Богу - богово, кесарю - Кейсария

Feb 02, 2015 08:52

Не только Авдат оказался надолго заброшенным и затерянным в дебрях компьютерной памяти; у меня есть еще некоторое количество фотографий, покрывающихся пылью в ожидании своей очереди. Я решила неспешно доставать их из копилки и рассказывать о том, куда ездили, что видели...

К примеру, прошлая осень выдалась богатой на поездки, но из-за в то же время начавшейся учебы писать обо всех них я не успевала. Так что сейчас я буду возвращаться назад почти на полгода и вспоминать.
И первое место, о котором я хочурассказать - это Кейсария.



В первый раз я была в Кейсарии давным-давно, в 2005 году, сопровождая папу в автобусном туре по северу. Тогда Кейсария была только одной из точек намеченного гидом маршрута, поэтому пробежали мы ее просто галопом.
С тех пор в Кейсарии я ни разу не бывала, пока одним осенним жарким днем Женя не взял и не привез меня туда (причем, насколько я помню, это было для меня сюрпризом; ну то есть я не знала точно, куда мы едем... пока мы не доехали до Хадеры и не свернули к морю).

И вот я предлагаю вам прогуляться с нами по развалинам древнего города, самого не-еврейского, наверное, города тогдашней Эрец-Исраэль.

Хронологию важных исторических событий в жизни Кейсарии можно уложить в таблицу:
  • III век до н. э. - 96 год до н. э. - финикийское поселение Башня Стратона (первое упоминание - в папирусе Зенона (259 год до н. э.)) .
  • 96 год до н. э. - присоединение к Иудейскому Царству Хасмонеев.
  • конец I века до н. э. - строительство города Кесария царём Иудеи Иродом Великим.
  • 6-639 годы н. э. - столица Римской провинции Палестина, позднее Византийской провинции «Палестины Прима» (Палестина I)
  • 639-640 г. - завоевание города арабами-мусульманами, утрата городом политического и экономического статуса.
  • 1101 - завоевание города крестоносцами.
  • 1259 - укрепление крестоносцами стен города.
  • 1265 - завоевание и полное разрушение города мамлюками во главе с султаном Бейбарсом I
  • начало XIX века - 1848 год - существование на месте Кесарии сельскохозяйственного и рыболовецкого поселения боснийцев-мусульман под покровительством властей Османской империи.
  • 1940 - основание кибуца Сдот-Ям в южной части развалин Кесарии.
А теперь подробнее.

Кеса́рия (ивр. קֵיסָרְיָה‎, Кейсария; греч. Καισάρεια; лат. Caesarea Maritima или Caesaraea Palaestina) - древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля.
Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим (Herodus или Гордус сын Антипатра - потомка обращённых в иудаизм иудеев) в честь римского императора (кесаря) Октавиана Августа, передавшего ему в дар ранее утерянные иудеями земли.

2.


Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после окончательной утраты Иудеей остатков своего суверенитета и превращения её в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название - Caesarea Palestine (Кесария Палестинская).
В русской традиции в качестве имени города использовались названия Цезария и Кесария Палестинская, хотя в некоторых источниках можно встретить и название Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города финикийского поселения Башня Стратона).

3.


История города ведёт свой отсчёт с середины III в. до н. э., когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, наречённое ими Башней Стратона.
В 96 году до н. э. Кесария была захвачена царём Иудеи Александром Яннаем (первосвященником из династии Хасмонеев) и тем самым превращена в еврейское поселение.

4.


Однако всего через 33 года, после завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. крепость Стратона вновь становится нееврейским поселением.
Еще через 3 года, в 30 г. до н.э. этот небольшой прибрежный клочок земли передаётся Ироду Великому, царю иудейскому и ставленнику римскому, который, со свойственным ему рвением и энтузиазмом, сооружает здесь великолепный город в период между 22-10 г.г. до н.э.

5.


В отрывке из книги еврейско-римского историка Иосифа Флавия (Йосеф бен-Мататияху, 37-100 г.г. н.э.) «Иудейская война» подробно описан ход возведения этого истинного чуда градостроительной техники:

«Заметив, что Стратонова Башня, город в прибрежной полосе, приходит в упадок, Ирод, ввиду плодородности местности, в которой она была расположена, уделил ей особенное свое внимание. Он заново отстроил этот город белым камнем и украсил его пышными дворцами; здесь в особенности он проявил свою врожденную склонность к великим предприятиям. Между Дорей (Дор) и Иоппией (Яффо), между которыми находился названный город, на всем протяжении этого берега не было гавани. Но честолюбие царя не знало предела: он победил природу, - создал гавань большую, чем Пирейскую и превосходившую оную многочисленностью и обширностью якорных мест <...>

Напротив входа в гавань стоял на кургане замечательный по красоте и величине храм Августа, а в этом последнем - его колоссальная статуя, не уступавшая, по своему образцу, олимпийскому Зевсу...»

