Некоторых писателей, работающих исключительно в проектах, вроде как мучают душевные колики. Комплексы одолевают. И тиражи отличные, и читателей - армия. А что-то не дает покоя. Ну, не ставят их в один ряд со Стругацкими и Булычевым. Не ставят в один ряд с Лукьяненко и Перумовым.
Так и хочется сказать голосом Славика из "нашей раши" - "да не беспокойся! я сто раз так делал!"
Написать книгу на чужом материале, в чужом мире, с придуманными не тобой персонажами - тоже нужно постараться. Чтоб самому стыдно не было, чтоб поклонники сеттинга в желчи не утопили.
Вот год назад мы с Игорем Минаковым и Антоном Первушиным писали роман для проекта "Обитаемый остров". Книга получилась самой толстой в серии, ушло у нас на нее вместе с обсуждением и редактурой 45 дней. Работой мы довольны (про особенности издательской редактуры я как-нибудь напишу позднее, если кому-то будет интересно, куда исчезли с Саракша кошки), закончили книгу и начали следующую, уже на собственном материале. Это нормальная работа писателя. Но это не к тому, какие мы молодцы, мы, может, и не молодцы вовсе. А к тому, что писателю, который работает на собственном материале, не составляет особого труда написать 12-15 авторских листов крепкого боевичка с претензией на психологизм и на чужом материале. Мир есть, антураж прописан не тобою, характер взаимоотношений персонажей придуман кем-то другим. Составляй синопсис, согласовывай с издательством, трудись. "И пусть Стивен Кинг вас благословит!", как говорят Олди.
Кстати, те же Олди заявляют, и я разделяю эту точку зрения, что если человек издается и получает за свою работу деньги, то, как бы он ни скромничал и ни кокетничал, он - писатель. Пишет ли он в проект с точками - он писатель, пишет ли в проект со скобочками - писатель. Да, не поставят в один ряд с классиками, не поставят в один ряд с теми людьми, которые в 90ые подняли русскую фантастику с колен, ну, вы их всех знаете... зато тиражи высокие и читающая пацанва довольна. По-моему, вполне себе экологическая ниша.
Ну, раз я уже это все написал, то по-моему хорошее средство от описанной выше внутренней ущемленности - это работа над романом на собственном материале. Хотя бы над одним. Вовсе не обязательно, чтоб он был научно-фантастическим, пусть это будет какой-нибудь космический боевик или фэнтези, но свое. От первой буквы и до последней точки.
Вот тогда и Стивен Кинг благословит. И те же Олди пожмут руку, вручая какой-нибудь кадуцей.
Впрочем, все это - словоблудство. А мысль я хотел донести простую: любой писатель, который пишет книги на своем материале, без особого труда напишет книгу в проект, а автор "проектный" может и не потянуть оригинальный роман. А вот пока он не опубликует оригинальный роман, с ним никто особенно-то считаться не будет.
К чему я это все. Да так, вот это навеяло:
http://apervushin.livejournal.com/172726.html но не сама тема, а комменты.