Наверное, еще ни один мой фото-рассказ не ждал так долго своего часа, как это произошло с Авдатом. Я все время откладывала его написание по тем или иным причинам, все время было что-то более актуальное/интересное/срочное, я даже почти забыла про него. И так бы и канули все эти фотографии в Лету, если бы я все-таки не решилась взять себя в руки, вспомнить события годовалой давности и написать про них. Тем более Авдат того стоит.
Да-да, ровно год тому назад, 18 января, мы с k0ev ранним-преранним утром уселись в Хондочку и направились далеко на юг - к национальному парку Авдат.
Ехали долго, через поля, пустыни, сквозь ранне-утренние январьские огни и туманы, мимо больших городов и бедуинских поселений... пока не достигли пустынного и величественного места, где горы возвышаются над долиной, по которой вьется трасса номер 40, а на вершине одной из гор...
В период с IV века до н.э. по II век н.э. на огромной, по преимуществу пустынной территории, которая охватывала юг Израиля, значительную часть Сирии, Иорданию и север Аравийского полуострова, господствовали племена набатеев, которые в догосударственный период были пастухами, караванщиками и разбойниками.
2.
Царство набатеев простиралось через всю пустыню Негев и далее, в Иорданию. Набатеи, семиты по крови, изначально были кочевниками, и стали известны всему миру как создатели потрясающего города Петры, столицы Набатейского царства.
По стране набатеев пролегали важнейшие торговые пути из Аравии на запад, к средиземноморским берегам. Многие властители древности мечтали установить контроль над этими путями, но набатеи крепко держали ключи от пустыни в своих руках. Проводя умелую политику, набатейские правители не только умели сохранять независимость и от эллинистического Египта, и от могущественного Рима, но и расширяли свои владения.
3.
Главным источником набатейского богатства был Путь Благовоний (Ладанный путь) - торговый маршрут, связывавший Южную Аравию и Африканский рог с регионом Средиземного моря и Междуречьем. По Пути Благовоний на север и запад шли товары, пользовавшиеся огромным спросом в античном мире и стоившие немалых денег: ладан, мирра, специи. Вдоль Ладанного пути набатеи выстроили города (коих на сегодняшний день известно 65), некоторые из которых расположены на территории Израиля: Мамшит, Авдат, Шивта, Халуца, Ницана. В этих городах караваны могли отдохнуть от тяжелого перехода по пустыне.
4.
Важнейшее значение среди этих городов имел город Авдат. Возможно, он не был самым крупным, но скорее всего был самым важным городом набатеев, поскольку носил имя набатейского царя-божества Авдата. Некоторые ученые считают именно Авдат настоящей столицей набатеев (по этой гипотезе Петра в Иордании - не административная столица, а великолепный некрополь). Город расположен на перекрестке двух дорог - из Петры на запад и из Эйлата на север.
5.
Авдат расположен в пустыне Негев на вершине горы (655 м над уровнем моря) и окружен довольно большими долинами. Сегодня только в некоторых местах Негева можно встретить виноградники, а ранее, в период расцвета царства набатеев, большая часть этих долин была занята сельскохозяйственными угодьями. Система плотин, цистерн для сбора воды и лиманов помогала набатеям не только выжить, но и зарабатывать своим трудом.
6.
По Пути Благовоний в те времена ходили караваны, состоящие из полутора тысяч до четырех тысяч верблюдов, сопровождаемых погонщиками и охраной; и им всем была нужна вода. У набатеев вода была - они знали, где ее добыть и как сохранить в суровых условиях Негева. Только им были известны подземные хранилища воды в пустыне. Вода добывалась здесь разными способами. Один из них - сбор воды из сезонных потоков. В пустыне нет рек; но в сезон дождей по ней текут бурные потоки. Техника набатеев была хитроумна и проста одновременно: в одном из берегов ручья набатеи выкапывали большую цистерну, перед которой делали углубление. Углубление служило фильтром, в котором оседала грязь и камни, несомые потоком, а уже более чистая вода заполняла цистерну. Вход в цистерны всячески пытались замаскировать, а карта их местонахождения зачастую находилась только в головах набатеев.
7.
В середине I в. н. э. жители Авдата соорудили систему плотин, позволявшую накапливать дождевую воду и использовать ее для сельского хозяйства в течение летнего сезона. Горожане могли также брать воду из родников, бьющих в каньонах ручья Цин, примерно в 3 км к северу от Авдата. Можно было брать воду и из озер на дне каньонов при помощи веревки и ведра, несмотря на то, что спуск к ним был довольно тяжелым. Следы от веревок, оставшиеся на скалах с тех давних времен, свидетельствуют о том, что именно таким образом отсюда брали воду.
8.
Сегодня трудно в это поверить, но много веков назад набатеи, владевшие методами экономного использования воды, создали вокруг Авдата виноградники, посадки олив и фисташковых деревьев.
9.
Первое упоминание Авдата можно найти в работе «География» греческого учёного Птолемея в списке семи поселений римской провинции Аравия. Однако Авдат был основан задолго до того времени, когда в этих местах появились римские легионы - а именно в III в. до н. э. Стефан Византийский, основываясь на трудах Геродиана, пишет о Авдате как месте набатеев, названном в честь их царя и почитавшегося божеством (Абда, или Абадан).
