Деструктивная городская среда, или "Хочу это развидеть". Часть 1. Оккупация рекламой

Jun 16, 2018 16:00


Make me unsee this - в переводе с английского дословно означает "Дайте мне развидеть это". Мем широко распространился в интернетах, изобилующих шокирующими картинками, выворачивающими мозг. Существует даже научное направление - видеоэкология, изучающее визуальную среду пребывания человека. Так вот, согласно этой науке, современная городская визуальная среда, искусственно создаваемая человеком, для него деструктивна, т.к. загрязнена визуальным мусором, котрый в отличие от обычного мусора, невозможно собрать и выбросить на помойку. Его хочется просто развидеть, но 90% информации, которую мы видим каждый день на улицах, остаётся у нас в подсознании, даже если мы этого не хотим.
Основными "загрязнителями" взуальной городской среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля. Гомогенное поле - это "пустое", безориентирное пространство, лишённое деталей, где взгляду не за что зацепиться, - глаза вынуждены совершать более быстрые движения в поисках точки опоры, из-за чего быстро устают. Гомогенными полями в городе являются большие глянцевые, стеклянные, собенно зеркальные поверхности, бетонные и профнастильные заборы, большие фасадные панели. Агрессивное поле - это множество одинаковых и регулярно повторяющихся элементов, "вырвиглазные" цветовые сочетания, не встречающиеся в природе формы, - т.е. всё то, от чего в глазах начинает "рябить". Агресивные поля в городе - это плотно застроенные одинаковыми домами микрорайоны, откровенно плохая диспропорциональная архитектура, неудачные фасадные решения, кричащая и навязчивая реклама, цветное стекло. Длительное пребывание в агрессивной визуальной среде способно вызвать головную боль, хронический стресс и даже психические расстройства. В природных условиях гомогенные и агрессивные поля не встречаются, поэтому автор блога категорически против так называемого "кронирования" деревьев, когда от них стаются пни с торчащими прутиками. Деревья в городе не только делают чище воздух, но и "разбавляют" собой гомогенные и закрывают агрессивные визуальные поля.

Эта серия постов будет о деструктивной визуальной среде в Омске - о том, что его портит и что хочется развидеть. Несколько десятков лет назад этот город назывался "город-сад".  Теперь его называют "город Ад" и  "город Де Сад".  Надеюсь, что время, когда он будет очищен от всех видов мусора и снова станет Городом-Садом, наступит ещё при нашей жизни.

Часть 2. Озаборивание: https://lynx-11.livejournal.com/743.html
Часть 3. Евроремонт головного мозга: https://lynx-11.livejournal.com/825.html

Часть 1: Оккупация рекламой

Омские улицы переполнены кричащей рекламой. Реклама - это, как сказали бы экологи, - агрессивное визуальное поле, визуальный мусор. Она не вписывается в общую структуру города, его культурную составляющую, конфликтует с исторической средой, уменьшает простор, утомляет, создаёт переизбыток информации, затрудняет собирать нужную информацию.

Огромные баннеры, вывески кислотных расцветок, брендированные карнизы во всю шиниру фасада, логотипы из пластика... они повсюду.
На жилых домах:



[Читать дальше]На коммерческих зданиях:




На объектах культурного наследия:




На зданиях бывших заводов:




На витринах магазинов:






Не понятно, для чего владельцы магазинов арендуют помещения с окнами-виринами, если вместо реального товара на витрине потенциальный покупатель видит окна, наглухо залепленные баннерами. Ну и арендовали бы тогда контейнеры как на оптовке.

Реклама оккупировала даже руины:



Склады на Маркса

Создатели рекламы соревнуются в пошлости и дурновкусии. По-моему, Авеста в этом превзошла всех своих конкурентов:



Осбенно наглеют конторы, торгующие строительным ширпотребом и супемаркеты.
Реклама известной фирмы "Омские Окна" оккупировала фасад девятиэтажки, прихватив несколько лоджий:




Супермаркет "Магнит" ведёт себя ещё наглее - оккупирует фасад на уровне всего этажа, где арендует помещение, не только кричащей рекламой вывеской, но и фасадными панелями, в характерной, "выжигающей" сетчатку глаза, цветовой гамме:






Устанавливает крыльцо, полностью пренебрегая стилем здания:




В одном из дворов в Нефтяниках "Магнит" оккупировал весь тротуар, и жильцам этого дома, выходя из своего двора, приходится топать по открытму грунту, который каждый раз после  дождя превращается в грязь:





Сто лет назад на улицах городов тоже была реклама, но она не "забивала" своё окружение:



Бизнесмены проявляли бльше уважения к своим потенциальным покупателям - не портили им городскую среду.


Понятно, что предприниматель не обязан обладать хорошим вкусом. Определять границы дозволенного и предотвращать непотребство должен архитектурный надзор, а осуществлять контроль за размещением рекламы - городская администрация.
Проектная группа Public Speech проявила инициативу разработать дзайн-код Омска, привлечь к этому процессу предпринимателей и нашла поддержку в администрации города. Набраны участники, создана группа в ВК: https://vk.com/kod_om
Современная реклама в Мексике, нарисованная прямо на стене - достойная альтернатива тому, чем сегодня обвешан наш город (фото Public Speech):
















Продолжение следует...

визуальный мусор, городская среда, бизнес, реклама, пиздец, омск, архитектура

Next post
Up