Ускользающий Эйн-Авдат

May 02, 2017 21:50

Бывает так, что в погоне за наименее известными и посещаемыми местами Израиля не успеваешь попасть в наиболее популярные и всеми любимые, и они вносятся в список обязательных для посещения мест - и остаются там годами.

Именно так произошло у нас с Женей относительно заповедника Эйн-Авдат, в котором побывали, наверное, все, включая мою подругу из России - но только не мы :)))

И вот в прошлую субботу, когда по плану у нас была поездка на юг с группой джипперов, отменённая организаторами практически в последний момент, мы решили, что это тот самый шанс - поехать с Мариной в Эйн-Авдат и кое-куда ещё всё там же, на юге.

В тот день постоянно ускользающий от нас заповедник наконец-то превратился из фотографий в реальность.

Эйн-Авдат - это небольшое ущелье в пустыне Негев, сразу под Мидрешет Бен-Гурион, немного севернее набатейского города Авдат. В ущелье бьют несколько родников, что превращает его в оазис среди сухого Негева, объявленный национальным заповедником и охраняемый государством.

Мы приехали практически сразу после открытия заповедника, припарковались, съели по хотдогу прямо на парковке (внутри заповедника есть категорически запрещено) - и пошли вглубь ущелья.

День Независимости уже был на пороге...

Ущелье находится в русле великой сезонной реки Цин на высоте 400-600 м над уровнем моря. Эта возвышенность, носящая название Рамат Авдат, расположена меж изгибов и выпуклостей центральной горы Негев и северными негевскими горами.

Многотысячелетние геологические процессы, ветер и работа воды привели к образованию крутых каньонов с уступами и водопадами высотой в десятки метров, один из которых - Эйн-Авдат.

Геологи полагают, что каньон Эйн-Авдат в нынешнем его виде образовался более чем 45 тысяч лет назад.

В стенах каньона есть прослойки глины, накапливающие и задерживающие воду, и именно в них рождаются родники: Эйн-Маариф в самом верху каньона и Эйн-Авдат и Эйн-Мор в нижней его части.

В одной из мелких согретых солнцем луж обнаружилась целая стайка головастиков самых разных размеров и степеней развития - и Марина зависла там надолго. Мы, спеша пройти маршрут до наплыва других любителей природы, кое-как оттащили ребёнка от живности, пообещав ей остановиться тут на обратном пути.

Родники превращают эту часть пустыни в оазисы, богатые растительностью.

Зелень изумительно смотрится на фоне белых складчатых меловых стен каньона, превращая Эйн-Авдат в одно из красивейших мест Негева. Эту красоту много сотен лет назад по достоинству оценили и византийские монахи, нашедшие приют в пещерах, усеивающих стены ущелья.

Оазис привлекает к себе животных. Здесь всегда много ибексов-козерогов, чувствующих себя уверенно и в безопасности, чему доказательство следующий ролик ))

По Эйн-Авдату можно гулять двумя способами: при наличие одной машины туда и обратно без подъёма к верхней смотровой площадке, а при наличие двух машин, которые можно разогнать в начало и конец каньона - в одну сторону с подъёмом. Мы шли по первому маршруту.

Не успела я и глазом моргнуть, как уже минут через 15 небыстрого шага с остановками мы дошли до озера, образованного родником Эйн-Авдат.

Зеркало чистой спокойной воды, затемнённой густыми зарослями водорослей, зажатой высокими стенами ущелья, завораживало и гипнотизировало.

Людей было совсем мало, так что мы могли в полной мере наслаждаться окружающей красотой и фотографировать не людские спины, а озеро и водопад.

Вода была как зеркало, в её неподвижности горы удваивались и казалось, что у озера нет дна, что стены каньона уходят глубоко в недра земли.

Там, на верхних уступах скал, гнездятся орлы. Смотритель заповедника рассказал, что сейчас там находятся семь гнёзд, в каждом из которых есть птенцы. Мы видели несколько взрослых птиц, неподвижно и величественно восседающих наверху и охранявших своих отпрысков.

