ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

Nov 27, 2012 01:14

После вступления в ВТО у нас почти не осталось шансов сохранить рыбную отрасль

Три месяца назад Россия стала полноправным 156-м членом ВТО. Что изменилось в стране за это время? Иномарки подорожали, цены на продовольствие, включая импортное, - продолжают расти. Одежда, бытовая техника и прочий ширпотреб явно не подешевели. Зарплаты в расчете на покупательскую способность снизились. Других перемен, на первый взгляд, пока нет. На самом деле только «на первый взгляд», и только «пока».

На прошлой неделе в прессе обсуждались итоги заседания Совета Безопасности под председательством президента РФ Владимира Путина, посвященного выработке мер по обеспечению национальной безопасности и защите экономических интересов России в рамках Всемирной торговой организации.

Присоединение к ВТО президент назвал важнейшим событием года. «У нас процесс присоединения продолжался, как вы помните, 18 лет. Не знаю, по-моему, Китай и то меньше вёл переговоры: где-то лет 16-17, - предварил свое выступление В.Путин. Вместе с тем президент напомнил о существующих угрозах для субъектов экономики, фактически признав общую отсталость России от стран с развитыми экономиками по производительности труда и энергоэффективности. «Вступление во Всемирную торговую организацию - это, конечно, серьёзный вызов для нашей конкурентоспособности в целом и для предприятий».

Как вступление в ВТО может отразиться на состоянии дел в рыбной отрасли - этой темой также на прошлой неделе озаботился Институт региональных проблем, опубликовав аналитический доклад на своем сайте. Выводы Доклада являются неплохим подтверждением слов Президента о рисках ВТО. В случае с рыбной отраслью, ситуация, похоже, даже более драматичная, чем в целом по экономике. Причем, судя по Докладу ИРП, даже специалисты не в состоянии сегодня просчитать наиболее пессимистичный сценарий. Попробуем дать анализ ситуации, исходя из основных проблем отрасли и новых вызовов в лице ВТО.

Технологическая отсталость

«Основные фонды многих предприятий нуждаются в обновлении, а выпускаемая продукция зачастую не отвечает современному уровню ни по качеству, ни по стоимости, по цене», - сказал в своем выступлении Путин. Эти слова справедливы и для рыбной отрасли.

«Более 90% судов составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-70-х годов прошлого века с высокими показателями энергоемкости», - указывается в Докладе ИРП. В результате один китайский траулер добывает в российских водах рыбы больше, чем 10-12 наших судов. Перерабатывает рыбу прямо на борту - как 5 прибрежных рыбоперерабатывающих заводов Дальнего Востока. У них современные технологии и энергоэффективность, у нас - допотопные производственные мощности и несоразмерно большое потребление топлива рыболовными судами. Средств для осуществления мощных инвестиций - в строительство новых судов, модернизацию флота, оснащение рыбозаводов новейшим оборудованием - у наших регионов и предприятий нет.



А ведь рыбная индустрия является стратегической отраслью российской экономики, основой продовольственной безопасности и экспортного баланса России. Кроме этого, рыболовство и связанные с ним береговая инфраструктура и рыбопереработка - «становой хребет» экономики приморских регионов - Сахалина, Камчатки, Дальнего Востока, Мурманской и Архангельской областей. Если не остановить деградацию отрасли, в этих регионах начнется безработица, разруха, и как результат - голодная смерть. Не сильно сгущая краски, именно об этом говорят специалисты в самих приморских регионах.

Снижение защитных барьеров

В докладе Института региональных проблем отмечается, что наибольшие риски для рыбной отрасли прогнозируются именно в вопросах приспособления к международным механизмам регулирования бизнеса. В течение пяти лет (до 2017 года) будут снижены ввозные пошлины на рыбопродукцию - с нынешних 10% до 3%. А это - более чем серьезный вызов для отрасли. Основная проблема, с которой столкнутся наши предприятия - это конкуренция международного бизнеса, столкновение с «грандами» мировой рыбной промышленности и международными вертикально-интегрированными холдингами.

