Исход из будней. Песах-2015. Бейт-Шеан

Apr 16, 2015 20:44


«Если рай находится на земле Израиля, то его вход - Бейт-Шеан»
Рабби Шимон бен Лахиш (III в.)
...Продолжаем разговор :)))
Отмахав несколько живописных километров по Долине Родников, мы достигли второго объекта нашей пасхальной экскурсии - а именно национального парка Бейт-Шеан.



Расположенный в живописном месте Иорданской долины примерно в 20 км к югу от Кинерета, чуть западнее Иордана и на 120 м. ниже уровня мирового океана, Бейт-Шеан это еще один древнейший город нынешнего Израиля.


2. (горы на горизонте - Иорданские)


Город располагался на стыке долин Иордана и Харод, имевшем важное географическое положение: по долине Иордана на юг к Красному морю проходил древний торговый путь ("Царская дорога"), а долина реки Харод соединяла долину Иордана с побережьем Средиземного моря.

3.


По побережью моря шел другой древний путь - Via Maris ("Морская дорога"). Бейт-Шеан находился как раз на стыке Царской дороги и главного ответвления Морской дороги. Таким образом, город занимал центральное положение в сети римских дорог, ведших отсюда в Аравию через Пеллу и Герасу, в Дамаск и в порт Птолемаида (Акко).

4.


Бейт-Шеан когда-то носил совсем другое имя - Скифополис. По одной из версий, скифы, давшие такое необычное имя городу, были ветеранами, которых поселили эллинистические цари в плодородной области вокруг города на обильных пастбищах для коней.
По другим представлениям, греки просто желали передать по созвучию некое местное название. Плиний Старший в I в. связывал название города со скифами - спутниками Диониса. Иоанн Малала в VI в. писал, что город был известен также под названием Трикомия ("три деревни"), что говорит о его слиянии из первоначальных трех поселений.

5.


Однако первое поселение на этом месте возникло гораздо раньше появления здесь греков - а именно в неолитический период (5-4 тысячелетия до н. э.).

Как показали американские раскопки 1920-х гг., Бейт-Шеан был крепостью египетских фараонов еще в середине II тыс. до н.э. Город упоминается в египетских источниках, начиная со времени фараона Тутмоса III (XV в. до н. э.) вплоть до царствования Рамсеса III (XII в. до н. э.). В датируемой временем правления фараона Сети I (конец XIV в. до н. э.) надписи на египетской базальтовой стеле, найденной в Бейт-Шеане, упоминаются племена апиру или хабиру, нарушавшие мир и подрывавшие авторитет власти в районе Бейт-Шеана.

6.


Относительно происхождения названия "Бейт-Шеан" мнения тоже расходятся. По одной версии, "Шеан" или "Шан" (II Сам. 21:12), по-видимому, название идола; по другой - это название переводится с древне-еврейского как "дом спасения".

7.


Топографической доминантой Бейт-Шеана является курган ("тель"), который поднимается на высоту около 80 м над уровнем реки Харод. Тель-эль-Хуш, или «Курган крепости», имеет крутые склоны и ограниченный доступ только вдоль седла, повышающегося от подошвы на северо-запад.

8.


С вершины холма открывается вид на плодородную долину Бейт-Шеана с ее многочисленными прудами и широко раскинувшуюся долину реки Иордан.

9.


...Но прежде, чем лезть на холм, мы остановились у некогда главных ворот города (которые сегодня служат скорее запасным входом в национальный парк). Пока Наташа рассказывала нам историю, дети активно осваивали очередные древние развалины )))

10.


11.


12.


Окрестности Бейт-Шеана славились высокими урожаями.

13.


Осадки в этом регионе носили случайный характер, так как город находился на краю необъятной пустыни, простирающейся на восток в Галаад, и на юг, в Негев. Однако изобилие и бесперебойная подача воды обеспечивались более чем 30 природными источниками, дававшими более 130 млн. куб.м. воды в год, что было достаточно для орошения всего региона.

14.


В эллинистический период городом управляли Птолемеи. В это время город назывался также Ниса (по названию мифического места рождения бога Диониса), а культ Диониса стал главным культом города (это был важнейший культ Птолемеев). Раскопки обнаружили в Бейт-Шеане остатки храма Диониса.

