США-2019. Великий Grand Canyon

Jul 05, 2019 17:15

14-15 апреля

Девятый и десятый дни отпуска прошли под знаком одной из выдающихся достопримечательностей мира, о который не слышал разве что Робинзон Крузо - аризонского великого ущелья Grand Canyon.
Я давно мечтала его увидеть; хотя нет, ещё несколько лет назад, я даже не мечтала об этом, потому что это казалось слишком нереальным, не для моей жизни. Но тем не менее, судьба исполнила мою мечту, и я увидела это чудо природы.
И... и не сразу поняла, что в этом каньоне такого великого.

Нет-нет, не спешите упрекать меня в том, что я "слишком много кушать". Просто великий каньон не сразу позволяет себя понять. Ущелье настолько велико и глубоко, что скудные человеческие органы чувств не в состоянии сразу и полностью оценить его грандиозность. К примеру, с его края далеко не везде видно его дно, так что сложно оценить глубину. Каньон уходит вниз на невероятную глубину в 2 км, делая это ступенчато, так что во многих местах видны только относительно неглубокие уступы, ступени и склоны.

Кроме того, каньон настолько изрезан более мелкими ущельями, что не сразу удаётся мысленно собрать их в единое целое.

Но в конце концов каньон покоряет сердце и потрясает ум... без вариантов!

Мы гуляли по Гранд Каньону два дня, в разных составах и по разным маршрутам; так что буду рассказывать по порядку.

Традиционно у Гранд Каньона различают две его стороны - северную и южную, North Rim и South Rim. Южный склон наиболее популярен и туристически развит. Именно с той стороны и находится Национальный парк.

В первый день мы приехали в парк сразу из Кингмана. У нас уже был годовой абонемент во все национальные парки США, так что за въезд мы ничего не платили. Но есть вариант попасть туда бесплатно и без абонемента: можно оставить машину в городке Тусаян (Tusayan) перед въездом в парк и поехать дальше на шаттле, по фиолетовой линии.

Площадь парка - 4927 км², так что понятно, что обойти ногами всё и за короткое количество времени просто нереально. Да и пешеходно-велосипедная тропинка вдоль края ущелья довольно длинна, так что если в планах увидеть побольше за день или два, то никак не обойтись без услуг шаттлов, коих тут целых 4 линии. Мы пользовались двумя - оранжевой и красной.

Карта для наглядности

Итак, приехав в парк, мы оставили машину на парковке возле Visitor Center и пошли изучать восточную часть парка.

Сев там на шаттл оранжевой линии, мы доехали на нём до крайне восточной остановки - Yaki Point - и оттуда пошли пешком назад по тропинке вдоль обрыва, не забывая почаще фотографироваться :)

Надо сказать, что именно в первый день каньон меня не слишком впечатлил. Я ни с одной точки не смогла увидеть его дна и реку Колорадо - "виновницу" его образования, поэтому впечатление от ущелья казалось каким-то не завершённым, обрывистым.

Однако, для меня оказалось открытием то, что там так много зелени. Почему-то Гранд Каньон представлялся мне до этого полностью пустынным, каменистым, красным, коричневым, чёрным или жёлтым, но уж никак не столь зелёным.

Мы даже белочек там увидели - впервые за этот наш визит в США.

Кстати, прогулочная тропинка там идёт в нескольких метрах от края каньона, который никак и ничем не отгорожен (кроме специально оборудованных смотровых площадок). Поэтому позировать у самого края можно сколько угодно, главное - быть осторожным и не увлекаться.

17, 18.

По пути мы прошли точку, с которой начинается маршрут South Kaibab Trail, ведущий на дно каньона. Об этом я напишу поподробнее дальше.

Увидев, какое количество народа  ходит по тропе, мы тоже загорелись желанием попробовать.

Понятно, что в тот день это было уже нереально сделать, так что мы отложили пеший поход по тропе на завтра, а пока что продолжали свой путь вдоль края каньона до туристического центра.

На одном из склонов мы вдруг увидели снег; и это была первая столько близкая встреча со снегом в этой нашей поездке.

Вернувшись к парковке, мы загрузились в машину и поехали в наше очередное жилище - которое было столько прекрасным, что я напишу о нём отдельно, как и о первом вечере там, который оказался для меня весьма и весьма стрессовым и нервным.

Ну а на следующий день в Гранд Каньон поехали только трое - мы с Женей и Саша. Юлька совсем разболелась (она простыла в машине в тот день, когда мы ездили в зоопарк Сан-Диего), а дети снова забастовали и захотели остаться дома, с интернетом, телефонами и холодильником )))

Мы же собирались пройти по тропе вниз несколько километров, а потом изучить западную часть парка, вдоль которой ездит шаттл красной линии.