Оптимистическая точка зрения состоит в том, что снижение пошлин принесет пользу для потребителя. Вопрос - пользу для потребителя стран-членов ВТО или все-таки простому россиянину? А пессимисты полагают, что доход от снижения импортных пошлин пополнит бюджет Норвежского комитета по продвижению рыбопродукции, который проводит политику расшатывания российской системы регулирования импорта в собственных бизнес-интересах. А также даст заработать, к примеру, - Вьетнамскому совету экспортеров пангасиуса.

«Будучи членом ВТО, мы сможем полноценно участвовать в формировании международных правил торговли, - говорил в своем выступлении Владимир Путин, - а значит, наравне с другими странами - членами ВТО получать для своих товаров удобный национальный режим на внешних рынках».

Руководство страны продолжает надеяться, что у России появится дополнительная возможность отстаивать свои интересы в органах ВТО. Вопрос без ответа - кто и зачем будет создавать для нас благоприятный режим? Евросоюз и страны АТР полностью устраивает «сырьевая» роль России, которая поставляет на экспорт сотни тонн необработанной рыбы, а покупает за рубежом для внутреннего потребления продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Слабая законодательная база и отсутствие стимулов

Институт региональных проблем говорит о необходимости поддержки рыбной отрасли: государственное регулирование, финансовая поддержка моногородов, развитие форм частно-государственного партнерства, консолидация отрасли - как пути повышения эффективности и развития индустрии. Ничего нового, - об этом говорится уже довольно давно и на всех уровнях, но ничего не меняется.

А о том, кого и зачем нужно поддерживать - ясно выразился президент Путин: «Поддержку должны получать в первую очередь и главным образом лучшие производственные практики, только эффективные предприятия и только конкурентоспособные образцы продукции, имеющие перспективу. Консервировать технологическую отсталость, некачественные, низкооплачиваемые рабочие места - это путь в тупик».

Сурово, но, к сожалению, - неизбежно. Государство готово решать вопросы социального характера, но не считает возможным дотировать отсталое производство. Но индустрии требуются не только деньги, государственные дотации и льготы - иногда достаточно движения в сторону правовой защиты предпринимателя, принятия грамотных законов, предоставляющих защиту, стимулы и возможность для развития бизнеса.

Будем реалистами, рыночная экономика - это управление рисками. Выигрывает тот, у кого современнее оборудование и меньше издержки. У кого правильнее и проще законы, четче их исполнение и меньше зависимость от различных чиновничьих согласований и разрешений. В этом Россия вчистую проигрывает развитым государствам.

А законы нам придется дорабатывать, - учитывая ограничения, которые налагает членство в ВТО. Уже известно, например, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов» расходится с требованиями, установленными Соглашением о применении санитарных и фитосанитарных мер ВТО.

И хотя Президент Путин заявил, что «вступление в ВТО не означает отказа от политики поддержки национальной экономики», и призвал использовать «более сложные, гибкие инструменты регулирования, включая широкое применение защитных, компенсационных и антидемпинговых мер», существуют большие риски остаться у разбитого корыта. Причем, не только в переносном, но и в самом прямом смысле слова.

Социальное напряжение в регионах

В самих регионах ситуация видится куда более тревожной, чем политкорректные выводы доклада Института региональных проблем. И для страны в целом, и для конкретных регионов. Что греха таить, отечественный траловый флот дышит на ладан. По оценкам Росрыболовства, износ судов составляет более 80 процентов. Оговорюсь, что это не самая пессимистичная оценка - специалисты называют и 85% и 90% износа.

Береговая инфраструктура устаревает, сопутствующие и альтернативные простой добыче водных биологических ресурсов направления отрасли, та же аквакультура - не развиты, и не защищены законом. В загоне вопросы научного сопровождения в части разработки новых технологий и сотрудничества с отраслевыми институтами, подготовки и повышения квалификации кадров.

