Рукописи не горят. Камнеписи горы Арков - тем более :)

Jan 31, 2016 22:31

Зима - это время пустыни (для тех, кто любит и понимает).
Соответственно, нет ничего удивительного в том, что в этот шаббат, когда пол-страны понеслось за снегом на Хермон, мы поехали именно в пустыню. Не просто по камням бродить, а изучать те самые камни.
Ведь ездили мы в Негев на гору Арков - на которой были найдены богатые россыпи рисунков древнего человека.



Наш путь начался от национального парка Авдат, в котором мы гуляли два года назад (и, написав это, я поразилась тому, как быстро летит время...). Прямо напротив него, на той стороне сорокового шоссе, возвышалась гора, являвшаяся нашей целью.

2.


Не успев отойти от шоссе, мы увидели вот такое сооружение:

3.


Археологических раскопок с этой стороны дороги не производилось, так что можно только гадать, что это за круг - не то нечто ритуальное, не то (как мне самой показалось) остатки древней винодельни.

Идём дальше к горе, по руслу великой негевской сезонной реки Цин, которая в гневе смывает и заливает трассы, перекрывая машинам дорогу в Эйлат и из Эйлата.
Но пока что о её существовании можно только догадываться.
Видимо, тут ходят философы - на камне надпись "У отпуска нет цены, у него есть дата" )))

4.


Подножие горы изрыто руслом ручья Цин, ветра и вода проделали дыры-пещеры

5.


6.


В своих рассказах о набатеях, построивших город Авдат, я упоминала, что они накопили колоссальный опыт по сбору и хранению воды в пустыне. Основным способом в суровых условиях Негева был сбор дождевой воды в специальные ямы-водосборники.
Одну из таких ям-пещер мы увидели у подножия горы Арков. В ней было темно, холодно и мокро:

7.


А потом по размытому водой мини-ущелью мы полезли к горе.

8.


9.


10.


Вот такой гусеницей мы начинаем подъём на Арков. Точной высоты горы я не знаю, но краем уха слышала что-то типа 500-600 метров.

11.


Как и везде в Израиле, трек аккуратно размечен.

12.


Причем не только цветной разметкой, но и пирамидками из камней. Собственно, поскольку разметка совсем свежая, рискну предположить, что до неё маршрут отмечался именно этими каменными сооружениями.

13.


Подъём бодрил; а над головой было совершенно потрясающее небо...

14.


Нашей целью было то, что на вершине горы (длинной и вытянутой на запад в форуме буквы S) - а точнее, камни. Не любые камни, а чёрные ))

15.


Когда-то давно - так давно, что лично я не в силах себе представить - тут вместо пустыни был океан. Когда он схлынул и обнажилось дно, на свет появились множественные известняковые образования, часть которых содержала то или иное количество железа. Под воздействием кислорода железо окислялось и поверхность камня темнела (в то время, когда его "внутренности" оставались светлыми). На многих таких камнях до сих пор можно обнаружить следы древнего моря - окаменелости.

16.


Ракушка

17.


18.


Именно эти почерневшие камни донесли до наших дней свидетельства о давних временах: когда в Негеве были пастбища, животные, охота, стада, и человек, который был частью этой жизни и запечатлевал её на камнях.

19.


Об авторах этих творений, как и о датах их появления учёные не могут дать однозначный ответ. Также неизвестно нам, с какой целью делались эти рисунки - то ли их авторам было скучно, то ли изображения носили цель сугубо практическую, то ли они заключали в себе некие послания.

20.


Но кое-что рассказать о них всё-таки можно.

21.


Эти рисунки называются "петроглифы" - то есть изображения, высеченные на камне (и этим они отличаются от европейских "петрографов" - наскальных рисунков, выполненных углем). В среднем их возраст составляет порядка 10.000 лет.

Итак, древний обитатель эти мест брал заострённый камень и выдалбливал им линии и точки, в итоге превращающиеся в какой-то рисунок. Рисуя, человек сбивал с камня его тёмный налёт, и линии получались светлыми. Именно этот факт взяли за основу учёные, пытаясь определить время создания этих петроглифов.
Чем старше рисунок - тем он темнее, потому что со временем прочерченные линии тоже начинают окисляться и темнеть. Чем рисунок светлее - тем он моложе.

22.


Это один из способов установить хронологию, однако он не универсален. Каждый отдельно взятый валун может содержать разное количество железа, соответственно, он может быть более тёмным или менее тёмным, чем его соседи. Поэтому вышеописанный способ верен только для рисунков, выполненных на одном и том же камне.

23.


Одни из самых ранних петроглифов - это изображения животного с длинными загнутыми назад рогами, какого-то козерога. В ранних версиях тело изображалось одной линией; в более поздних оно уже обретало некую двухмерность. Хотя, возможно, что речь идёт не о разных периодах, а о разных животных.

24.


25.


26.


Очень часто на камнях нарисованы целые полотна, изображающие, по всей видимости, сцены охоты.

27.


Тут хорошо различимы рогатые животные, собаки и люди, которые либо держат в руках какие-то палки (копья), либо что-то несут (возможно, добычу). Впрочем, это могут быть и сцены животноводческого характера.

28.


Поиски рисунков и их "расшифровка" оказались невероятно увлекательным занятием!

29.


Фантазия работала так бурно, что порой мы покатывались со смеху.
К примеру, тут мы увидели захват земли инопланетянами ))) Они прилетели на тарелке и на грузовике и подняли человека в небо (вон он летит справа :)))

30.


Тут... тут непонятно что; решили, что это мужчина и женщина. Которая поставила на мужчине крест )))

31.