Поэтому первым делом мы нашли начало пешеходной тропы Bright Angel.

Bright Angel Trail - это тропа, спускающаяся до самого дня Великого каньона и заканчивающаяся в одноимённом кемпинге в 300 метрах от реки Колорадо.

Длина тропы - 15,3 км. Всё время вниз и вниз. Перепад высоты от верха каньона до дна - 2085 м.

Все имеющиеся у нас путеводители категорически не рекомендовали никому - даже самым выносливым и опытным туристам - проходить весь путь (то есть вниз до реки и обратно на верх каньона) за один день. Это не просто очень сложно, но и смертельно опасно.

Несмотря на все предупреждения, ежегодно на этих треках погибают от разных причин неосмотрительные туристы.

Мы совершенно не собирались совершать ни подвигов, ни глупостей, а всего-то хотели пройти 2-3 первых участка тропы и вернуться назад.

Первый участок довольно короткий и заканчивается аркой Upper Tunnel. До него всего 1,6 км, перепад высот 180 м.

И мы пока ещё бодры и веселы

Женя с удивлением обратил моё внимание на то, что идущие перед нами, за нами и обгоняющие нас люди зачастую шли не просто в каких-нибудь сандалиях или шлёпанцах, но даже без воды. Очень странно...

Тропа зигзагами спускалась вдоль крутых стен ущелья.

И весело подмигивала откуда-то снизу.

Если меня и пытались посетить мысли о том, что назад придётся идти всё время вверх, то поначалу я их успешно отгоняла.

Тем более вокруг мелко цвели кусты дикой смородины и умопомрачительно пахли.

Касаемо маршрутов ко дну каньона, интересными для меня явились два факта. Во-первых, большой популярностью среди туристов (коих в год посещает Гранд Каньон более 4 миллионов человек!) пользуются поездки на мулах ко дну каньона. И мы видели и мулов, и следы хорошей работы их пищеварительной системы (кстати, по теме и пока не забыла - именно в сувенирном магазине парка Гранд Каньона мы увидели книжку под названием "Кто накакал в парке", которая обучала детей по виду какашек определять оставившее их животное :))).

Второй факт заключается в том, что многие туристы спускаются на дно каньона по одной тропе (к примеру, той, что мы видели накануне - South Kaibab Trail), отдыхают в кемпинге у реки Колорадо, а затем поднимаются наверх по трейлу Bright Angel. Или наоборот.

Кроме того, от кемпинга Bright Angel можно продолжать идти дальше и подняться по северному склону каньона, закончив путь, таким образом, на North Rim. Но это от 32 до 37 км пути с большим перепадом высот, так что задачка эта не для любителей, а скорее для профессионалов.

А мы тем временем всё шли и шли, и я уже, если честно, стала переживать о том, как потом подниматься вверх. Намеченная нами точка - третий пункт маршрута - всё никак не приближалась, хотя вторую мы уже давненько прошли.

В конце концов мы поняли, что сколько бы не спускались вниз, виды вокруг существенно не изменятся, и лучше потратить время на поездку или прогулку вдоль, а не вглубь, и развернулись назад.

И вот тут началась жесть... Тропа шла вверх всё время, на ней не было ни одного мало-мальски ровного участка, где ноги могли бы отдохнуть, а дыхание восстановиться, и очень скоро ботинки стали казаться просто пудовыми. Саша ушёл вперёд, Женя тоже был ещё довольно бодр, и я сказала, чтоб он меня не ждал, и плелась себе в своём черепашьем темпе, то и дело останавливаясь для отдыха.

Вот, Женино фото сверху, где видно меня, печальную и сдохшую, отдыхающую под кустиком.

Но так или иначе, через какое-то время я добралась до верха каньона, а там мы сели в шаттл красной линии и доехали на нём до конечной станции Hermit Rest.

Изучив ассортимент тамошнего сувенирного магазина и купив себе пару чочкес, мы пошли по тропе вдоль края ущелья в обратную сторону.

Несколько "технических" фактов о Гранд Каньоне:
Длина каньона - 446 км. Ширина (на уровне плато) колеблется от 6 до 29 км, на уровне дна - менее километра. Глубина - до 1800 м.
Северное и южное плато ущелья ничем не соединены, поэтому технически перебраться через него поверху невозможно.

Большой каньон - один из самых необычных геологических объектов нашей планеты. В нём можно обнаружить следы четырёх геологических эр Земли, разнообразие скал и пещер, содержащих богатый геологический, биологический и археологический материал.