10.
Однако в истории набатеев было три царя с именем Авдат и нет никаких точных сведений о том, в честь какого из них назван город. К примеру, есть версия, что город назван в честь царя Авдата II (30 - 9 гг до н.э.), который правил городом, и был похоронен в нем. В период его правления город включал в себя большой Набатейский храм, загоны для верблюдов, военный лагерь для охраны караванов, большую мастерскую для изготовления горшков и, конечно же, жилые дома.
11.
Набатейский Авдат достиг наивысшего расцвета в царствование Арета IV (9 г. до н. э. - 40 г. н. э.), когда здесь был укреплен акрополь и на нем был построен большой храм. В этот период в Авдате процветало керамическое производство.
12.
Далее история Авдата была насыщенной и непростой. В I веке н. э. город сильно пострадал от набегов кочевых арабских племён. Как полагают ученые, с 50 по 70 года н.э постоялые дворы и города в Негеве (Мамшит, Авдат, Шивта, Халуца, Ницана) были захвачены племенами с аравийского полуострова. Об этом свидетельствуют надписи, найденные рядом с Авдатом.
В I в. н. э. после смерти последнего набатейского царя Раббэля II город, как и другие набатейские земли, перешел под власть Рима. Римляне изменили маршрут Пути Благовоний, и Авдат, утратив свое значение для торговцев специями и ладана, стал пограничной заставой римлян. Он был перестроеними в соответствии с их представлениями о красоте и удобстве. На городском акрополе были построены храмы Зевса и Афродиты. Самая поздняя римская надпись, найденная в Авдате, относится к концу III в.
После падения Рима город перешел к византийцам. Тогда его его население занималось главным образом земледелием и виноделием. Именно на византийский период приходится расцвет Авдата, как важного с военной и экономической точек зрения города империи. И к тому же времени относятся найденные у подножия горы бани. Построенное в IV веке по христианскому летоисчислению, здание удивительно сохранилось, местами от пола до самой крыши
13.
Именно отсюда мы начали свое исследование Авдата, и, разумеется, полезли внутрь здания, осмотреться.
14.
В здании оказались раздевалка, "холодная" комната, "прохладная" комната, две "горячие" комнаты и печи
15.
По этим керамическим трубам в помещение поднимался горячий воздух
16.
Вода в баню поставлялась из колодца глубиной 70 м, расположенного неподалеку.
17.
Существование в тех пустынных местах столь роскошной бани свидетельствует о высоком уровне жизни горожан
18.
Изучив древние купальни, мы пошли вверх.
19.
Город состоит из двух уровней - на вершине горы расположен акрополь, а у подножия ее Нижний город - город пещер в уступах скал.
20.
Здесь были найдены сотни жилых помещений; в задней части некоторых из них находятся высеченные в скале пещеры. Эти пещеры служили кладовыми для хранения сельскохозяйственной продукции.
21.
22.
Население города в византийские времена насчитывало 3000 жителей, что по тем временам было совсем немало. В городе существовал большой христианский монастырь и церкви. В пещерах были оборудованы склады, в которых хранилось большое количество продовольствия.
23.
Вот так и жили...
24.
25.
26.
Высоко мы забрались... Хондочка осталась далеко внизу
27.
28.
Авдат был частично разрушен в 614 г. во время персидского нашествия. 20 лет спустя арабские завоеватели нашли там только небольшое селение, которое и захватили. С того момента жизнь в городе начала угасать. Одной из причин этого стал запрет на выращивание винограда. Набатеи потеряли большую часть своих финансовых доходов, и постепенно проживание в Авдате потеряло всякий смысл.
29.
В 630 году землетрясение практически полностью уничтожает город, и жители окончательно покидают его.
Руины древнего Авдата были обнаружены в 1807 году Ульрихом Зетценом, но только через 60 лет, в 1870 г., стало понятно, что это именно Авдат.
"Эврика" - вроде как кричу я )))
30.
а может быть, просто радуюсь, что мы наконец-то достигли вершины
31.
В 1902 году на территории древнего города под руководством Алоиса Мусиля раскапывают городские бани; тогда же был обнаружен военный лагерь. С 1958 года планомерные раскопки руин города осуществляют израильские археологи и учёные Иерусалимского университета и Управления Национальных Парков. В раскопках принимали участие известные израильские археологи Михаэль Ави-Йона и Авраам Негев.
32.
Среди археологических достопримечательностей раскопок можно выделить относящиеся к набатейскому периоду мастерскую по производству глиняной посуды, с сохранившейся печью, относящуюся к раннему периоду существования города, и арку ворот с надписью от 268 года до н. э. Это южные врата культового помещения набатеев, ставшего впоследствии входом на площадь церквей.
33.
К римскому периоду относится пещера для захоронений с алтарём и рельефными изображениями Солнца и Луны. Там же обнаружены три надписи на древнегреческом с женскими именами, что объясняется присутствием жриц храма Афродиты в Авдате.
