Будучи в Петербурге, приобрёл, дабы скоротать время в метро, детективную книжицу из серии «Интересный детектив» некого Антона Чижа. Привлёк и ретро-стиль (действие происходит на стыке XIX и XX веков), и занятная обложка, и обещанная закрученная ингтрига. Начал читать и понял, что очень нравится - не зря сотню потратил… Короче, к концу поездки было куплено ещё 3 книги из серии о приключениях чиновника сыскной полиции Родиона Ванзарова, а 2 оставшиеся заказаны на «Озоне».
Вот и решил поделиться впечатлениями о прочитанных на данный момент трёх книгах, каждая из которых при всём стилистическом единстве являет собой штучный товар. Начнём, пожалуй, с «Мёртвого шара»…
1895 год. Завзятый бильярдист и ловелас Нил Нилыч Бородин прибегает в полицию в крайне растерянном виде. Его кухарка, занявшаяся с утра приготовлением изумительно вкусного варенья, обнаружила в куче малины… человеческий глаз. Старая нянька бормочет о каком-то семейном проклятии, дом вверх дном, и всё это аккурат в тот ответственный период, когда Бородин надумал наконец завязать с холостяцкой жизнью и даже представил дражайшей матушке сразу двух претенденток на его руку и сердце. Ибо любит обеих одинаково и за дивную красоту, и за умение сыграть азартно партийку в бильярд.
Так начинается иногда откровенно фарсовое, а порой и отсылающее аж к древнегреческой драматургии действие - камерное, но с немалым количеством убийств, каждое из которых, впрочем, больше напоминает несчастный случай.
Бесспорно, немалое удовольствие от чтения получат как поклонники затейливо выкроенных детективов, так и знатоки игры в биллиард: здесь и словарик есть с малоизвестными простым смертным «карамболями» и «штосами», и сама ситуация напоминает бильярдную партию, где загадочный глаз выступает в роли шара, разбивающего пирамиду из самых колоритных персонажей. И начинается хаотичное движение по сукну, где почти невозможно предугадать, какой шар волей слепого рока попадёт в лузу, а какой останется нетронутым…
Действие романа «Божественный яд» происходит спустя 10 лет. И если в «Мёртвом шаре» Ванзаров предстаёт перед читателем юным, хотя и подающим большие надежды чиновником сыскной полиции, то в «Яде» это уже почтенный господин, отец семейства и опытный следователь, которому поручают дела государственной важности, зная, насколько ясным взглядом и по-настоящему волчьей хваткой он обладает.
Порученное Ванзарову царской «охранкой» дело выглядит крайне запутанно: чудаковатый профессор Серебряков открывает с помощью старинных манускриптов рецепт сильнейшего наркотика, который полностью порабощает человека и, кроме того, обеспечивает привыкание с первой дозы. Таинственный напиток наполняет тело принявшего его ликованием, и профессор убеждён, что с помощью Сомы (именно так он называет своё детище) он сможет создать новую религию и воплотить в жизнь утопию о мире во всём мире.
Однако в окружении учёного есть опасная особа, у которой на его изобретение свои планы - далеко не такие утопические. И они касаются не только больших денег, которые жалуют негодяям подсевшие на Сому богатеи, но и судьбы всей России. В общем, такая канитель начинается, что диву даёшься…
Наконец, «Камуфлет» представляет собой очень жёсткий политический триллер с впечатляющим количеством крутых поворотов сюжета.
У видного коллекционера князя Одоленского таинственным образом исчезает сундук. И не простой, а раритетный ковчежец - в таких на Руси традиционно перевозили святые мощи. Пропажу, впрочем, сразу же обнаруживают - её доставляет в полицию извозчик, которого обманул приличный господин, якобы забывший дома деньги и пообещавший заплатить втрое, но так и не вернувшийся за грузом. В ковчежце обнаруживается изуродованный труп - торс молодого мужчины, лишённый рук, ног и головы, так что опознать его нет никакой возможности. Причём конечности не отсечены, а оторваны направленной взрывной волной.
Извозчик случайно видит в полицейском околотке Одоленского и… признаёт в нём коварного утреннего пассажира. Тот, естественно, изображает полное недоумение и, что самое странное, по всей видимости, не врёт. Этим же вечером князя убивают, взорвав ему шею. А дальше количество трупов растёт, а загадка становится всё таинственней. К тому же Ванзарова внезапно отстраняют от дела, а его супругу арестовывают за хранение запрещённой литературы - только что выпущенного криминального романа под названием… «Божественный яд».
Такие вот хитросплетения и кульбиты, а также чисто постмодернистские штучки и шуточки делают чтение весьма увлекательным. Естественно, не обходится без лёгкой иронии в адрес Бориса Акунина, с Эрастом Фандорина которого многие читатели вполне закономерно сравнивают Родиона Ванзарова: «В его личной жизни произошла трагедия, но виски не поседели, и заикаться он не стал».
Однако Родион - отнюдь не дамский любимчик и не атлетически сложенный господин, а полноватый чиновник с несуразными усами, на вид - рохля и тюфяк, однако стержень характера имеет - мало не покажется.
А ещё ему во всём помогает друг и выдающийся эксперт в области криминалистики Аполлон Лебедев - циник и хохмач с непростым, хотя и добрым характером, обожающий курить никарагуанские сигарки, ядовитый дым которых доводит всех окружающих до отчаяния. Он с упоением возится с почившими жертвами преступлений, выискивая причины смерти, и готов следовать за своим юным коллегой по службе хоть в огонь, хоть в воду.
Все 3 книги написаны ярким образным языком, щедрым на исторические детали и завидное чувство юмора. Однако есть у серии и серьезнейший недостаток - непозволительное количество грамматических и синтаксических ошибок. Даже не опечаток… Такая небрежность по отношению к грамотному читателю расстраивает и обидно портит впечатление от хорошего романа.
Однако, если абстрагироваться от откровенно халтурной работы корректора и литературного редактора, можно получить изрядную порцию удовольствия от ретро-детектива, которого можно сравнить не только с изысканными приключениями Фандориным, но и увлекательнейшими расследованиями Мэтью Корбетта из романов Роберта МакКаммона. А такое соседство ко многому обязывает…