Лечим нервы в Сакартвело. День пятый - каменные джунгли Уплисцихе

Jul 10, 2021 09:43

Так вот.
Посетив Ананури и полюбовавшись на Жинвальское водохранилище, мы поехали дальше. Давид решил несколько изменить программу дня и добавил в неё посещение Мцхеты,  которой изначально в планах не было. А у меня её посещение было запланировано в свободный день после возвращения в Тбилиси, так что я опущу сейчас эту часть и, чтоб два раза не вставать, напишу про Мцхету позже.

А в этом рассказе  я покажу абсолютно офигительное место - скальный город, который

… ныне разрушен.
Здесь есть строения необычные, высеченные в скале,
залы большие, выдолбленные также в скале,
большой туннель, пробитый до реки Куры.
На западе - отвесная скала и внутри неё огромные пещеры, ныне недоступные.
Воображению представляются выходящие из пещер воины со стрелами и копьями
, всадники, выступающие в поход,
и это, считаемое прорицалищем, место именуется
Уплисцихе.
Вахушти Багратиони, историк и географ XVIII века




В 98 км от Тбилиси и в 12 км от города Гори находится Уплисцихе - уникальный город, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки.

3.


Город стоит на левом берегу реки Мтквари (Куры) и является одним из первейших городов, основанных на территории восточной Грузии. Возникновение полноценного города на этом месте датируется концом второго и началом первого века до нашей эры, однако поселения существовали здесь ещё в V-IV веках до нашей эры, таким образом,  возраст Уплисцихе исчисляется тысячелетиями. Впервые он упоминается в летописи I в. до н. э., а своего расцвета достиг к IX-X вв.

Есть красивая легенда, гласящая, что город этот высекали в скалах рабы. Им дали каменные ножи, в каждом из которых якобы был спрятан золотой слиток, вместе со свободой обещанный им за прилежный труд: если нож сотрётся от работы, раб может забрать золото, спрятанное внутри. Но вряд ли эта легенда имеет под собой историческую подоплёку - песчаник, в котором вытесаны пещеры, очень податливый и довольно-таки мягкий материал, и каменные ножи он источить не способен.

4.


Известно, что название “Уплисцихе” использовалось уже в древнейшие времена существования этого города. Историки Средневековья писали об Уплосе, сыне Мцхетоса, и версия о связи названия с этим человеком - наиболее верная с научной точки зрения. Альтернативная история - это предположение, что Уплисцихе переводится как “Божья Крепость”, или “Крепость Владыки”, т.к. слово “уплос” в современном грузинском языке также имеет значение “владыка, господин”.

Город интересен тем, что в этом месте кипела жизнь на протяжении нескольких исторических и культурных эпох, и ещё с древнейших времен на этом месте “накопились” многочисленные памятники архитектуры, культуры и религии. Люди жили здесь с незапамятных времен и до XIX века включительно, и этот факт поражает воображение. Три тысячелетия в этом городе, скрытом от внешнего мира, рождались, жили, поклонялись богам, занимались повседневными делами, женились и выходили замуж, болели и умирали множество людей, и он был для них убежищем, а может, и единственным известным им местом, где они проводили всю свою жизнь, и многие из них представления не имели, что творится за стенами пещер.

5.


Древний Уплисцихе: жизнь города до Рождества Христова
Уже в бронзовом веке в этой местности жили люди. Было установлено, что изначально поселение на этих территориях было основано на Катланисхеви - холме неподалеку от скалистого склона берега Мтквари. Здесь же была найдена уникальная глиняная статуэтка женского божества солнца.

6.


Исторические факты и раскопки свидетельствуют, что в те незапамятные времена здесь случился массивный пожар, после чего началось освоение пещер, и постепенно здесь образовался город, который мы знаем под названием “Уплисцихе”. Люди тогда уже понимали, что природный материал и крутые скалы помогут им создать укреплённое и недоступное врагам убежище, и мудро воспользовались этим подарком природы.

Это был период, когда существовали древние государства Мидия и Урарту, и Уплисцихе взаимодействовал с ними в торговле, и постепенно перенимал многое в плане устройства города и хозяйства у окружающих государств.

7, 8.



Пещерный город Уплисцихе под влиянием эллинистической культуры
Уплисцихе находился на торговом пути между Востоком и Европой, и благодаря этому обстоятельству  в эллинистическую эпоху он стремительно рос и развивался, и вскоре стал духовным центром Иберии - сюда приезжали приносить жертвы богам. Именно в IV веке, когда Уплисцихе из поселения превращается в полноценный город, в нём появляются сотни новых сооружений. Помимо жилых, в городе было много общественных помещений: театр, тронный зал, аптека. В городе была канализация, колодцы, водосток, резервуар для хранения воды.