34.
Изначально ученые предполагали, что в этой пещере был захоронен набатейский царь; и только найденная впоследствии надпись на древнегреческом языке позволила установить, что в пещере были похоронены жрицы богини Афродиты.
35.
В стенах пещеры более 20 погребальных ячеек
36.
К византийскому периоду учёные относят жилой квартал с домами, расположенными с двух сторон центральной улицы Авдата и разветвлённой сетью колодцев и каналов для сбора воды; городскую крепость с большим колодцем и девятью башнями, способную вместить горожан в случае военной угрозы; две каменные купели, большая в форме креста; городские бани на склоне горы; пять виноделен с подземным каналом, ведущим к месту сбора и хранения вина; восстановленный византийский дом с пещерами для хранения продуктов и туалетом, там же обнаружены черепа коров, остатки виноградной кисти и рельефное изображение креста.
И вот мы на акрополе. В нем сосредоточены все главные общественные здания города. В западной части расположен набатейский храм, стоящие в ряд колонные которого видны даже снизу с шоссе
37.
Здесь были две церкви - северная и южная - от которых сохранились большие фрагменты: колонны, мощеные полы, стена алтаря
38.
39.
Под полом южной церкви были найдены могилы, накрытые мраморными плитами, на которых высечены надписи, датирующиеся 541-618 гг н.э.
40.
Эта церковь некогда была частью монастыря.
41.
Акрополь окружает стена, большие участки которой сохранились практически полностью. Ее начинали строить еще и набатейский период, а закончили в последующие эпохи
42.
Ни землетрясения, ни руки человека почти не повредили стены акрополя...
43.
Но не всем частям города так повезло. К примеру, от византийского квартала остались одни развалины
44.
Его главная часть - это центральная улица
45.
46.
По обеим ее сторонам распологались жилые дома
47.
На этой улице была оборудована система для сбора дождевой воды со стоками и ямами-цистернами.
48.
А это винодельня. Виноград давили здесь ногами, и сок стекал по специальным желобам вниз, в подземные пещеры. После процесса брожения там рождалось вино
49.
Одной из самый впечатляющих находок, обнаруженных археологами в Авдате, стал военный лагерь. Его нашли случайно, в ходе проводившихся в 1977 и 1999 гг работ по сохранению Авдата. Это строение размером 100х100 м, поделенное на 8 прямоугольных участков. Каждый участок в свою очередь включает в себя несколько комнат, так что в общем итоге лагерь мог вмещать несколько сотен солдат.
50.
Ученые разошлись во мнениях относительно периода постройки лагеря: некоторые склонны полагать, что оно относится к набатейскому периоду (то есть к I веку н.э.), другие датируют его римским периодом (III-IV вв н.э.).
51.
k0ev, конечно, весьма эффектно смотрится на этой стене, однако ж на Индиану Джонса он походит больше, чем на набатея или римлянина ))) Да-да )))
Бе-бе ))) 52.
А потом мы пошли искать какие-то мастерские... По голой, пустой, бесплодной каменистой земле пустыни
53.
Притягательной и безнадежной одновременно; влекущей к краю обрыва, простертого у подножия горы
54.
Наверное, если бы солнце светило в тот день жарче и ярче, то перед пытливым, чувствительным ищущим взглядом могли бы появиться миражи - караваны величавых кораблей пустыни, гортанные крики погонщиков, рев ослов, пряные острые запахи товаров...
55.
Но однако ж в тот день в Авдате было немноголюдно, прохладно и тихо...
56.
Обойдя акрополь, мы пошли к одиноко стоящей на отшибе римской вилле.
57.
Ее многочисленные комнаты были построены вокруг квадратного дворика, в центре которого была выкопана яма с водой.
58.
59.
Когда-то с ее террас расстилался захватывающий вид на долины с сельскохозяйственными угодьями, на русло ручья Цин, на горы Негева...
60.
61.
...На обратном пути к машине, ждущей нас где-то за поворотами, спусками и изгибами горы, мы находили еще немало пещер, относившихся когда-то, видимо, к Нижнему городу.
62.
Нагулялись мы в тот день знатно; благо, было где. Ведь только застроенная часть Авдата составляет 85 дунамов, а весь Национальный парк Авдат занимает площадь в 2100 дунамов. Даже есть захотелось ))) Так что мы уселись за столик под оливами - возможно, на том самом месте, где некогда зеленели сады и поля набатеев, созревал виноград, наливались маслом и соком оливки...
В 2005 году ЮНЕСКО внесла Авдат в список Всемирного наследия как часть Пути Благовоний.
63.
Однако 5 октября 2009 года, два бедуина, один из которых работал охранником в парке, совершили акт вандализма на территории Авдата, разбив сотни археологических находок и разрисовав древние стены. Вандалы объяснили свои действия местью за снос незаконных построек бедуинов в Негеве. Ущерб, причиненный Авдату, достиг почти 10 миллионов шекелей. Восстановление древнего города продолжается до сих пор.
...Могли ли древние набатеи представить себе, как поступят с памятью о них их собственные не слишком умные потомки?...