(Кн. 1, гл. 21, п.п. 5-7)

6.


И действительно, в подтверждение слов Иосифа Флавия, после обхода археологических достопримечательностей Кесарии, не остаётся ни капли сомнения в той незаурядной роскоши и том великолепии, с которыми царь Ирод застраивал город. В римский период Кесария являлась крупнейшим в Иудее городом, где размещались резиденция римского наместника и основной гарнизон провинции Иудея (впоследствии - Палестина).

7.


Кесария стала основным портом Палестины.
Она часто упоминается в Новом Завете. Именно отсюда арестованного апостола Павла отправляют в Рим. Здесь был дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

8.


9.


После падения и разрушения Иерусалима Кесария стала столицей Палестины, и её епископы пользовались значительным влиянием. В 198 г. там состоялся поместный церковный собор. Позднее Кесария становится одним из главных церковных центров провинции Палестины Прима. В окрестностях города находилось много христианских монастырей.

10.


Население города было смешанным. В течение первого века н. э. большую часть жителей составляли сирийские греки. Кроме них в городе жили самаритяне, много богатых евреев и чужеземцы, не всегда ладившие друг с другом.
Один из нередких конфликтов, начавшийся со спора о правах на проход мимо городской синагоги, послужил поводом для начала Великого восстания против римлян (1-й Иудейской войны) в 66 г. н.э. Из Кесарии вышли легионы на подавление восстания, и там же главнокомандующий римскими войсками Веспасиан был провозглашён императором.
После поражения войск восставших и разрушения Второго Храма Кесария провозглашается столицей римской провинции Иудея и, в знак благодарности за помощь в борьбе с повстанцами, жители города, не являющиеся иудеями, освобождаются от многих налогов.

11.


12.


Во 2-й четверти V в. здесь в ходе христианизации был разрушен основной языческий храм города - храм богини Ромы и Августа, но в течение нескольких лет он был восстановлен и окончательно погиб в пламени лишь в конце V в.

13.


14.


Кесария была спроектирована и сооружена в преддверии нового летоисчисления в качестве большого и укреплённого портового города. Крупный и тщательно спланированный морской порт служил торговым узлом, связывающим Иудею со всеми заморскими странами.

15.


Городской порт был вырезан из участка побережья - это обеспечивало защиту от штормов и высоких волн. В ходе постройки был использован римкий опыт создания бетонных конструкций: в заранее приготовленные на берегу полые формы засыпали камни, известь и пуццолан. При соприкосновении с водой пуццолан застывал и вся смесь превращалась в один большой бетонный блок. Около 24000 м3 пуццолана были заказаны Иродом в Италии (из окрестностей Поццуоли) для того, чтобы выстроить пятисотметровый южный мол и северный мол, длиной в 275 м.

Созданные таким образом большие бетонные молы сами по себе явились строительной площадкой - на их поверхности также были возведены сооружения.

16.


17.


Порт Кейсарии имел одну из самых впечатляющих гаваней того времени. Она была сооружена на побережье, не имеющем изначально никаких природных гаваней, и между тем, приобрела огромное коммерческое значение: она даже соперничала с гаванью Клеопатры в Александрии. Иосиф Флавий писал:«Хотя местоположение было неблагоприятным, (Ирод) так успешно одолел все трудности, что прочность конструкции не могла быть преодолена морем, а её красота казалась сотворённой безо всяких усилий».

18.


Но вернемся к жителям Кесарии. Иудеи, будучи, по выражению Хагит Сиван, «подвижным меньшинством», обзавелись в городе синагогами, школами и даже талмудической академией, находившейся в северо-западном углу города. Феодор Анагност упоминает о мятеже иудеев Кесарии против христиан, после чего губернатор был смещен императрицей Пульхерией (Hist. Eccl. 336).
В 555 г. во время восстания самаритян и иудеев несколько церквей Кесарии было сожжено. Многие из самаритян служили в администрации губернатора и пользовались, вследствие этого, определенным влиянием в городе. Но занимали они лишь низшие должности провинциальной администрации в Кесарии.
Один самаритянин по имени Фаустин, уроженец Палестины, стал проконсулом Кесарии после 536 г., но при этом приняв христианство.

