m_k

Телега "Танкизы наши быстрые"

Dec 09, 2006 11:09

Казалось бы, после блистательной статьи Евгения Витковского «Блюдо для рыбы» и эковского «Баудолино» поиски св. Грааля и его чаши следовало бы прекратить раз и навсегда. Мы знаем о нем, о Граале, теперь всё. И совсем уже не интересно и банально рассуждать на темы кодов… И не будем! Но. Витковский подсказывает нам новое, абсолютно девственное, направление для изысканий:
«Поиски Святого Грааля - одна из забот души, во всяком случае, европейской».
То есть, если европейские копи исчерпаны, то почему бы не пробурить скважину в какой-нибудь восточной истории? Тем более, связанной каким-либо образом с произведениями западных «отцов-основателей» мифа о Граале (ну, например, Кретьена де Труа, Робера де Борона, Вольфрама фон Эшенбаха)?
Есть такая история - история позднего арабского завоевания Святой Земли (см. соотв. ист.). А вдруг это коварно-кровожадные (в том числе и до «настоящей крови» - «Sang Real») сарацины и увели реликвию христиан, «найденную» ими только в XII веке, то есть в результате крестовых походов? И уже не просто сарацины, а высоко идеологизированные мамлюки, стремительно и старательно подгребающие под себя не только чужие территории, но и культурные наследия. В их золотое время, а именно к середине XIV века западные мифы о Граале сформировались окончательно. Стало понятно, что совсем не понятно, что же такое материальное воплощение Грааля. Вот основные версии:
- это чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса после распятия;
- это чаша, из которой пили апостолы во время Тайной Вечери
- это блюдо, с которого вкусили апостолы хлеб во время Тайной Вечери;
- это драгоценный камень, выпавший из короны Люцифера;
- это ветхозаветный реликварий, например Ковчег Завета, или же его содержимое;
- это священный камень, связанный с тайной жизнью Иисуса.
Было бы грубейшей ошибкой считать, будто виртуозные мамлюкские умы игнорировали новое христианское увлечение. Нет, мимо не прошли. Но и выбрали из всего списка один-единственный определенный образ. Какой? Ну, давайте, вычислять методом исключения: камень уже в исламе имеется - это черный камень в Мекке; и реликварий имеется - это кубическая Кааба, в восточный угол которой и вставлен камень. Блюдо - вещь слишком приземленная, мелко-бытовая. Итак, остается кубок, вещь почти в быту не используемая, с тех пор как пить перестали…
Полюбуйтесь, пожалуйста, на фамильный герб сирийского эмира Сэиф ад-дина Танкиза (он же аль-Ашрафи, он же аль-Насри, но в любом случае - Танкиз), красующийся на многих зданиях мамлюкского периода в Иерусалиме:





Про Танкиза нам почти ничего не известно. Кроме того, что он успел понастроить в Иерусалиме много разных медресе, отреставрировал ворота Цепи, ведущие на Храмовую Гору, воздвиг здание суда аль-Махкама Сарайя, где потом разместился медресе а-Танкизия. Откуда же взялась чаша-кубок на гербе? А вот: главное, что воздвиг этот сирийский эмир - это фонтан эль-Кас на Храмовой Горе, находящийся меж двух святынь, Куполом-над-Скалой и мечетью эль-Акса. Эль-Кас - это значит «кубок, бокал, рюмка», и действительно он так и выглядит - как стакан на ножке, как клеманка для мороженного, как классическая чаша Грааля…



Сама каменная чаша - мамлюкского периода, краники, из которых водичка брызгает в бассейн, - оттоманского периода, а бетонные скамьи и фиговина, торчащая из кубка, - современные…
Его функция - для омовения рук и ног перед молитвой. Возведен он был в 1320 году, и стал самым необычным и оригинальным архитектурным произведением мамлюкского периода, принесшим основную славу эмиру Танкизу, взявшему изображение собственного детища для логотипа. Собственного ли? Вот ведь и упомянутое здание суда построено в 1329 году, по преданию, на месте, где в период Второго Храма заседал суд Синедриона. Образованный Танкиз не мог не знать, что Иосиф Аримофейский, собравший известную кровь в известную чашу, был членом сего Синедриона. И по сей день здание а-Танкизии украшено знаменитой братиной. А в Коране нашлась подходящая для объяснения сура: «Ведь праведники пьют из сосуда, смесь в котором с кафуром, с источником, откуда пьют рабы божии, заставляя литься его течением» (76:5-6). («Кафур» в современном сленге, кстати, это случайно не гашиш?) В результате на нижней платформе Храмовой Горы мы видим воспроизведение некоего храмового сосуда, гибрида кадильницы, чаши для омовения и кубка для освящения вина, утвари, которой там - самое место… Грааль найден, во всяком случае, в исламе…



Эль-Кас. 1905 или 1910 год.

Вот чаша. Аффтары, выпьем йада?
Previous post Next post
Up