От озера под водопадом можно подняться вверх и пройти до тополиной рощи. Подниматься надо по узкой выбитой прямо в скалах лестнице.

Наверху оказывается небольшое ровное плато, обрывающееся вниз пятнадцатиметровым водопадом, под которым мы только что были, а выше - внезапные в этом пустынном месте раскидистые тополя.

Внизу у озера уже появились другие гуляющие

Солнце стало припекать довольно сильно, поэтому тень оказалась в самый раз.

Переходя через ручей, Марина поскользнулась и больно ударилась коленом, так что пришлось немедленно усадить расстроенного ребёнка на поваленный ствол и поить водой.

Сидя здесь, я окончательно поняла суть запрета на пронос внутрь заповедника еды. Не будь этого правила, тут бы все, кому не лень, устраивали пикники, и эта роща выглядела бы совсем-совсем иначе... в худшем смысле.

Отсюда начинается подъём к верхней части каньона. Подъём односторонний, спускаться обратно нельзя, так что на этом наш маршрут и заканчивался. Точнее, заканчивалась его половина - нам предстояла та же самая дорога, но уже назад.

Снова идём по узкой тропинке над водопадом.

И спускаемся вниз, к озеру

Могу себе представить, какая тут собирается пробка в самые популярные часы посещений...

Любые красоты становятся прекраснее стократ, когда делишь их с любимыми людьми...

Спустившись, мы идём назад с стоянке, остановившись по пути - как и обещали - возле озерца с головастиками. Марина не успокоилась, пока не поймала сложенными ковшиком ладонями пару этих лягушачьих детей, не намимикалась на них и не отпустила обратно )))
А мы с Женей стояли, смотрели на тянущиеся со стороны парковки толпы гуляющих - семей с детьми, младенцами, бабушками и дедушками, гидов с туристами, целых школьных классов с руководителями - и понимали, что приезд к открытию, как и всегда, оказался самым верным решением (даже если для этого приходится выезжать из дома в 7 утра).

Перекусив в тени дерева на теперь уже переполненной машинами парковке, мы выехали из ущелья и устремились дальше на юг. Следующей целью была верхняя стоянка заповедника Эйн-Авдат, к которой приводит та самая односторонняя лестница в скале.

Приехав туда, мы снова оказались лицом к морде с очередным стадом ибексов, пасущихся в сухом русле и не обращающих никакого внимания на непрерывно щёлкающих камерами людей.

Сначала мы подошли к смотровой площадке, которую видели снизу. С неё прекрасно просматривалась тополиная роща и почти полностью скрытые деревьями верхние озёра.

А ещё тут был рай для позирования на сооружённых самой природой скамеечках и креслах ))

От смотровой площадки мы продолжили чуть дальше на юг, дойдя до сухого водопада, которым обрывается вниз на целых 60 метров русло ручья Цин.

Сам Цин безжизнен и сух, и сложно представить себе, что в период дождей и пустынных наводнений по нему несутся потоки мутной воды.

А внизу, под обрывом - родник Эйн-Маариф, который в течение многих столетий служил источником воды для кочующих в этих местах бедуинов. На некоторых скалах до сих пор сохранились протёртые в камне следы от верёвок, на которых спускали и поднимали вёдра и прочие ёмкости для зачёрпывания воды из родника.

Сложно описать то чувство глубокого удовлетворения и удовольствия, охватившее меня при мысли, что наконец-то этот ускользающий рай превратился в прекрасную, ничуть не разочаровавшую реальность, приправленную чудесной семейной прогулкой, купленным окончательным перед отъездом из Эйн-Авдата вкусным мороженым и предвкушением продолжения путешествия, которое, само собой, на этом вовсе не заканчивалось.

заповедник, каньоны и ущелья, Негев, поездки, водопады