В 218 г. до н.э., во время правления преемников Александра Македонского Бейт-Шеан добровольно перешел во власть Селевкидов (царя Антиоха III), а при царе Антиохе IV получил права греческого города (полиса).

15.


В 107 г. до н. э. Бейт-Шеан был завоеван Иохананом Гирканом I. В период Хасмонеев Бет-Шеан стал важным административным центром, и Александр Яннай окружил его укреплениями.

Во время правления израильского царя Саула (2-я половина XI века до н. э.) Бейт-Шеан был захвачен филистимлянами. Саул вел с ними бесконечные битвы, и одна из них стала для него роковой...

Как гласит Писание, перед той трагической битвой испуганный Саул попытался вопросить Бога об ее исходе, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков». По этой причине накануне битвы царь отправляется к Аэндорской волшебнице, чтобы узнать свою судьбу, поскольку чувствует себя оставленным Господом. Он нашёл эту предсказательницу с большим трудом, поскольку до этого сам приказал изгнать всех колдунов из своего царства (как отмечают, он преследовал волшебство «не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя»).
Волшебница вызвала ему дух Самуила, и тот предрек ему гибель. Обращение к волшебнице поздние книги Библии называют причиной смерти Саула - «умер Саул за своё беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом».

В состоявшейся после посещения колдуньи Гелвуйской битве пали три сына Саула - Ионатан, Аминадав и Мелхишуа. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул сам бросился на свой меч; или же - по другой версии - ему помог совершить самоубийство оказавшися рядом воин.

Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сём в капищах идолов своих и народу». Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты, а его тело вывешено на стене Вефсана (Бейт-Шеана).
Жители Иависа Галаадского, помнившие, как Саул в начале своего правления спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своём городе  под дубом, почтив его память семидневным постом. Оттуда  кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца.

16.


...Однако я отвлеклась на совсем другую историю.

Бейт-Шеан стал еврейским уже после смерти царя Саула, завоеванный его преемником - царем Давидом - вместе с Мегидо, однако в 732 году до н.э. город был разрушен армией Тиглатпаласара III, царя Ассирии.

17.


Но город начал вторую жизнь, и к началу I века до н.э. еврейское население Бейт-Шеана было уже довольно многочисленным. Жители города занимались ткачеством, выращивали полевые культуры и маслины. Город стал мировым центром по производству и экспорту тонкого полотна.

И очередной виток истории - в 63 году до н.э. город опять перешел в руки чужеземцев, снова став греческим.
Благодаря Помпею в городе стал процветать эллинистический образ жизни, и Бейт-Шеан стал одним из важнейших городов на севере нынешнего Израиля и столицей десяти «греческих» городов, образовавших союз, получивший - по числу его членов - название «Декаполис».

18.


Помпей привел город под власть Рима, но оставил ему самоуправление.
В римское время город был известен своими антиеврейскими настроениями и использовался императором Веспасианом в качестве базы в его операциях против еврейских повстанцев летом 64 г. Так, во время Иудейской войны, начавшейся в 66 г. в Бейт-Шеане погибло 13 тыс. евреев.

Так или иначе, в римский период город процветал. Именно остатки римского Бейт-Шеана предстали перед нашими глазами, когда мы поднялись на холм...

19.


Но сначала перед нами предстало дерево - одинокий сухой ствол на голой вершине Тель-эль-Хуш

20.


Дерево вряд ли было свидетелем тех давних событий, но свою долю славы оно получило, появившись в фильме "Иисус Христос - суперзвезда".

21.


А потом еще два шага к обрыву - и захватывает дух

22.


Настояще-игрушечный город, похожий на большой конструктор, наполовину разломанный и разбросанный капризным ребенком-великаном

23.


В римский период своего существования Бейт-Шеан был населен язычниками, неподалеку от которых проживало некоторое количество евреев и самаритян. Присутствие в городе евреев в IV в. н.э. доказывает найденная во время раскопок синагога, расположенная к северу от византийской оборонительной стены. Исследователи предполагают, что синагогу сожгли в 624 г.

24.


