Что бы получилось, если бы протестанты заседали на Вселенских Соборах вместо святых отцов?

Jul 31, 2013 22:11



Ни для кого не является секретом, что большинство современных протестантов принимают основные постановления первых шести Вселенских Соборов. Так, например, они не видят смысла отказываться от точных формулировок Никео-Цареградского Символа Веры и Халкидонского ороса. При этом они уверены, что данные исповедания ничуть не противоречат Писанию. Общаясь с протестантами, я не раз был шокирован самоуверенными ребятами, утверждающими, будто они и сами при необходимости без православных разобрались бы, что к чему. Видимо, под влиянием этих разговоров, я однажды задумался, что бы получилось, если бы современные протестанты заседали на Вселенских Соборах вместо святых отцов? Поразмыслив, я пришёл к выводу, что ничего хорошего. Аргументы? Да, пожалуйста…[Spoiler (click to open)]

Sola Scriptura
То, что отцы Вселенских Соборов руководствовались Преданием - неоспоримый факт:
«…у всех противников и врагов здравого учения одно общее намерение - поколебать твердыню веры во Христа, ниспровергнув и истребив апостольское предание. По сей-то причине, как наружно честные должники, громко требуют доказательств из Писаний и отвергают не подтвержденное Писанием свидетельство отцов, как не имеющее никакой силы. Но мы не отступимся от истины, не предадим ее из робости» (Свт. Василий Великий, "О Святом Духе к Амфилохию, епископу Иконийскому").
Протестанты не могут обратиться к свидетельству отцов и автоматически встают на позицию тех, кого обличал свт. Василий. Из повседневной практики всем хорошо известно, что доводами Библии переубедить кого-либо очень сложно, более - практически невозможно. Большинство библейских цитат очень пластичны. Православные вкладывают в термин «рождение» происхождение из природы Отца Бога Сына. Ариане утверждали, что рождение является синонимом создания. В подтверждение этих слов они приводили стих из перевода Септуагинты: «Господь создал меня в начале Своих дел, прежде древнейших Своих деяний; я от века» (Притч. 8:22). При желании можно указать и на послание Иакова, где используется тот же термин «рождение» по отношению ко всем христианам: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак.1:18). Все знают, как сложно беседовать с сектантом, победоносно тыкающим пальцем в одно единственное «неопровержимое» место Писания. Очевидно, что в диалоге с арианами на фундаменте одной лишь Sol’ы Scriptur’ы у протестантов не было бы ни единого шанса.
Собственно говоря, сам термин Троица является внебиблейским. Осмелились бы его ввести в обиход протестанты? Или понятие «рождения из сущности Отца» (ex usias tu patros)? Терминов «ипостась» и «сущность» вообще нет в Писании. Можно с уверенностью утверждать, что протестанты скорее бы включили свою «библейскую» привычку «не мудрствовать сверх того, что написано», но не стали бы по примеру свт. Василия и свт. Григория изобретать категорийный аппарат для адекватного объяснения тринитарного богословия.
И если с тринитарным богословием протестант ещё может отпираться, дескать, всё понятно из Писания, то как быть с Халкидонским оросом? Где из Писания следует, что природы во Христе неслитны и нераздельны? Несториане, монофизиты и православные в равной степени без смущения могут читать Библию, ведь о способе единения природ во Христе мы не увидим в ней ни строчки.

Сотериология
Именно сотериологией отцы мерили всё остальное богословие. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились», - восклицал святитель Афанасий Великий. Разве так сейчас рассуждают современные протестанты? Загляните в их брошюрки. Что Вы там увидите? - Христос пришёл для того, чтобы искупить нас от греха, умилостивить Отца, снять проклятие, пригвоздить грехи ко Кресту и прочее. Но ни слова об обожении. Это для православных важно, чтобы Христос воплотился абсолютным человеком и абсолютным Богом, иначе бы мы не имели в Нём исцеления нашей плоти. А для протестанта Христос в первую очередь Искупитель. Так вот важно ли, кто тебя искупает от грехов? Свидетели Иеговы, например, верят «согласно» Писанию, что их искупил совершенный тварный «христос». И уж тем более неважно для протестанта, каким образом во Христе были соединены Божественная и человеческие природы или ипостаси. Какая разница? Зачем опять мудрствовать сверх написанного? Разве мог родиться у протестантов аргумент свт. Григория против антропологии Аполлинария? - «Что не воспринято, то не уврачевано». Не в категориях исцеления плоти мыслят протестанты, но в юридических категориях осуждения/искупления.

Экуменизм
Всегда удивлялся тому, как чурающийся православным «идолопоклонством» протестантизм может именовать православных братьями и обижаться, не чувствуя симметричного похлопывания по плечу. Протестанты очень любят повторять слова блаж. Августина[1]: «В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь». Ежечасно плодя расколы, протестантский мир продолжает пребывать в некоей взаимной благорасположенности: мы все разные, но любим друг друга такими, какими мы есть. Что-то мне подсказывает, что оказавшись на месте отцов, протестанты никогда не предали бы анафеме Ария, но исключительно «по Писанию» разрешили бы думать ему так, как он желает нужным: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).

По большому счету современный протестантизм адогматичен, в особенности это видно на примере неопротестантов: им вообще до всего «этого богословия», как до Китая прогулочным шагом. Видная же протестантская профессура вроде Тиллиха, конечно, любит побогословствовать, но додумалась до того, что всерьез засомневалась в адекватности каппадокийского синтеза. Именно поэтому у меня появляется улыбка, когда очередной протестант утверждает, будто святые отцы не сделали ничего особенного: в Библии же и так всё ясно написано!..

Вывод

Не хотел писать банальный вывод, вроде и так всем всё понятно, тем не менее: протестанты не имеют никакого права использовать наследие святых отцов, так как оросы Соборов, а так же способ их утверждения иноприродны протестантизму! Dixi!

Примечания:
1. По мнению досточтимого протодиакона Андрея Кураева, цитата не принадлежит блаж. Августину.

мысли, протестанты, апологетика

Previous post Next post
Up