Достаточно только вскользь пройти по «стартовым позициям» ключевых игроков российской рыбодобычи накануне вступления в ВТО. В Архангельской области это Архангельский траловый флот, который сегодня ждет приватизации. На балансе - суда возрастом от 20 и более лет. Предприятие испытывает дефицит оборотных денежных средств. Размер кредиторской задолженности - 1,1 млрд. рублей, размер налоговой недоимки только по НДС составляет 22,6 млн. руб. «Большой флот почти весь стоит, - говорит в своем интервью местной газете бывший заместитель генерального директора АТФ Виктор Лощевский. - Для больших морозильных рыболовных траулеров почти нет работы. Половина траулеров стоит на металлолом, и их уже не восстановить». Архангельский траловый флот - это еще 5-6 тысяч человек, которые работают в море и на берегу, и их благополучие и выживание зависит от итогов той самой приватизации.

Дальний Восток и Камчатка. Здесь наиболее проблемной является ситуация с приватизацией 11-ти неэффективных лососевых рыбоводных заводов. В Мурманской области приватизации ждет морской рыбный порт. Его руководство опасается, что в результате продажи акций Мурманского морского рыбного порта на его территории появится собственник, интересы которого не будут связаны с рыбной отраслью.

И еще: добыча рыбы - не просто судно и экипаж. Это порт, где происходит выгрузка продукции. Это доки, где ремонтируют траулеры. Это перерабатывающие заводы. Это учебные заведения, в которых учат и повышают квалификацию специалисты отрасли. Это, в конце концов, судостроительные заводы. Учитывая, что государство не готово вкладывать в отрасль, а новые правила торговли, диктуемые ВТО, окончательно прижмут отрасль к причальной стенке, вся надежда остается на нового эффективного собственника. В противном случае можно будет поставить крест на экономике прибрежных территорий, а госбюджету - быть готовым взять на баланс кратно возросшее число безработных в приморских регионах.

«Необходимо всесторонне оценить последствия присоединения к ВТО для отечественного рынка труда, - говорится в выступлении президента В.В.Путина. - На протяжении последних 10 лет уровень безработицы в России постоянно снижался. Даже в самое тяжёлое время, в кризисный 2009 год, он составил всего 8,4 процента, а сегодня не превышает 5,2 процента экономически активного населения».

Только это, как говорится, - средняя температура по больнице. Если взять только рыбохозяйственный комплекс - показатели безработицы увеличится в 2-2,5 раза. И в первую очередь за счет расширения участия иностранных специалистов в «международном разделении труда» в нашей рыбной индустрии, иными словами - в вытеснении наших отечественных кадров.

И наконец, следует обратить внимание на слова В.Путина: «не допустить падения уровня занятости в моногородах и в тех регионах, где концентрируются крупные предприятия отраслей. Минтруду, ведомствам экономического блока следует провести комплексный анализ последствия присоединения России к ВТО для отечественного рынка труда и уже в ближайшие месяцы представить конкретные предложения о снижении негативных эффектов».

Минтруду, Минсельхозу и другим ведомствам дали время на анализ ситуации в ключевых отраслях российской экономики. Только времени на раздумья о судьбе рыбной отрасли уже практически нет.

Раздробленность и отсутствие «центров развития»

Если суммировать, то продукция нашей рыбной отрасли неконкурентоспособна и, если ничего не изменится, - вряд ли станет лучше в обозримой перспективе. А от нас уже сейчас требуют снижать ввозные пошлины. Это значит, что если мы и увидим свою, российскую треску, лосось, пикшу, крабов на прилавках - все это будет продукция так называемого «реэкспорта» - переработанная и упакованная на нероссийских заводах. Что будет с российскими предприятиями, - уже понятно.