Значение города возросло в начале V в., когда римская провинция Палестина была разделена на три отдельные провинции, и Скифополь стал столицей Палестины II (это произошло до 409 г., так как город уже упоминается как метрополия в кодексе Феодосия). Провинция охватывала территории Галилеи и северной Самарии вокруг Генисаретского озера (Кинерета), включая Заиорданье.

25.


В римский и ранневизантийский периоды Скифополь был крупным торговым центром. Его водоснабжение, его пастбища и торговые связи сделали его особенно подходящим для производства тканей. Эдикт Диоклетиана о ценах перечисляет пять местных «брендов» тканей, и скифопольские стоят на первом месте. Эдикт 374 г. упоминает государственную льняную фабрику для нужд армии в Скифополе (linyphia), и подразумевает различие между «linteones» (рабы на государственной фабрике), и «linyfos» (льняные ткачи).

26.


В начале V в. монахи-оригенисты, бежавшие из Египта, решили поселиться в Бейт-Шеане, потому что многочисленные пальмы давали им сырье для торговли, производства веревок и корзин.

27.


В ранневизантийский период в городе проживали 4 этноконфессиональные группы - христиане, "язычники", евреи (иудеи) и самаритяне. Первые две группы были в основном грекоязычными, отчасти латиноязычными, но среди язычников были и приверженцы восточных богов. Между общинами существовали достаточно напряженные отношения.

В течение V в. христианизация окончательно побеждает, но общины евреев и самаритян останутся и в дальнейшем довольно влиятельными меньшинствами.

28, 29.



В VI в. здесь жил Кирилл Скифопольский - один из важнейших писателей монашеской традиции Палестины.

В VII в. город, как и вся Палестина, оказался под властью арабов-мусульман. Но его материальная культура во многом и при Омейядах сохраняла прежний облик. В первые века после арабского завоевания (VII-IX вв.) Бейт-Шеан славился своими финиковыми пальмами и виноградниками, был центром экспорта вина и риса; однако в результате крестовых походов долина Бейт-Шеана была разорена.

30.


Но настоящей катастрофой для Скифополя стало одно из землетрясений VIII в., разрушившее город.

31.


Именно тогда упали значительные участки колоннад, раскопанные археологами.

32.


33.


34.


35.


В XIV в. Бейт-Шеан стал окружным центром в Дамасском вилайете и был транзитной станцией на почтовой дороге Дамаск-Каир. От этого времени сохранился заезжий двор Хан-ал-Ахмар. После прокладки железной дороги Хайфа-Дамаск Бейт-Шеан стал наиболее низкорасположенной железнодорожной станцией в мире.

В начале XIX в. Бейт-Шеан был жалкой деревушкой с 200 жителями и до Первой мировой войны развивался очень медленно.

С начала XX в. в Бейт-Шеане стали снова селиться евреи, в основном из Курдистана и других мусульманских стран, которые временно покидали город во время арабских беспорядков 1929 г. К 1948 г. в Бейт-Шеане было три тысячи жителей. После завоевания Израилем независимости в 1948 году город часто подвергался обстрелам из Иордании.
Во время Войны за независимость арабы покинули город.
В 1949 г. началось заселение Бейт-Шеана еврейскими репатриантами.

36.


В 1950-60-х в городе поселилось много репатриантов-выходцев из стран Северной Африки, здесь был основан ряд промышленных предприятий, а в 1970-х гг. значительно расширилось жилищное строительство.
В 1974 г. в Бейт-Шеане жили 12,000 человек, в 2010 - 16,900 человек.

Современный Бейт-Шеан имеет статус города развития.

37.


В 1986 г. при поддержке Израильского департамента древностей и музеев, Еврейского университета в Иерусалиме, Министерства туризма, Еврейского национального фонда, Управления национальных парков и областного совета Бейт-Шеана началось осуществление крупнейшего в стране археологического проекта.

38.


В раскопках древнего Бейт-Шеана обнаружено 18 слоев доисторических и исторических поселений от энеолита (4 тыс. до н.э.) до раннеарабского периода. Найдено несколько египетских храмов от Эль-Амарнского периода до периода правления Рамсеса III (XII в. до н.э.).
Два других храма (пятый слой) просуществовали приблизительно до X в. до н.э.; один из них, возможно, является Домом Астарты (Бет-Ашторет), куда филистимляне поместили доспехи царя Саула.