Самаритяне-«бандиты» довольно часто нападали на христианских паломников. Поселения самаритян составляли значительную часть сельской округи Кесарии, отгораживая город от более дальней языческой сельской округи.

19.


В Кесарии началось Восстание под предводительством Бар-Кохба (2-я Иудейской война, 132-135 гг.)

Во время византийского владычества Кесария становится важным христианским центром и в этот период население её достигает рекордной величины - 100 тыс. жителей.

20.


В городе процветало общественное строительство, финансируемое муниципальной знатью. Так, из надписи 2-й половины VI в. известен Флавий Стратегий, обновивший стены и монументальные сооружения города.
В VI в. жизнь в городе была не очень спокойной. Хорикий Газский в Панегирике Маркиану сообщает о пожаре на агоре (рыночной площади, являвшейся местом общегражданских собраний) Кесарии, когда на ней находилось множество людей (III, 39-43).
В 541-542 гг. Кесарию охватила эпидемия чумы, принесшая городу значительный ущерб.

21.


В 640 г. город, как и вся территория Палестины, был захвачен арабами-мусульманами, что положило предел его ранневизантийской истории. Кесария практически запустевает, превращаясь в незначительный и второстепенный порт на прибрежной окраине древнего арабского царства.

22.


Следующим периодом, оставившим в летописи Кесарии свой отпечаток, стала эпоха крестовых походов. В 1101 г. Кесария была захвачена крестоносцами ордена Гарнье, укрепившимися в городе и восстановившими его порт. Во время крестовых походов Кесария играла важную роль как одна из твердынь страны.

23.


Затем, в 1265 году, Кесарию берёт штурмом мамлюкский султан Бейбарс, а его преемник Эль-Асраф разрушает город до основания.

24.


Далее, на протяжении нескольких столетий город лежит в руинах, и лишь в турецкий период сюда приходят мусульманские беженцы и основывают на развалинах небольшое сельскохозяйственное поселение.

25.


На территории древнего города в наши дни располагается Национальный парк-заповедник Кесария, в котором до настоящего времени проводятся широкие и активные археологические раскопки. В силу изменения уровня моря, большая часть из них производится под водой.
Был раскопан римский амфитеатр, который используется и сейчас, городская стена, ипподром, мощеная площадь с гигантскими статуями, остатки синагоги и церквей, а та же множество рукописей, в которых были найдены первые упоминания о Понтии Пилате и Назарете, в том числе плита с посвятительной надписью Пилата императору Тиберию.

Тот, кто любит развалины древних городов, умеет "читать" на камнях их историю, различать помещения среди нагромождения полуразрушенных стен - получит от прогулки по парку Кейсария истинное удовольствие.

26.


27.


Как уже упоминалось выше, город Ирода был выстроен на развалинах финикийского поселения Башня Стратона, впервые упоминаемого ещё в папирусе Зенона, посещавшего эти места около 258 г. до н.э. Зенон путешествовал на судне, и в папирусе уже упоминается тот факт, что место было пригодно для швартовки. По мнению Иосифа Флавия, Ирод увидел в этом равнинном участке потенциал для осуществления архитектурных и планировочных идей того времени. Правитель нуждался в дополнительной гавани между Яффо и Дором, поэтому в Кейсарии был возведён огромный городской порт, быстро превративший город в один из центров средиземноморского побережья.

28.


Здания в городе строились из местного жёлтого песчаника, куркара, а затем камни покрывались белой штукатуркой, из-за которой Флавий описывает Кесарию как город, построенный из белого камня.

29.


Иродианская Кесария отличалась продуманной планировкой, под улицами города располагалась целая система сточных каналов.

30.


Сердцем здания налогового управления был большой прямоугольный зал, к которому со всех сторон примыкали комнаты поменьше. В развалинах была обнаружена мозаичная надпись, окружённая каменными скамейками - очевидно, это место служило залом ожидания. Надпись представляет собой цитату из «послания к римлянам» апостола Павла: «Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь иметь похвалу от неё».

31.


В Кесарии существовал целый комплекс бань, построенный в византийскую эпоху. Эти бани с искусно украшенным мозаичным полом также являлись городской гордостью. Перед входом в банные помещения располагалась палестра - помещение, в котором горожане занимались спортом перед мытьём. Там можно было получить массаж, смазаться маслами, или просто, помывшись, отдохнуть перед уходом.

32.


До наших дней дошли мраморные колонны и мозаичный цветной пол, украшавший палитру.