9.


Для защиты Уплисцихе был высечен оборонительный ров, и возведена стена с той стороны, где скала была недостаточно крутой и потому доступной для врага. Главный вход был защищён воротами, и от него шла священная дорога.

10.


Ещё один вход был предназначен только для пешеходов, а два остальных выходили прямо к отвесным скалам - видимо, их назначение было исключительно декоративным. Тоннель в скале, ведущий вниз к реке, сохранился и до наших дней - можно пройтись по нему и попытаться представить себя одним из жителей Уплисцихе тех древних времен (что мы и сделали на обратном пути, покидая город).

11.


Уплисцихе был городом и культовым центром, который жил сам по себе. Город существовал на пожертвования и жертвоприношения. Он не подчинялся никому.
Первыми здесь обитали солнцепоклонники. Самый крупный из сохранившихся языческих храмов (эллинистического периода) - храм Маквлиани (большая пещера внизу, около 300 кв.м.). Однако, жители города поклонялись не только божеству солнца. Здесь почитали богов земли, воды и других грузинских языческих божеств.

12.


На улицах Уплисцихе и сегодня можно обнаружить прямо под ногами непонятные углубления в горной породе. Учёным пришлось какое-то время поломать голову над их предназначением. Были высказаны предположения, что эти ямы разных размеров (диаметр - 1-4 метра, и до 12 метров в глубину) использовались как тюрьмы. Но после исследований материала со дна этих углублений стало очевидно, что это были жертвенники бога подземелья. В эти ямы опускали животных в качестве жертвоприношения.

13.


14.


В Уплисцихе жили грузины, следовательно, в городе имелись винохранилища (марани) и тоне (глиняные печи), в которых пекли хлеб и готовили еду.

15.


Жители города долгое время поклонялись языческим богам грузинского пантеона и не желали впускать в него христианского бога и святых. Они были настолько воинственно настроены против новой религии, что миссионерка Нино Каппадокийская не зашла в Уплисцихе и не читала там проповеди. Главным в городе был стоящий на самой высокой точке города храм Солнца, вокруг которого было множество других храмов.

16.


Как и во многих странах, христианство в Грузии утверждалось не только крестом, но и мечом. В 337 году после крещения Грузии Уплисцихе из-за своей языческой сущности ушёл в глухую оппозицию Мцхете. Конфликт с Мцхетой перерос в прямую войну, во время которой город серьёзно пострадал. Воинствующие христиане разрушили капища и храмы в Уплисцихе, установив атрибуты новой веры. На месте разрушенного храма Солнца с Х века стоит церковь Уплисцули. Учёными найден церковный документ раннехристианского времени, призывающий предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены именно в этот период.

17.


Внешне напоминающая трёхнефную базилику, церковь Уплисцули отличается тем, что помещения по краям от центрального зала отделены не колоннами, как это принято, а стенами.

18.


С западной стороны от храма можно увидеть самый большой и красивый грот, который называют "Одноколонным залом". В этом помещении отлично сохранились колонны и резьба по камню.

19.


Как ни странно, было время, когда Уплисцихе и представлял собой всё Картлийское царство, так как лишь жители этого города не подчинялись иноземцам, захватившим почти всю Грузию.

20.


В 736 году по Грузии прошла армия Мервана, разделив всю историю страны на "до" и "после". Многие города в этот момент погибли навсегда (например, Урбниси). Уплисцихе каким-то невероятным образом выжил и даже кое-что выиграл в этой ситуации: когда арабы захватили Тбилиси, столица Картлийского царства переместилось в Уплисцихе, которому таким образом удалось обрести второе дыхание.

21.


В этот период произошло интересное и редкое событие - река, на берегу которой расположен город, изменила свое русло. Благодаря этому внизу под скалой появился участок суши, на котором также стали строить дома и селиться люди. Это поселение стало называться Уплисцихе, и просуществовало оно вплоть до 70-х годов XX века.

22.


23.


Вы только посмотрите, какой умопомрачительный вид!! И если вы этого не видите, я прям даже и не знаю, что способно вас умопомрачить )))

24.


25.


Картлийское царство того времени (VIII - X века) сжалось практически до одного лишь Уплисцихе. Где-то за Ксани уже был мусульманский Тбилисский эмират, за Сурами - уже эгрисцы. На юг за Курой уже начиналась Триалети, принадлежащая князьям Липаритидам. С горы над Уплисцихе Картлийское царство просматривалось почти полностью. И именно в этот момент были построены все самые красивые постройки города: тронный зал, театр, и вообще все залы с резными потолками.