Недалеко от холма найдено большое количество пещерных погребений разных периодов. В некоторых из них были обнаружены антропоморфные саркофаги типа филистимских и родственных филистимлянам народов.

Раскопки холма подтвердили, что уже в самые древние времена тут была значительная караванная стоянка, а в XV в. до н.э. - административный центр империи египетских фараонов.

В результате работ на территории древнего города были обнаружены термы византийского периода, колонны и мозаичные полы, а также греческие надписи. Расчищено несколько улиц древнего поселения, составлен план города

39.


Когда-то римские города по всей огромной империи строились по единому плану, так, что любой приезжий мог с легкостью сориентироваться в незнакомом месте. Однако в Бейт-Шеане римские градостроители столкнулись с проблемой - прокладке стандартных улиц мешал холм, торчавший практически в центре. Тогда город был построен так, что все нужные строения, имеющие первостепенную важность, находились рядом друг с другом, и гость Скифополиса мог быстро найти нужное ему место.

Северная улица

40.


Так, на достаточно небольшой территории были сосредоточены такие постройки как храм, бани, театр, улица магазинов, агора (рыночная площадь), общественные туалеты, ритуальный комплекс, амфитеатр. Все эти строения соединялись несколькими улицами, самой красивой из которых была улица Паладиус (или Кардо).

41.


Длиной порядка 150 метров, улица Паладиус пересекала город от подножия холма и до театра. Изначально ее проложили римляне, но в византийское время она была починена и обновлена. Дорога выложена из базальтовых плит таким образом, что от центра плиты спускались книзу в обе стороны. Благодаря этой форме, дождевые потоки стекали с улицы в специально проложенные под ней сточные канавы.

42.


По правую сторону Кардо колонны увенчивают капители Ионического ордера, а по левую, со стороны бань - более богатые по убранству капители Коринфского ордера.

Вдоль улицы располагались магазины, украшенные напольной мозаикой.

43.


На углу улиц Сильванус и Паладиус сохранилось внушительное основание Нимфеона - общественного фонтана, построенного во II в. н.э. Из фонтана можно было скатываться в бассейн, пристроенный к нему с внутренней стороны.

44.


Да, в такую жару искупаться было бы очень кстати...

45.


В 1980-81 гг. археологами был обнаружен римский театр размером примерно 67×102 м; он мог вмещать пять-семь тысяч любителей гладиаторских боев.

46.


Первоначальный театр был построен в I в. н.э., но до наших дней дошли остатки строения, возведенного в в конце второго столетия нашей эры.

47.


Когда-то это выглядело примерно так:

48.


Построенный много веков тому назад, театр является достопримечательностью современного Бейт-Шеана; в наши дни там по-прежнему проводятся музыкальные представления.

49.


50.


Через улицу от театра расположен западный комплекс купален

51.


Он был построен в конце IV века на месте старых купален и впоследствии еще раз обновлен в византийский период. Это было большое помещение размером в 9 дунамов, состоящее из 8 разных залов, покрытых куполообразными сводами.

В "горячих" и "прохладных" залах была оборудована обогревательная система "гипокауст" - традиционный римский способ обогрева помещений, представляющий собой печь, обычно расположенную за пределами отапливаемого помещения. Печь имела систему каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания.

52.


53.


Стены купален были украшены цветной штукатуркой, пол сделан из мрамора и мозаики

54.


Там же один зал, служащий туалетом для посетителей купальни. К слову, предназначался он только для мужчин. Стульчаками служили вот те скамьи у стены.

55.


...Собственно, именно на туалете мы закончили осмотр древнего Бейт-Шеана, потому что некто мелкий, выпивший литр воды, стал проситься в аналогичное заведение, только уже современного типа. )))

А потом мы коротали время в ожидании оставшейся группы, поедали мороженое и наслаждались послевкусием этого чудесного похода и этого чудесного дня...



Очередной исход из будней удался!

Информация отсюда, отсюда, отсюда, отсюда и отсюда.

путешествия ПИОН, Эмек-Маайанот, национальный парк, история и археология, Песах, Израиль

Previous post Next post
Up