный участок рядом с источниками Моцы (ныне рядом с одним из них устроена миква - см. фото). Шауль Йехуда начал тут возводить хозяйство и строить постоялый двор, однако шейх Мустафа из Абу-Гоша разрушил построенное. В это время в Моцу прибывает Йехошуа Елин, репатриант из Ломжи, женившийся на сестре Шауля Йехуды, и скупает земли с двух сторон дороги, проходящей через Моцу. На развалинах древних строений Моцы (о них ниже) и был основан хан, один из четырех по пути из Иерусалима в Яффу во второй половине XIX века.
Краткая биографическая справка:
Иехошуа Елин (1833, Ломжа, - 1924, Иерусалим), в 1834 г. привезен родителями в Эрец-Исраэль, в 1860 г. вместе с отцом купил землю недалеко от Иерусалима, на которой было основано поселение Моца (1894). Был в числе основателей Нахалат-Шив‘а, одного из первых еврейских кварталов в Иерусалиме, построенных вне стен Старого города (1869). В 1897 г. был избран членом городского совета Иерусалима и оставался на этом посту до 1901 г. В последние годы жизни написал «Зихронот ле-вен Иеру¬ша¬лаим» («Воспоминания сына Иерусалима», 1924). (Электронная Еврейская Энциклопедия)
Йоэль Моше Соломон (также один из основателей Нахалат-Шива) со товарищи, предпринявший в 1877-1878 гг. путешествие по Стране, первую остановку совершил в хане Елина, дабы испить чашечку кофе с верным товарищем. В то время хан представлял собой место встречи путников и содержал стойла для ослов и лошадей. Жена Давида Елина, сына Йехошуа, вспоминает о своей поездке из Иерусалима в Яффу в 1884 году: «Первая остановка была в Моце, примерно в часе пути от Иерусалима, и там мы отдыхали четверть часа и задали корм и питье лошадям, дабы они подкрепили силы перед подъемом на гору Кастель». Описание хана содержится также в путеводителе 1891 года. Про постоялый двор там сказано, что «он хорош собой, и каждый путник может присесть там и отдохнуть от трудов своих. Неподалеку от кофейни находятся два родника».
Хан построен на караванном пути в самом начале подъема на Кастель, за переправой через поток Сорек, над которым возвышался старый каменный мост. Рядом с ним находился еще один хан - «Никола», названный так по имени своего хозяина-грека. Это было строение с тремя арками на фасаде, выходящим на южную сторону, то есть на дорогу. На каменной стене был выбит крест. Использовался сей хан не только как гостиница, но и как дом терпимости.
От хана Елина ныне сохранилась северная часть, а также угол западной части и остатки юго-восточного угла. Южная часть была разрушена, и вплотную к развалинам была пристроена синагога (т.н. Старая Синагога в Моце). В западной части синагогального двора - старинный колодец, глубина которого 18 метров.
Фундамент, на котором воздвигнуты сооружения хана, является частью крепостных сооружений (скорее всего, времен крестоносцев), именующихся в местной арабской среде не иначе, как «каср малих эль-яхуд» - «крепость еврейского царя».
Арабская деревня, находившаяся в непосредственной близи от хана, называлась Колуния (или Колюня), сохранив таким образом название римской деревни для ветеранов армии - Колония. Считается, что это и есть тот самый Эммаус, о котором пишет Флавий (Иудейская война, VII, 6:6):
«К этому времени император (Веспасиан) послал предписание Бассу и проку¬ратору Ливерию Максиму распродать всю страну иудейскую. Нового города он не основал в ней, но оставил за собою страну в собственность. Только восемьсот выслужившихся солдат он наделил землею в районе Аммауса, в 60 стадиях от Иерусалима».
Как бы то ни было, а крышка от римского саркофага красуется во дворе Старой Синагоги.
Ну, а мы в том же дворе и возрадовались.