33.


Городской театр также был отличительной чертой города: в то время, когда были распространены деревянные театры, театр Ирода был выстроен из камня.

34.


Это один из самых древних театров, построенных на территории Израиля. Он был обнаружен итальянской археологической экспедицией в 50-х годах XX века. Театр построен при Царе Ироде и действовал на протяжении нескольких столетий - вплоть до византийских времён. Здание было построено на тщательно подобранном участке и рассчитано примерно на 6000 зрительских мест.

35.


Изначально театр был построен только из местного песчаника, куркара, покрытого штукатуркой, однако, позднее, во времена императора Септимия Севера, в строение были добавлены колонны из мрамора и порфира.

36.


В 1961 г. в развалинах была обнаружена известняковая плита с надписью, говорящей о посещении какого-то «Тиберия» префектом Понтием Пилатом. Невозможно точно установить, кто такой Тиберий, однако, предполагают, что речь идёт о здании, призванном увековечить имя императора Тиберия. Сегодня плита выставлена в Музее Израиля Иерусалима.

37.


В наши дни в отреставрированном театре, вмещающем около 3700 зрителей, проводятся поп- и рок-концерты различных исполнителей, включая зарубежных звезд мирового уровня. Выступление в кейсарийском театре считается важным этапом в карьере многих израильских музыкантов.

38.


Но на мой совсем не профессиональный взгляд все эти установки и аппаратура очень сильно портят вид древнего амфитеатра...

Идем дальше?..

39.


На рифе, вдающемся в море, археологами был опознан дворец Ирода. В развалинах западных комнат был обнаружен мозаичный пол, составленный из различных геометрических фигур.

40.


Лучше всего сохранилась северная часть здания - там находился большой зал с коридорами, примыкавшими к двум его сторонам.
Дворец состоял из двух уровней.

41.


В более позднюю эпоху дворец служил резиденцией римских прокураторов.

А чуть подальше - ипподром

42.


Ипподром, простирающийся вдоль морского побережья, тоже был построен во времена Ирода.

43.


44.


Беговую дорожку окружают каменные сиденья для зрителей.

45.


На стенах, огибающих арену и огораживающих её от зрителей, были обнаружены рисунки животных - видны сцены охоты, возможно, написанные под впечатлением от соревнований, происходивших в этих стенах.
В северной части арены можно видеть стартовые позиции - загоны, из которых выбегали лошади.

46.


47.


48.


Нагулявшись под солнцем по развалинам, мы хотели посидеть в тени и выпить чего-нить холодного. Благо, кафешек и ресторанов в современной Кейсарии полным-полно...

49.


50.


И там было мороженое!!!



В 1940 году в южной части развалин Кесарии был основан кибуц Сдот-Ям, а в 1977 году к северу от древнего города был заложен современный израильский посёлок Кейсария - одно из самых престижных в наше время мест проживания. Здесь нет высоток и небоскребов, здесь тихие улочки и роскошные виллы за увитыми цветами оградками.

51.



Слегка охладившись и отдохнув, мы сели в верную хондочку и поехали к следующему важному и интересному объекту Кейсарии

52.


Мы поехали к акведуку.

До времён царя Ирода Башня Стратона была относительно небольшим поселением, и имевшиеся в городе колодцы обеспечивали его жителей достаточным количеством воды. Но по мере того, как Кесария расширялась и повышался уровень жизни горожан (в частности, с построением бань), возникла необходимость в доставке в город дополнительной воды - уже из более отдалённых подземных источников. Для этого были построены две системы водоснабжения: «высокий» и «низкий» акведуки.

Первая линия была построена, вероятно, во времена Ирода: она доставляла в город воду из источников Шуни, находившихся в 12 км к северо-востоку от Кейсарии, возле современной Биньямины. Акведук опирался на дугообразные перекрытия, хорошо сохранившиеся до наших дней.

Туда-то мы и приехали.
Правда, камеры мы с тобой уже не брали, и, бредя по кромке воды, разглядывая многочисленных загорающих и купающихся, мы снимали только телефонами. Поэтому показать акведук я могу вам только на этой фотографии (зато какой!..)

53.


А это она же в движении :)



...Набегавшись по горячему сыпучему песку, нажарившись на жарком сентябрьском солнце, уставшие, мы уехали домой - туда, где история не такая древняя, камни не такие старые, имена не столь школьно-хрестоматийные. Древности - они тоже утомляют.

Инфа из Википедии и отсюда

Кейсария, национальный парк, история и археология, Израиль

Previous post Next post
Up