26.


27.


28.


В 904 году город был завоеван царём Абхазии. Вскоре после этого на территории Уплисцихе и возник храм Уплисцули, действующий по сей день.

29.


Известна история, которая произошла около 920 года: тогда абхазский царь Георгий назначил своего сына Константина правителем Картли, но тот взбунтовался против отца и абхазская армия осадила Уплисцихе. В хронике Леонтия Мровели об этом говорится так: "...выступил в поход со всеми своими силами, привел тайоских царей, хорепископа Фадлу и подступили (совместно) к Уплисцихе. Произошло сражение многодневное, но так и не принесли ущерба крепости, ибо находилось в ней множество (людей)". В итоге крепость взяли хитростью, Константина забрали в плен, а Картли и город Уплисцихе передали его брату Леону, который в будущем станет царем Абхазии, Леоном Третьим (960 - 969).

30.


Ещё лет 200 город просуществовал в эпоху объединённой Грузии, а в 1178 году там произошло историческое событие - "царь царей" (как её зовут грузины) Тамара была коронована в Уплисцихе, и венчалась в тамошней церкви. Скорее всего в зале, сегодня носящем её имя, была коронация. Вот он на фото.

31.


Возможно, в этой комнате проходил свадебный пир. Это центральный зал с двумя боковыми комнатами: правой комнате видны остатки кувшинов для вина (марани), а потолок обработан так, чтобы было похоже на деревянные балки. Также в потолке пещеры сделано отверстие для освещения.

32.


Почему это место назвали "Зал Тамары"? Тут история неоднозначная. Именно в этом случае название является не прихотью администрации комплекса, а реальным, укоренившимся в народе названием пещеры. Возможно, до археологических работ это был единственный доступный зал на всей территории, и, как всё необычное, его автоматически приписали Тамаре. По другой версии, если Тамару венчали именно в Уплисцихе, весьма вероятно, что это происходило в Трёхнефной Базилике, а свадебное пиршество проходило в этом зале..

33.


Так что здесь начиналась целая эпоха в истории страны.

34.


Зал Тамары - самый знаменитый зал всего комплекса.

35.


Возможно, именно поэтому именно он плотнее всего покрыт надписями всех эпох, в основном конца XIX века. Есть даже надписи арабским шрифтом (редкое для Грузии явление). Так что, вандалы существовали во все времена и среди всех народов.

36.


37.


В XIX веке в регионе побывал Фредерик Дюбуа, который посетил Уплисцихе, и в некоторых залах обнаружил армянские, арабские и куфические надписи. Согласно М.Г. Джанашвили, французский исследователь не нашёл там древне-грузинских тестов потому, что они были испорчены в результате вандализма и нанесения позднейшими посетителями поверх них новых надписей и каракулей.

38.


39.


40.


41.


42.


Археологи не сразу смогли определить, для чего использовалось помещение с полочками, сложенными из каменных кирпичей, и с каменной ванной. Но когда исследовали пыль, взятую из этих ниш, оказалось, что там хранились различные травы и порошки. Поэтому это помещение сегодня называется "Аптека".

43.


Исследования указывают, что вино, произведенное в Уплисцихе, считалось священным. В то время вокруг города были густые леса, и виноград доставлялся издалека.

44.


Древние винодавильни представляют собой два больших квадратных углубления, соединенных между собой каналом. В одном из углублений давили виноград, а в другой стекал сок. Его потом смешивали со жмыхом, чтобы началось брожение. Через две-три недели сок со жмыхом процеживали, из него делали вино, а из жмыха - крепкую водку “чачу”. Винодавильни находятся недалеко от кассы парка, а вот марани (помещения, где вино бродило и хранилось) находятся непосредственно в пещерах города.

45.


46.


Было в Уплисцихе и одно большое, на 58 карасов, и несколько маленьких винохранилищ, которые разрушили и сожгли пришедшие в город христиане.

47.


Уплисцули - "Церковь Бога" -  была построена в Х веке, и действует и сейчас. Церковь, с точки зрения архитектуры, выглядит очень просто. Это один из редких храмов, построенных в чисто грузинском стиле “трёхнефной базилики”, в чём заключается его уникальность.

48.


Рядом с ней можно увидеть руины той самой базилики, которая в дохристианский период существования города была языческим храмом, а по некоторым предположениям, здесь какое-то время был и Колизей, где проходили бои гладиаторов. Позже, в Средние века, её использовали как пекарню.