Великий каньон образовался не сразу. Изначально река Колорадо текла по равнине, но в результате движения земной коры около 65 млн лет назад плато Колорадо поднялось. В результате поднятия плато изменился угол наклона течения реки, вследствие чего увеличилась её скорость и способность размывать горные породы, лежащие на её пути.

Прежде всего река размыла верхние известняки, а потом принялась за более глубокие и древние песчаники и сланцы. Так и образовался Большой каньон, и произошло это около 5-6 млн лет назад.
Каньон и сейчас углубляется из-за продолжающихся процессов эрозии, только реку Колорадо теперь увидеть гораздо сложнее, потому что в наши дни она прячется где-то там внизу.

Но мы её всё-таки увидели.

Сверху она кажется такой маленькой, что даже не укладывается в голове, что именно эта речушка смогла создать столь невероятный каньон...

На одной из обзорных точек мы выстояли целую очередь, чтобы сделать это фото:

И вот эту панораму (по клику откроется полностью):

А потом шли дальше, периодически останавливаясь и замирая перед прекрасным и грандиозным...

По пути нам встретилось несколько мест, где так хорошо можно посидеть и помедитировать...

Коренные жители Америки - индейцы - знали о Большом каньоне ещё тысячи лет назад. К первым признакам жизни людей в каньоне относят наскальные изображения, которые были созданы индейцами около 3 тыс. лет назад.

В 1540 году Большой каньон был обнаружен группой испанских солдат под командованием Гарсии Лопеса де Карденаса, путешествующих в поисках золота. Несколько испанских солдат в сопровождении индейцев племени хопи пытались спуститься на дно каньона, но вынуждены были вернуться из-за недостатка питьевой воды.

С тех пор каньон не посещался европейцами более двух веков.

В 1776 году два испанских священника в сопровождении небольшого отряда солдат путешествовали вдоль Большого каньона в поисках пути из Санта-Фе в Калифорнию.

Первая научная экспедиция к Большому каньону, возглавляемая ветераном Гражданской войны и профессором университета Джоном Уизли Пауэллом, была проведена в 1869 году. Пауэлл исследовал и описал каньон. В его честь названа одна из обходных точек на краю ущелья - Powell Point.

В 2013 году Большой каньон пересёк известный американский канатоходец Николас Валленда, который прошёл над пропастью по канату без страховочных тросов.

В 1940-1950-х годах экипажи многих пассажирских авиалайнеров, пролетающих в этой местности, специально планировали путь таким образом, чтобы дать пассажирам полюбоваться видами Великого каньона. Зачастую пилоты совершали над каньоном несколько «восьмёрок» с левым и правым креном, чтобы улучшить пассажирам обзор.

В те годы это не было запрещено, так как пилоты пассажирских лайнеров имели право, даже находясь на эшелонах, совершать визуальные полёты, что иногда вызывало опасные сближения самолётов в воздухе.

30 июня 1956 года над Большим каньоном произошло столкновение Lockheed Constellation авиакомпании Trans World Airlines и DC-7 авиакомпании United Airlines. Обломки самолётов упали на дно каньона, погибли 128 человек.

Это была самая крупная по числу жертв авиакатастрофа гражданских самолётов в мире до 1960 года (когда произошла авиакатастрофа над Нью-Йорком), и после неё визуальные полёты на эшелонах по воздушным трассам над территорией США были запрещены.

Ещё одна авиакатастрофа произошла над Большим каньоном в 1986 году. В ней во время выполнения экскурсионных полётов столкнулись самолёт DHC-6 Twin Otter и вертолёт Bell 206, в результате чего погибли все находящиеся в них 25 человек.

Сегодня увидеть Гранд Каньон с высоты можно только с вертолёта. В США действует несколько фирм, предоставляющих подобную услугу (например, можно купить вертолётный тур над Гранд Каньоном из Лас-Вегаса, да и вблизи самого каньона мы видели небольшой вертолётный парк).

Другой вариант зависнуть над пропастью - это посетить резервацию индейцев племени Валапай или уалапай, на территории которой построена обзорная площадка Skywalk - мост в форме подковы со стеклянным дном, нависающий над ущельем на высоте 1220 метров...
Мы туда не добрались (хотя я страстно хотела), но Женя там бывал, и вот об этом его пост.

Возможно, когда-нибудь я постою на этом ужасном стеклянном мосту и полетаю на вертолёте над прекрасным каньоном, дабы по-настоящему его увидеть и оценить.

Ну а пока что я пока только сидела там, смотрела, и не могла поверить в то, что я это вижу.