Графический роман «Особо опасен» оказывается совсем не тем, чего от него изначально ожидаешь. После залихватской экранизации - кстати, первой голливудской работы нашенского Тимура Бекмамбетова - предполагаешь, что в книге тебе продемонстрируют историю унылого клерка Уэсли Гибсона, который однажды узнаёт о том, что его отец был киллером-суперпрофессионалом и передал наследнику часть своих «убивательных» генов, а также - после своей недавней насильственной смерти - и огромное состояние. Вскоре Уэсли чувствует в себе пробуждение суперсилы, проходит обучение, а затем восстаёт против тех, кто его «породил».
Однако в комиксе разворачивается совсем иная история. Сценаристы только вырвали из контекста первую пару сцен, а далее пошли по отнюдь не проложенному автором пути. Потому сегодня мы поговорим как раз о провокационном, бескомпромиссном и отчаянно жестоком графическом романе Марка Миллера, а не о его опопсовленой политкорректными американцами экранизации.
В действительности, «Особо опасен» - это этакий антикомикс, прилежно деконструирующий штампы бесчисленных историй о «рыцарях плаща и костюма». Уже в самом начале книги Уэсли, будучи принятым в Братство, узнаёт, что эпоха супергероев давно миновала, и миром в течение нескольких последних десятилетий правят суперзлодеи.
В результате страшнейшей битвы, которая произошла в середине 80-х, были уничтожены миллионы жизней и разрушено пол-Земли, потому суперзлодеи решили устроить нашему миру небольшую перезагрузку. В памяти всех «нормальных» людей полностью стёрли воспоминания об обществе, в котором жили реальные супергерои, а взамен дали напрочь лишённую романтического ореола мрачную действительность, подозрительно напоминающую то, что мы видим за окном каждый новый день.
Пять влиятельных семей, возглавляемых самыми отъявленными негодяями, распределили между собой континенты и собираются вместе лишь изредка - обсудить дела насущные. Правда, парочка главарей пытается поднять бунт - психопат с обезображенным в результате травмы лицом и не менее изуродованной психикой мистер Риктус и отморозок-нацист Фьюче. Им хочется снова выйти из тени и творить беспредел как в старые недобрые времена. Однако двое из великой пятёрки являются противниками такого расклада, и ещё один колеблется. А поскольку консенсус невозможен, наиболее радикальные злыдни готовы поднять бунт, а затем сеять смерть и проливать кровь…
Странный комикс. Переосмысление образа супергероев уже встречалось - взять хотя бы уже ставших современной классикой «Хранителей», но такой жирной оплеухи столь популярному на Западе жанру я давненько не встречал. Здесь всё шиворот-навыворот. Главный герой - профессиональный убийца, в котором, в отличие от романтизированных киллеров вроде бессоновского «Леона», нет ни грамма сострадания к своим жертвам, ни чувства справедливости - мол, я убиваю только плохих парней. Ничего подобного: все проявления эмоций Уэсли в себе глушит, ведь в этом дивном новом мире совесть - атавизм.
Кроме того, комикс наполнен колоритными и крайне нестандартными персонажами - чего стоит безжалостный уродец Говнорожий или гигант Ублюдок (у меня всё-таки культурный блог, поэтому его реальное книжное прозвище я называть постесняюсь) с синдромом Дауна. Или Кукольник с его миловидными и отчаянно жутковатыми игрушками («Ребятки, убейте этих говнюков!»).
Забавно, что персонажи графического романа напоминают поп-звёзд и киноактёров: Фокс будто списана с Холли Берри, Гибсон-старший - вылитый Томми ли Джонс, а Уэсли как две капли воды схож с рэпером Эминемом.
Ко всему прочему комикс ещё и содержит приличное количество ненормативной лексики. Хотя, если честно, было бы странно предположить, что суперзлодеи изъясняются изысканными фразами, соревнуясь в благоречивости.
И хотя я не люблю ни инвектив, ни культивируемое насилие, ни ниспровержение общечеловеческих ценностей, «Особо опасен» мне всё-таки понравился. Его главная особенность - это реально нестандартное мышление автора, который своим творением одновременно щедро раздаёт пинки всем наивным фанатам комиксов о Супермене и Человеке-Пауке и создаёт оригинальный мир, который, повторюсь, очень напоминает наш. «Зло победило», - говорит Миллер, и, глядя на сюжеты в вечерних новостях, с этим трудно поспорить.
Супермена убили в 80-х… И нас давно уже некому защитить, кроме нас самих.