49.


На запад от церкви Уплисцули находится Одноколонный зал, и известен он тем, что колонны внутри него на удивление прекрасно сохранились - они выглядят почти так же, как тогда, когда были высечены. В других залах остались лишь остатки таких колонн.

50.


Эта комната, видимо, принадлежала очень важному и состоятельному человеку, возможно, священнослужителю. Она очень отличается своей отделкой и внутренним устройством от остальных помещений, и считается самой красивой во всем пещерном комплексе.

51.


Пещерный город не раз за свою историю бывал завоёван врагами. В разные периоды он принадлежал армянам, арабам, абхазам, перенес нападение сельджуков. Так, армяне до сих пор шутят, что именно они оставили на память городу вот этот профиль )))

52.


53.


Когда в 1112 году Грузия была освобождена от арабов, Тбилиси стал главным городом страны, а Уплисцихе потерял свой статус столицы. Окончательно город пришёл в упадок после нескольких набегов монголов, которые неоднократно сжигали город. В 13 веке внук Чингисхана Хулагу напал на город, и его войско убило около 5000 монахов, живших там.

54.


55.


И тем не менее, люди здесь жили вплоть до начала двадцатого века. Однако пик  расцвета города был пройден, и все средние и новые века Уплисцихе провёл в тени Тбилиси и Мцхеты.

56.


Сильнейшее землетрясение, произошедшее в Грузии в 1920 году, сильно повредило город, много пещер и строений разрушилось. Люди здесь больше не селились.

57.


В XIX веке Уплисцихе полностью покрылся слоем земли и песка. Понадобились большой труд и чрезвычайные усилия многих специалистов по раскопке, расчистке, укреплению, реставрации и изучению этого выдающегося памятника в истории грузинской культуры, занесённого в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

58.


В 1957 году началось систематическое научное изучение Уплисцихе. С того времени городище изучает комплексная архитектурно-археологическая экспедиция Государственного Музея искусств Грузии под руководством Ш. Амиранашвили и Т. Саникидзе. За время изучения город был расчищен, с помощью дополнительных железобетонных конструкций укреплены некоторые сооружения, а ряд других сооружений укрыт и законсервирован.

59.


Томаз Саникидзе, один из ведущих археологов городища, так реконструирует ход религиозного праздника в эллинистическом Уплисцихе на основании результатов раскопок:

[Жрецы] на почётном месте устанавливали статуэтку богини …, начинали звонить в колокольчики и греметь погремушками, крутить колёса, шипы которых, задевая клепало, издавали устрашающий грохот, выпекали священные хлебцы с оттисками глиняных печатей, резали жертвенных животных и, окропив мясо святой водой, варили на священном огне, священным вином из большого погреба совершали возлияния в честь божества, пели гимны, вознося хвалу владыке и благодаря господа за дарованные им жизнь и благополучие, с наступлением же сумерек в каком-нибудь из храмов представляли мистерию.

60.


По мнению археологов и историков, в период расцвета в городе жило около 20 тысяч человек. До настоящего времени раскопано лишь 150 пещер из предполагаемых 700. С каждым годом открывается всё больше пещер и помещений для посещения туристами. Тем не менее, к разочарованию археологов всё, что есть в Уплисцихе сейчас - это результат длительной перестройки и переделки того, что было когда-то. Местные жители постоянно перестраивали свои пещеры, продалбливали новые углубления и засыпали старые.

61.


62.


В 1977-1978 годах археологическаяя экспедиция сделала самое значительное открытие, обнаружив в овраге с южной стороны Уплисцихе спрятанный клад раннего периода жизни города, предметы из которого сейчас находятся в грузинских музеях. Находка пролила свет на некоторые обстоятельства жизни города и подтвердила ряд предположений о назначении культовых объектов Уплисцихе.

63.


Этот древний клад стал настоящей сенсацией в мире учёных. В составе клада было четыре колеса, символы утренней звезды, луны, солнца и звезды, покровительствующей городу. Вообще, цифры 4 и 8 в Уплисцихе присутствуют повсюду. Например, 8 ступеней в храм женского божества солнца - именно по их количеству было установлено, что это было за помещение.

64.


До сих пор в скальном городе есть места, где исследования пока даже не начинались, так что Уплисцихе может хранить ещё немало тайн.

65, 66.



Поэтому я более чем уверена, что это не последний мой визит в эту древнюю каменную сказку...

67.


Источники: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Шида-Картли, Грузия, национальный парк, ЛечимНервыЧачейиВином

Previous post Next post
Up