Так есть ли выход? Пока лишь в виде смутного представления о необходимости «сберечь», «защитить», «дать импульс». В Докладе ИРП говорится о необходимости создания вертикально-интегрированных холдингов, включающих добычу, переработку и дистрибуцию рыбной продукции, что называется «от моря до прилавка». Нужны крупные инвесторы, которые способны построить концерны с интегрированной логистической цепочкой от вылова до переработки, включая механизмы реализации продукции в розничных сетях без посредников. Именно такой механизм, по мнению авторов Доклада, позволит стабилизировать ситуацию в отрасли, создаст вектора развития. Отрасли нужен крепкий хозяин, способный строить новые корабли, модернизировать существующую инфраструктуру, создавать рабочие места в реальном секторе экономики.

Если помните, еще недавно ситуация в других добывающих отраслях была ничуть не лучше. Деньги текли рекой в виде нефти и газа, но уплывали куда-то мимо. Создать своего рода «рыбный» Газпром, Роснефть или какой-нибудь международный ТНК-BP, способный конкурировать на мировом рынке и защитить приморские регионы, можно попробовать и в рыбной отрасли.

Сейчас это кажется утопией, однако именно вокруг предприятий «Газпрома» и «Роснефти» живут и развиваются большие и малые российские города. Большинство регионов-доноров и просто экономически сильных областей и краёв существуют за счёт добычи нефти и газа, за счет их переработки. То же самое в свое время было и с рыбодобывающими регионами. Видимо, с этих позиций нужно подходить к решению вопросов, связанных с развитием отрасли - в том числе к готовящейся приватизации предприятий, наиболее крупные из которых - Мурманский порт и Архангельский траловый флот.

Рыбная отрасль нуждается в новой организационной структуре, которая позволит ускорить процесс формирования крупных вертикально интегрированных холдингов, сочетающих добычу, переработку, транспортировку и реализацию рыбной продукции. Еще несколько лет назад глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний говорил о том, что консолидация в отрасли уже началась, и Росрыболовство обещало всемерно помогать процессам укрупнения предприятий: «Я не верю в те компании, которые занимаются промышленным рыболовством, имея одно судно или один трал. Такое возможно только в малом или среднем бизнесе. Океанический лов подобные компании не «потянут». Это дело крупных игроков, которые готовы инвестировать».

За это время мало что изменилось, наоборот - за последние пять лет, в результате бесконечных реформ в рыбной отрасли из 10-12 крупных игроков образовалось 5 тысяч компаний «мелкого калибра», на каждую из которых в среднем приходится 1-2 рыболовных судна.

Теперь предстоит обратный процесс - при помощи государства или без нее, с помощью западных инвесторов или на российские кредиты - более эффективные крупные игроки начнут поглощать небольшие рыбные компании. Далее последует слияние и укрупнение основных игроков рыбной индустрии, становление тех самых вертикально-интегрированных холдингов, появление публичных рыбных компаний и их выход на IPO. Утопия? Увы, нет, - рыбопромышленный комплекс пойдет по тому же пути консолидации, что и другие отрасли. И других рельсов не проложено.

«Дорожная карта» для отрасли

Будем откровенны - мы сегодня вплотную приблизились к «точке невозврата». Если консолидации отрасли и создания мощных холдингов не будет, то мы рискуем не только продовольственной безопасностью, но и выживанием регионов. Выбор у государства небольшой: или оно спасает отрасль вместе с людьми, или теряет и то, и другое.

Параллельно необходим пересмотр «правил игры». Понимание этого у чиновников есть. Однако первые шаги, такие как вопрос распределения квот и подготовка закона об аквакультуре, напоминают пока лихорадочные попытки удержаться на плаву. Те же «квоты под киль», очевидно, - мера, скорее всего, вынужденные, направленные на спасение отрасли от деградации и разбазаривания.

Несмотря на неоднозначность некоторых оценок, можно согласиться с авторами Доклада ИРП, нужна долгосрочная «дорожная карта» развития отрасли, привязанная к программе развития приморских регионов. Одно без другого невозможно и бессмысленно. Главное, опять не закопаться в бумагах, а провести откровенную дискуссию экспертов, способных такую дорожную карту» создать быстро и без проволочек.

Макс Фишман, редактор портала "Где-рыба"



Фиш-рецепты, Записки из трюма

Previous post Next post
Up