Ещё в прошлом декабре, делая обзор главных блокбастеров 2012-го, я писал, что самым ожидаемым фильмом года для меня является «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Один из наиболее ярких современных режиссёров Кристофер Нолан, автор «Начала», «Престижа» и «Помни», в 2005 году вдохнул новую жизнь в жанр кинокомикса, сняв историю о Бэтмене, принципиально отличающуюся по тональности от всех своих предшественников.
С чего всё начиналось…
Нолан сделал «Бэтмен. Начало» так, словно до этого не было ни великолепной готично-гротескной дилогии Тима Бёртона, ни отдающего идиотизмом поп-корнового безумия про Робина и Бэтгёрл Джоэля Шумахера.
Его фильм был предельно реалистичен и практически лишён налёта комиксоидности, словно в реально существующем городе Готэме однажды появился реальный человек, который, потеряв в детстве родителей, перенёс тяжелейшую психологическую травму, а повзрослев, решил вершить правосудие, спрятав лицо под маской летучей мыши.
Вышедшее в 2008 году продолжение под названием «Тёмный рыцарь» подняло планку ещё выше: здесь накал действия вознёсся до немыслимых высот. На экране появился психопат-террорист по прозвищу Джокер (последняя большая роль Хита Леджера), противостояние «добро - зло» приобрело совсем уж драматическую окраску, и героям не раз приходилось делать серьёзнейший нравственный выбор.
Помимо сокрушительно снятого экшна, «Тёмный рыцарь» располагал отличным сценарием и яркими актёрскими работами, потому заработал в мировом прокате более миллиарда и собрал целый букет положительных отзывов критиков.
Сделав «перерыв» на съёмки одного из лучших фантастических фильмов всех времён и народов «Внедрение», который наши прокатчики зачем-то переименовали в «Начало», Нолан приступил к работе над финальной частью своей трилогии о Бэтмене, сразу предупредив, что поставит ей в этой истории точку, и никакие квадриквелы его не интересуют.
Последняя глава
Из-за трагический смерти Хита Леджера, в фильмографии которого Джокер стал, пожалуй, главной ролью, триквелу был необходим новый злодей. Однако, вопреки гуляющим в сети слухам о «перезапуске» Загадочника или Человека-Пингвина, Нолан выбрал далеко не самого популярного персонажа бэтменовской вселенной. Им стал брутальный Бэйн - человек с огромной физической силой и вспоглощающей страстью к разрушению.
В исполнении Тома Харди Бэйн получился действительно впечатляющим, воплощая на экране практически первобытную агрессию, помноженную на острый ум. Он - разрушитель, анархист, революционер. Не случайно в первых появившихся в сети рецензиях его уже шутливо сравнили и со Сталиным, и с Лениным.
Поэтому Бэтмену, который со времени действия «Тёмного рыцаря» стал затворником и значительно сдал физически, придётся очень непросто.
Он стоит перед дилеммой: либо оставаться эксцентричным миллионером Брюсом Уэйном, который бесконечно устал от светской жизни и, отрешившись от праздности, потихоньку сходит с ума в отдалённых уголках своего дворца. А может вновь примерить костюм Бэтмена, вновь вступив в схватку со злом. Только в этот раз эта битва будет самой сложной и опасной, ведь шансы выиграть минимальны.
Завершая свой эпос, Нолан ещё глубже ушёл в драматизм, поэтому финальный «Тёмный рыцарь» имеет все шансы разочаровать поклонников лёгких по восприятию и полных юмора кинокомиксов вроде недавних «Мстителей» или «Нового Человека-Паука».
Практически всё происходящее на экране действие сурово и безрадостно, и к тому же снабжено пространными диалогами на темы оправданности героизма или цены свободы. Кому-то некоторые сцены могут показаться затянутыми, но, думаю, в этом был замысел режиссёра, который не стал делать упор на широкую публику и снял всё так, как ему казалось нужным.
Однако поклонники экшна разочарованы всё же не будут: все боевые сцены сняты с фирменным нолановским вкусом, украшены отменным звуковым сопровождением Ханца Циммера и имеют объём и масштаб, которому позавидует любое 3-D.
Особо хочу отметить Энн Хэтэуэй, которая в образе Женщины-Кошки невероятно обаятельна, эффектна и сексуальна. Она у меня и раньше вызывала симпатию, но в этот раз была особенно хороша.
Кристиан Бэйл как всегда на высоте: убедителен и в роли измождённого калеки, и в костюме неустрашимого супергероя.
Свою лепту внесли и любимые Ноланом Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийяр, Гари Олдман, Морган Фриман и Майкл Кейн, каждый из которых хорош на своём месте (как всё-таки бывает важен хороший кастинг!).
И всё это в совокупности: актёры, сценарий, видеоряд, саундтрек, режиссура - великолепно работает на зрителя и, действительно, достойно завершает трилогию, оставляя лазейки для продолжения (по-другому нельзя, это же Голливуд), но, как говорится, «это будет уже совсем другая история».
А история Бэтмена, которого создал Кристофер Нолан, подошла к концу, и мы, без сомнения, увидели одну из лучших экранных трилогий последнего времени, которая уже оказала и в дальнейшем непременно будет оказывать серьёзное влияние на новые фильмы о супергероях.
В любом случае, такого Бэтмена мы больше не увидим.
Спасибо Кристоферу Нолану за его серьёзный труд.
Ждём новых шедевров…