Здесь чувак вертит на руке козла ))) Видимо, сбрасывает его с горы Мунтар (Азазель) )))

32.


Кстати, заметьте, что чувак явно мужского пола. Как и тут. Мда )))

33.


Вот эти вот "жуки" - это, видимо, тоже изображения людей, чьи головы украшены рогами - как знак силы, власти и даже божественности. Так что это, мужчины... неча на рога обижаться )))

34.


А вот тут козёл уже не просто палочка )) И вообще уже не козёл. И на нём появляется наездник.

35.


Кстати, именно на подобных рисунках основан второй способ датировки, предложенный археологом Давидой Даган. Она предложила, что рисунок не мог появиться раньше, чем появилось то, что на нём изображено. То есть человек не изображал наездника, пока не оседлал лошадь; он не рисовал верблюда, пока не узнал об этом животном и, возможно, не приручил его.

К примеру, известно, что верблюды были одомашнены где-то в конце 2 тысячелетия до н.э., а в Негеве они появились еще позднее. Скорее всего, праотец Авраам никогда не видел верблюда, зато его явно видел тот, кто нарисовал вот это:

36.


37.


Но козлов неизмеримо больше )))

38.


39.


40.


41.


42.


А вообще на горе были и другие интересные камни. К примеру, то тут, то там попадались нагромождения обломков скал явно не природного происхождения. janataha рассказала, что, возможно, как-то так выглядели древние культовые сооружения, где люди приносили жертвы богу, орошая вертикально стоящие камни кровью жертвенных животных. Может быть, именно поэтому такие камни обильно покрываются мхом, тогда как все остальные остаются голыми?..

43.


Вид сверху на долину, где пересекаются русла ручья Цин и ручья Авдат.

44.


Многие расколотые камни открывали что-то красивое, какое-то вкрапление, окаменелость, отверстие, след чего-то...

45.


46.


Привал мы сделали в месте, похожем на какую-то древнюю Третьяковскую галерею - сплошь исписанную и изрисованную:

47.


48.


49.


Кстати, вот ещё пример того, почему нельзя сильно полагаться на цвет рисунка для определения его возраста. На этом камне была зола, ещё горячая (я вляпалась в неё коленкой, поэтому точно знаю) :)) Это значит, что буквально перед нами тут прошли бедуинские пастухи. Зола от костров тоже влияет на цвет линий и полосок, поэтому не всегда тёмный цвет с абсолютной точностью свидетельствует о более почтенном, чем у его "соседей", возрасте петроглифа.

50.


Ну, раз привал, значит, можно и привалиться )))

51.


Где ещё вы так безнаказанно сможете посидеть на произведения искусства древних?.. ))

52.


Очень часто рисунки напоминают не то значки, не то какие-то псевдо-буквы или цифры. Как будто первобытный ребёнок занимался первобытной арифметикой )

53.


54.


55.


Кстати, на фото выше снова есть наездник. И их таких много:

56.


57.


Исследователи задаются вопросом - было ли то, что изображено на камнях, картинами повседневной жизни, или напротив - событием странным, удивительным и незнакомым, так сильно поразившим человека, что он запечатлел его на камне?..

58.


59.


Женя утверждает, что на этом фото человек принимает роды у этого самого козла... козы ))

60.


Давида Даган классифицировала четыре основных часто повторяющихся мотивов наскальных рисунков и на основании множества примеров определила их датировку. Например, мотив отпечатков ладоней и ступней, по её заключению, появился уже после исламских завоеваний в этом районе.

61.


62.


Самые разные, кстати, ноги попадаются. И не знаешь, на что грешить - на физиологию или на художественные таланты )))

63.


64.


Кстати, с началом исламского периода на камнях перестают появляться изображения людей и животных - это противоречит догмам религии. Исключение составляют изображения некоего животного, называемого условно «лань».

65.


Немного легче датировать наскальные надписи. Самыми первыми в нашем регионе появляются надписи на греческом. Большинство же надписей сделано на различных диалектах арабского языка, включая тумудит - древнеарабский.

66.


Перед спуском решили сделать ещё крюк по хребту. Искали рисунки, а нашли вот это:

67.


Давненько лежит...

68.


А потом направились вниз, смотреть пещеру первобытного человека, в которой был найден самый древний в этой местности рисунок.

69.


70.


71.


72.


Искомая пещера находится где-то между вершиной и подножием горы Арков. Видно её издалека.

73.


И в этой пещере есть рисунок, который профессор Эмануэль Анати - самый большой на данный момент специалист по наскальной живописи - датировал палеолитом; то есть по его прикидкам, рисунок был сделан примерно 30-40 тысяч лет назад.
Профессор основывает своё утверждение на технике исполнения этого рисунка: в период палеолита люди брали естественные, природные вещи, которые были изначально были на что-то похожи, и "дорисовывали" их. Анати считает, что в пещере есть рисунок, изображающий человека, за основу которого взята природная трещина в "потолке".

Ну, если напрячь фантазию, то можно увидеть и человека. Я же смогла хорошо разглядеть только неизменного козла )) Ну или собаку. В общем, какое-то животное.

74.


...И вот мы снова у подножия этой удивительной горы Арков, которая на сегодняшний день не является ни заповедником, ни парком, никем не охраняется, находится в зоне армейского полигона и, в принципе, доступна всем и каждому.

75.


Что говорится - иди и смотри. Тем более, посмотреть есть на что, и это не только камни.
Ведь продолжением следует ;)

76.


ЗЫ: информация взята частично из памяти, частично из поста janataha :)

путешествия ПИОН, Негев, Израиль

Previous post Next post
Up